Примерная схема анализа урока
1. Дата, школа, класс, учитель.
2. Тема урока. Вид урока.
3. Цель, задачи урока: образовательная, воспитательная, развивающая
соответствие цели, задач теме урока).
4. Организация начала урока:
- готовность учащихся к уроку (состояние рабочего места, наличие
учебников, тетрадей, инструментов, письменных принадлежностей);
- мобилизация учащихся на работу (психологический настрой, установка на предстоящую работу);
- наличие оборудования, средств обучения;
- гигиенические требования (чистота, освещенность, осанка детей при письме и т, д.).
5. Изучение нового материала:
- подготовительная работа к восприятию новой темы (актуализация
опорных знаний, умений и навыков, мотивация учения);
- научность, доступность, связь с жизнью изучаемого материала;
- обоснованность, логичность, осуществление межпредметных связей, опора на жизненный опыт детей;
- выбор оптимальных методов объяснения (наглядных, словесных,
практических, проблемных),
- рациональное использование наглядных пособий, ТСО;
- приемы активизации познавательной деятельности учащихся, включение их в поисковую деятельность, задания по развитию творческих способностей учащихся; дидактические игры и занимательные упражнения.
6. Закрепление нового материала:
- актуализация материала для закрепления;
- приёмы обобщения, систематизации учебного материала;
- сочетание индивидуальных, групповых, общеклассных форм работы;
- организация самостоятельной работы учащихся (частота, целесообразность, проверка).
7. Домашнее задание:
- содержание и объем задания;
- методические рекомендации по его выполнению.
8. Подведение итогов и оценка урока:
- решение поставленных задач урока, достижение цели урока;
- законченность и преемственность этапов урока;
- целесообразность типа и структуры урока данной теме;
- профессиональные качества учителя: знание учебного материала, методическое мастерство, педагогический такт, стиль общения, создание атмосферы сотрудничества,
- использование дифференцированного и индивидуального подходов;
- оценка работы класса и отдельных учеников;
- рациональное использование времени на уроке.
9. Замечания и предложения.
Задание14. Опираясь на изученный материал составьте схему анализа и самооценки урока.
Задание15. Подготовьте конспект и презентацию нестандартного урока для начальной школы (предмет, тема и класс по выбору).
Задание16. Учитель начальных классов Лутынская Инна Юрьевна (МБОУ СОШ №3 с. Ильинское) [20 ] предлагает строить урок на основе технологической карты. Что представляет собой такая карта? Опишите структуру и определите предназначение технологической карты урока. Считаете ли вы необходимым использовать такую карту для проведения урока в начальной школе?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются:
По вертикали этапы урока: | По горизонтали: |
Организационный момент. | Задачи каждого этапа. |
Подготовка к активной познавательной деятельности. | Методы. |
Установка познавательной задачи. | Формы. |
Усвоение новых знаний. | Виды деятельности учащихся. |
Первичная проверка понимания. | |
Закрепление знаний. | |
Самопроверка знаний. | |
Итог. Домашнее задание. |
Единых требований к составлению технологических карт не существует; учитель выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.
Вариант 1
Технология проведения | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
1 этап Цель – актуализировать знания о… | ||
Вариант 2
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | ||
Вариант 3
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Вариант 4