Вопрос №8.Школа - воспитательная организация
Четвертой составляющей социализации, с точки зрения А. В. Мудрика, является относительно социально контролируемая социализация, т.е. воспитание. Специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задаче которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения, он называет воспитательными организациями. К числу таковых, наряду с внешкольными учреждениями образования, детскими организациями, детскими оздоровительными лагерями и т.п., относится и школа.
Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.
По совокупности автономных параметров школа:
- обязательная воспитательная организация (по принципу вхождения человека в нее);
- государственная, негосударственная, частная, конфессиональная (по юридическому статусу);
- муниципальная (по ведомственной принадлежности);
- открытая (по степени открытости—закрытости);
- постоянная (по длительности функционирования);
- разновозрастная с внутренней структурой, традиционно
предполагающей одновозрастные объединения (по возрастному
составу).
Ведущими функциями школы как воспитательной организации являются:
- культурно-образовательная (культурно-духовное развитие учащихся, формирование грамотных, образованных, социально зрелых людей, просвещение детей, выработка системы знаний и взглядов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков — получения знаний, трудовых и т.п.);
- регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отношения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности);
- коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирование поля школьного общения);
- организационно-управленческая;
- социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет и развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами);
- производственно-экономическая;
- общественно-политическая.
В современных условиях школа выполняет новые социально-педагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме, необходимостью усиления влияния на социокультурную ситуацию вне школы. К таким функциям можно отнести: социально-воспитательную; охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения; социально-педагогической поддержки семьи; социально-психологической помощи детям, родителям, педагогам; защиты прав детей; социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников; социально-культурной адаптации; и т. п.
Вопрос №9.
Успешность решения школой задач относительно социально-контролируемой социализации обусловлена характеристиками сформировавшейся философии школы, культуры школы, присущего ей климата, сложившейся в ней системы воспитания.
Философия школы. Многообразие философских установок, избираемых современной школой, можно систематизировать. В частности, предлагается все концепции условно разделить на два вида по направленности воспитательных усилий:
усилий извне, со стороны социума и его представителей (воспитание на основе авторитета или так называемое традиционное воспитание).
Основные ценности: незыблемость принятых в данной социальной группе норм, принципов и правил поведения; долг и ответственность индивида перед государством, обществом, коллективом; социальная адаптация; труд на благо общества; традиции (национальные, религиозные, коллективные и др.);
внутренних усилий (со стороны самой личности), направленных на собственное развитие и самовоспитание.
Основные ценности: саморазвитие, самореализация, целостность и уникальность личности, сотрудничество, любовь к ближнему, творчество.
Культура школы формируется в результате синтеза:
организационной культуры школы, которая аккумулирует культурные образцы, принятые и усвоенные в данной организации и влияющие на различные стороны деятельности ее членов (властные отношения и отношения контроля, отношения к деятельности, технологиям ее выполнения, межличностные отношения внутри групп, межгрупповые отношения, отношения с внешним окружением, мотивация и т.п.). Многочисленные исследования свидетельствуют, что каждый член организации, вне зависимости от его роли и статуса, должен принимать те культурные образцы, которые характерны для данной организации. В противном случае он просто не сможет эффективно работать и взаимодействовать с другими участниками организационных процессов;
ценностно-нормативной системы мира как основы транслируемого в рамках педагогического процесса опыта;
субкультурных влияний, как минимум субкультур учащихся и учителей.
О культуре школы школьное сообщество, отдельные его члены, внешний мир судят прежде всего по символам. Символы, как правило, используются в воспитательной организации для уменьшения неопределенности, а при столкновении с нестабильностью становятся ориентирами поведения. В числе таких ориентиров:
· история школы — рассказ о дате основания, целях создания, выдающихся директорах и педагогах;
· организационный фольклор — живущие в школе слухи, мифы, легенды. Важным поддерживающим фактором является возвращение на работу в должности педагога выпускников школы;
· традиционные представления, церемонии и празднования;
- материальные символы — логотипы, эмблемы, выбор цвета и формата, другие элементы дизайна, характеризующие индивидуальный стиль школы, а также стенд с фотографиями лучших учеников, победителей олимпиад и соревнований; манера одеваться; стиль представления докладов и отчетов, в которых раскрывается миссия школы; внешнее выражение ценностей и норм, кодексов и правил, регулирующих поведение и способы деятельности сотрудников и учеников, степень согласования различных позиций.
Климат школы. Это — взаимоотношения в школе, общая ориентация школы на учебные успехи, действия учителей на уроках, система наград и наказаний, «качество жизни» в школе, социально-психологическое самочувствие детей в школе, их участие в принятии решений и организации каких-либо элементов школьной жизни, стабильность количества учителей и групп школьников, организация работы непедагогического персонала
и т.д.
Модель климата как минимум двумерна и определяется сочетанием инструментальной и социально-экспрессивной функций. Инструментальность сводится к организации выполнения предписанных обязанностей. Социально-экспрессивная функция требует сохранения работоспособного коллектива.
Различают четыре типа климата: личностно-пассивный, безлично-пассивный, безлично-активный, личностно-активный.
Личностно-пассивный климат — такой, в котором человек ощущает со стороны школы как воспитательной организации заботливое отношение к себе как к личности, но низкую требовательность. Основное правило жизни в таких коллективах — ничего не менять, никого не задевать, не «высовываться».
При безлично-пассивном климате контроль также не очевиден. Сообщество распадается на множество подразделений, каждое из которых живет своей жизнью. Личность никого не интересует: даже если кто-то проявляет активность — это остается без внимания.
При безлично-активном климате человеку предоставляются ощутимые стимулы, но предъявляются жесткие требования. Роли здесь строго определены, остается немного возможностей проявить индивидуальность. Возможна ситуация общей тревоги, когда члены коллектива стараются не вступать в доверительные межличностные отношения, поскольку неясно, кто является источником компрометирующих сведений.
Личностно-активный климат отличает забота о развитии личности, ее успехах, самореализации. Однако привилегии достаются лишь тем, чьи способности и деятельность соответствуют целям организации.
Психологический климат школы, школьного класса может быть как «угрожающим», так и «развивающим». В первом из них угрозы и требования руководителя обеспечивают пассивное послушание, конформизм. Во втором — внимание, одобрение и поддержка укрепляют человеческое достоинство, стимулируют самоуважение, гордость, стремление к самоутверждению, реализацию способностей. Так у членов коллектива развиваются ответственность и принципиальность, инициатива и творчество.
Очевидно, что предпочтительным является развивающий психологический климат. Чтобы обеспечить его, необходимо внести в жизнедеятельность школы как воспитательной организации ряд характеристик, а именно:
- открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред;
- понимание, способность «войти в положение» другого. Не требуется одобрения любого поступка, но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывают подозрительность и недоверие;
- гласность. Неравенство в межличностных отношениях неизбежно, но одно дело, если оно основано на положении в административной иерархии, «силовых» различиях, и совсем другое — на известных каждому нравственных качествах, компетентности человека;
- оценивание не личности, а фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить человеку последствия его поступка для других людей и для него лично, чем просто навесить ярлык;
- не приказ, а ориентация на проблему. Если человеку остается лишь исполнять чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать ответственность за результат;
- сослагательность, а не категоричность в общении, скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство, обрывает обратную связь.
Вопрс№13.
Система, структура и содержание социального воспитания в школе.
Социальное воспитание представляет собой систему целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных макрогрупп в интересах согласования трудовой и познавательной активности их членов, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями данного общества в направлении прогрессивного социально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека.
Система социального воспитания – относительно устойчивая совокупность ценностей и норм; организованное соединение людей в соответствии с принципами и сферами их действия, порядками выполнения функций, пространственно-временными связями, отношениями, упорядоченными способами деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей социализации людей в обществе, решения культурно развивающих задач социального становления личности.
Социальное воспитание как система содействия разумной самоорганизации человеком собственной жизни включает информационно-энергетические (общественные и личностные) ресурсы и пространственно-временные компоненты своего функционирования.
Цели системы социального воспитания:
— направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе;
— необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине);
— конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (поло-ролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).
Социальное воспитание — ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. Необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате социального воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.
По мнению ученых большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Ее деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею.
С одной стороны, она — система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду» через ее отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).(Новикова Л.И.)
Структура. Основными компонентами системы социального воспитания являются:
· целевой,
· содержательный,
· операционно-деятельностный,
· аналитико-результативный.
Целевой компонентпредполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой — с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.
Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.
Содержание социального воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.
В соответствии с задачами можно определить содержание социального воспитания школьников:
• формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
• подготовка к самостоятельной жизни и труду, помощь в профессионально-образовательном самоопределении;
• формирование нравственной, эстетической и экологической культур, культуры семейных отношений;
• овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
• создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности;
• профилактика правонарушений, правовое воспитание.
Операционно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и, по сути, представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей.
Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащегося — это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.).
Аналитико-результативный компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса. Так, знание причин недостаточной эффективности в воспитательной работе классного коллектива позволяет правильно наметить учебу актива, улучшить работу классного руководителя с учителями-предметниками, с родителями. Выделение основных причин помогает выбрать главное звено в деятельности.
Вопрос№16.
Локальная воспитательная система школы. Школа как воспитательная организация тем более эффективна, чем выше уровень развития ее воспитательной системы.
Воспитательная система школы — это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целевой блок, субъекты, их деятельность отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т. п.
Целесообразность создания целостных воспитательных систем заключается в следующем:
- происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности и крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);
- расширяется диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность благодаря включению в освоенные коллективом школы социальную и природную среды;
Воспитательная система школы всегда содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке. Поэтому при построении системы следует уделить особое внимание формированию традиций: они придают устойчивость системе, повышают ее жизнеспособность. Но есть и обратная сторона медали: замыкание на традициях, остановка в развитии неизбежно переводят живую систему в состояние деградации, саморазрушения;
- специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в школьном коллективе;
- подтверждается идея целостности педагогического процесса. Любое искусственное разделение процесса обучения и собственно воспитания (как бы мы ни говорили о теоретической невозможности подобного явления, практика упорно свидетельствует об обратном) сводит на «нет» усилия по созданию воспитательной системы с желаемыми характеристиками. Более того, для целостной воспитательной системы принципиальное значение имеют характеристики и других подсистем воспитательной системы.
Компонент — какая-либо часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями. Компонент может выступать в системе как элемент (минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой) и как подсистема (часть системы, которая сама состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих элементов). С помощью структурного анализа можно выделить следующие основные компоненты воспитательной системы.
1.Подсистема целей и идей (является главным определяющим
процесса формирования воспитательной системы). Цель воспитательной системы должна соответствовать ряду требований: ориентироваться на развитие личности; соответствовать запросам ближайшего социального окружения и ожиданиям учащихся; иметь четкие и ясные формулировки; предполагать возможность деления главной цели на составляющие (создание «древа целей»); быть диагностичной. Наряду с целью коллектив школы определяет некоторую совокупность идей, на основе которых строит свою жизнедеятельность (кредо школы, основные положения «Устава школы», принципы построения воспитательной системы, правила «Кодекса жизни в школе» и т.п.). Непременным условием выступает коллективное целеполагание, а также дифференциация условий на поддающиеся и не поддающиеся контролю (проявления стихийной социализации).
2. Общность людей, реализующих цели и идеи. Ядром воспитательной системы является единство двух коллективов: педагогического и ученического. При этом надо отчетливо осознавать неоднородность школьного коллектива, в котором могут и должны существовать такие группы: а) инициативная, которая является генератором идей и организатором действий по созданию воспитательной системы; б) сторонников инициаторов и «сочувствующих» им; в) отрицательно относящихся к целям и идеям воспитательной системы и препятствующих ее построению; г) равнодушных ко всему происходящему в школе.
3. Подсистема деятельности, общения и отношений. Основное значение этого компонента заключается в том, что он является системообразующим фактором, благодаря которому создается и поддерживается внутреннее единство и устойчивость системы. Однако не все виды деятельности, культивируемые в школе, следует относить к системообразующим. Непременные условия определения системообразующего вида деятельности следующие:
а) он должен выражать доминирующую коллективную потребность и быть престижным в глазах если не всех, то большинства
школьников;
б) он должен не формально, а естественно и реально соответствовать главной цели и задачам системы;
в) педагогический коллектив обязан владеть методикой выокопрофессионального использования этого вида в целях воспитания;
г) необходимость формирования системообразующих связей с
другими видами деятельности и точного определения места данного вида в общем целом;
д) наличие предпосылок для формирования того или иного
вида деятельности в качестве системообразующего (например:
трудовая деятельность требует наличия определенной материально-технической базы; познавательная — должного интеллектуального уровня учащихся и высокого профессионального мастерства всех педагогов школы; и т.д.);
е) влияние интересов и потребностей учащихся, ожиданий родителей (выражение индивидуального и социального заказов), особенностей педагогического коллектива, типа учебного заведения, традиций школы и окружающего социума, финансово-материальных возможностей школы.
4. Финансово-материальная база воспитательной системы может превышать, уступать или соответствовать материально-финансовым возможностям школы. Если для воспитания детей используются не все эти возможности школы, то база воспитательной системы уже школьной. Если в воспитательном процессе используются возможности ближайшего окружения — учреждений внешкольных и культуры, базового предприятия или спонсора, то база воспитательной системы шире школьной.
5. Среда, освоенная школьным коллективом. Не вся окружающая школу социальная и природная среда является компонентом воспитательной системы, а лишь та ее часть, которая освоена школьным коллективом и стала для него жизненным пространством.
Связи воспитательной системы школы со средой многогранны. В последнее время в теории воспитания широко используется категория «пространство», которое рассматривается как часть педагогической реальности, как мера бытийного объема, обусловливающего существование конкретного типа воспитания. Это, образно говоря, территория, где имеются источники воспитательного влияния и его факторы, действуют закономерности и принципы, возможна деятельность, цель которой — воспитание человека.
Воспитательное пространство — педагогически организованная конкретно-историческая социальная среда, в которой интегрируется воспитательный потенциал основных структур пространства с целью создания наиболее благоприятных условий для индивидуально-личностного развития детей и их активизации как созидателей собственной среды жизнедеятельности («среды взросления»). Неорганизованная в воспитательном плане среда способна свести «на нет» все усилия педагогов. Если ребенок находится в пространстве, не усваивая и не присваивая его, в таких случаях пространство не является воспитательным.
Предосновой воспитательного пространства выступает воспитательная среда.