ЗАНЯТИЕ 1. Анализ основных научных идей
Ученых - педагогов (2 часа)
Ключевые понятия: объект, предмет, функции педагогики, основные категории: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие.
Задачи:проанализировать педагогические идеи различных ученых. Выявить положительные (отрицательные) стороны. Обосновать актуальность данных идей в современной педагогике.
План занятия
1. Объект, предмет, функции педагогики.
2. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие.
3. Анализ основных научных идей ученых-педагогов.
4. Обоснование актуальности идей ученых-педагогов в современной науке.
Задание первое
1. Определите место педагогики в системе наук о человеке.
2. Раскройте сущность разделов педагогики как отрасли интегративного знания (используя схему).
3. Определите категории педагогики и проанализируйте функции педагогики.
4. Прочитайте текст о жизнедеятельности известного ученого-педагога (см. приложение к теме).
Задание второе
1. Определите основные педагогические идеи данного ученого.
2. Выявите их положительные и отрицательные стороны.
3. Заполните таблицу.
Таблица 1
Анализ основных педагогических идей ФИО педагога
Идея | Положительное | Отрицательное |
Задание третье
Обоснуйте актуальность идей ученых-педагогов в современной науке (в виде дискуссии по группам).
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей /[под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 15–27.
2. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 13–24.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / [под ред. А.И. Пискунова]. – М., 2001. – 512 с.
2. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / [сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский]. – М., 1988. – 416 с.
3. Корчак Я. Как любить ребенка : Книга о воспитании / Я. Корчак. – М., 1990. – С. 4–267.
4. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1978. – Т. 1. – С. 58-72.
5. Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Избр. пед. соч. : В 2-х т. – М., 1981. – Т. 1. – С. 208–399.
6. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И. Пискунов. – М., 1981. – 528 с.
7. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж-Ж. Руссо // Пед. соч. : в 2-х т. – М., 1981. – Т.1. – С. 19–592.
8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1953. – Т. 1. – С. 229–263.
ЗАНЯТИЕ 2. Методы педагогических исследований (2 часа)
Ключевые понятия:метод, наблюдение, изучение опыта, педагогический эксперимент, тестирование, шкалирование, моделирование, проектирование.
Задача –научиться определять тип образовательной среды методом векторного моделирования.
План занятия
1. Методы исследования в педагогике.
2. Использование различных методов в практике.
3. Построение векторных моделей образовательных сред.
Задание первое
Изучите классификацию методов изучения педагогической действительности.
Задание второе
Обоснуйте целесообразность применения того или иного метода в практике преподавания.
Задание третье
1. Ознакомьтесь с методом векторного моделирования (приложение к теме).
2. Пользуясь материалами к теме 1, постройте векторные модели образовательных сред, созданных различными учеными-педагогами.
3. Постройте векторную модель образовательной среды факультета.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей /[под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 35–48.
2. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов [и др.]. – 4-е изд., испр. – М., 2001. – С. 23–56.
3. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 43–64.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / [под общ. ред. Н.Л. Селивановой]. – М., 1998. – 330 с.
2. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]. – М., 1989. – С. 16–165.
3. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский [и др.]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1988. – С. 56–72.
4. Стефановская Т.А. Педагогика : наука и искусство / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 23–45.