Технологичность» творческой педагогики и педагогики творчества

Технологичность – «гармония» и «алгебра» содержания обучения, развития или воспитания в общей педагогике определяется, как способность педагогической технологии подвергаться кодированию(«алгебра»), не утрачивая при этом своих воспитательно-обучающих возможностей («гармония»).

Технологичность представляет собой не простую взаимосвязь технологии и творческого вдохновения, но является регулятором равновесия творческо-педагогического процесса на грани рационального и того, что находится за этой гранью (иррационального, бессознательного).

Технологичность как возможность кодирования эмоционально-информационного содержания («информационная теория эмоций» П.В. Симонова, 1964 г.) является общим и универсальным принципом, как науки, так и искусства.

«Театр – закодированная практика, а расшифровка кодов необходима и крайне увлекательна: идёт ли речь о продолжающих существовать до сих пор кодах, определявшихформы прошлого, или о новых кодах, создающихся и утверждающихся сегодня...» – определяет семиотический характер театральности Анни Юберсфельд.

На то, что в сценической педагогике не востребована и не разработана методология «открытых Станиславским вечных законов поведения человека на сцене» сетовал в своё время Г.А. Товстоногов. Происходит это в силу того, что «вечные законы поведения человека» не могут быть ограничены спецификой техники поведения на сцене. Поскольку театральность – это закодированная практика «жизни человеческого духа» во всех её ипостасях и способность к её «расшифровке» определяет способность к творчеству.

В искусстве различные способы кодирования информации (зрительно-пространственными, словесными, акустически образными, цифровыми и т.д.) сочетается с формой выражения (декодирования): мышление звуками, мышление образами, мышление цветовыми комбинациями.

Педагогика творчества развивает и воспитывает одновременно способность творческого мышления к восприятию кода (художественно-эстетическая реакция-восприятие) и способность к выражению на языке этого кода. Специализация художественной деятельности определяется языком этого вида деятельности. Процесс отбора учащихся на конкретную специализацию обусловлен общей проблемой дифференциации способностей к усвоению и пользованию различными типами кодов. В нашем случае таким языком-кодом является сценическое искусство. Театральная педагогика обучает «сценическому» языку, и её технологичность обусловлена набором сценической кодификации. Абсолютизация кодирования и ограничение процесса обучения сценическому искусству чисто технологическими подходами создаёт проблемы «профессионализации» («Специалист подобен флюсу» по К. Пруткову).

Технологичность творческой педагогики обусловлена, в первую очередь, тем, что язык искусства является только поводом («шифром») к раскодированию человеческой истории поведения, чем и является «театральность». Технологический инструментарий творческой педагогики направлен на развитие общей одарённости, способной к созданию собственного кода и своего языка выражения («игровая персонификация»), который был бы основан на познании «вечных законов поведения человека» вне специализации, во всей его целостности.

Таким образом, технологичность творческой педагогики связана с вопросами психологического обоснования законов творчества, которые обуславливают отбор технологических средств развития творческой природы – образного художественного мышления, как психологической единицы человеческого сознания. Технологический отбор осуществляется по интегрированному художественному принципу развития бессознательных основ творчества на базе аналого-ассоциативных механизмов (например, развитие практических технологий формирования «правополушарных» интуитивно-творческих механизмов сверхсознания).

При этом необходимо помнить, что педагогическая технология не механический, раз навсегда заданный процесс с неизменным выходом, а организационно-содержательная структура, сердцевина, определяющая направление взаимодействия педагога и детей при бесконечном разнообразии подходов и отношений.

Наши рекомендации