Темы для семинарских занятий 4 страница

4. Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

Перечисленные факторы риска носят внешний, объек­тивный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны раз­личать. К ним относятся: ощущение собственной незначи­мости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, не­знание или неприятие социальных норм и ценностей, не­умение критически мыслить и принимать адекватные реше­ния в различных ситуациях, неумение выражать свои чув­ства и реакции на себя самого и других людей.

Предупреждение отклонений в развитии личности и по­ведении детей и подростков требует их психологической им­мунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам по­ведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать соци­ально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализу­ющих и корректирующих негативные воздействия обществен­ного кризиса. Она может включать следующие направления:

1) выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, про­воцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

2) анализ результатов изучения мнений учеников, ро­дителей, учителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личнос­ти и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

3) подготовка педагогических кадров, владеющих мето­дами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими при­емами, направленными на формирование у детей: способ­ности эффективно общаться, принимать ответственные ре­шения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и раз­вивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;

4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может ре­шаться посредством ряда компетентных управленческих ре­шений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, организацией дополнительного образования и др.

Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих про­явлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности крити­чески мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подрос­ток умел делать здоровый выбор, его следует обучить уме­нию владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревож­ностью, конфликтами; научить неагрессивным способам ре­агирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, по­зволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личнос­ти и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности учебной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной, удовлетворяющей уча­щихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учи­телями, родителями);

3) психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным об­разом связано с гарантированной социальной защищеннос­тью, включающей в себя:

1) знание учащимися своих прав и обязанностей;

2) их неукоснительное соблюдение учителями и други­ми субъектами учебного и воспитательного процессов;

3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное свое­образие и самоопределение.

Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подро­стков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя ка­ких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, за­пущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.).

В совокупности оказываемая подросткам помощь при со­блюдении названных выше требований и условий позволя­ет обеспечить им равномерное гармоничное развитие лич­ности, ее базисных структур и их проявлений в деятельнос­ти, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

Наиболее успешное и полноценное проведение той рабо­ты предполагает разработку методов выявления подрост­ков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специа­лизированной помощи, разработку методов и приемов ока­зания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьни­ков различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития лич­ности как ведущего условия и фактора эффективной про­педевтики отклонений в ее развитии и поведении.

2.3. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы устано­вить с ними контакт для любой последующей работы, пси­хологу требуется приложить довольно много усилий, кото­рые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональ­ную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия (Филонова Л.Б., 1985).

Контактное взаимодействие — это такая модель поведе­ния инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении об­щения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и коррекции.

Целью применения методики является сокращение дис­танции между людьми и самораскрытие личности в процес­се общения.

Взаимодействие психолога с девиантным подростком раз­ворачивается в шести стадиях:

1. Расположение к общению.

2. Поиск общего интереса.

3. Выяснение предполагаемых положительных для обще­ния и демонстрируемых качеств.

4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.

5. Адаптивное поведение партнеров.

6. Установление оптимальных отношений

На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи (табл. 13).

Таблица 13 Методика контактного взаимодействия с подростками

Стадия взаимодействия Содержание и характер контакта Основная Результат
    тактика  
1 Расположение Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости   Одобрение, Принятие
к общению согласие, согласия
  безусловное  
  принятие  
     
     
     
2. Поиск об- Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам Ровное отношение — заинтересо- ванность — подчеркивание уникальности личности Положи- тельный эмоцио- нальный фон, согласие    
щего интере-
са
 
 
 
 
 
3. Выяснение Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя   Принятие того, что предлагает партнер, авансиро- вание доверием Создание ситуации безопасно- сти, безусловное принятие личности
предполагае-
мых положи-
тельных ка-
честв
 
 
4. Выяснение Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, про- гнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах Принятие позитивно- го без обсуждения, сомнения, возражения   Ситуация доверия, открытости  
предполагае-
мых опасных
качеств
 
 
   
5. Адаптив- Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого Открытые высказыва- ния; стимулирование диалога, советы   Определе- ние объекта и предмета изменения и преобразо- вания    
ное поведе-
ние партне-
ров
 
 
 
 
   
6. Установле- Общие планы действий. Совместная Общие на- Согласие на
ние опти- разработка программы. Нормативы мерения выполнение
мальных от- общения, взаимодействия. Распреде-   принятого
ношений ление ролей. Составление планов по   плана
  самоизменению    

Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантньши подростками.

2.4. ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Гораздо реже психологи исследуют причины и условия формирования этих девиаций, исполь­зуя этимологический подход. Расширение области диагнос­тики (объекты, предметы) влечет за собой определенные трудности при создании универсальных методик, способ­ных отвечать сразу на все вопросы: Имеет ли место девиа­ция? Какой тип девиантного поведения диагностируется? Каковы причины, его вызывающие? В каких ситуациях оно проявляется? Носит ли оно ситуативный характер или уже является личностной характеристикой подростка? и др.

Набор психодиагностического инструментария по рассмат­риваемой проблеме достаточно разнообразен. Для диагнос­тических целей могут быть использованы и общие методи­ки, и специальные тесты, и их сочетания в виде батареи тестов. Предлагаются и различные модели диагностики. Весьма продуктивной представляется модель, включающая скри­нинг — направленное выделение «групп риска» и последу­ющую дифференциальную диагностику этих групп с при­влечением специалистов-смежников для уточнения этиоло­гии отклонений (Кузнецова И.В., Сергеев Г.К., 1994).

В диагностической работе с подростками и старшеклассни­ками психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опрос­ника Р. Кеттела, патохарактерологического опросника А.Е. Личко и проективного теста М. Люшера.

Признаки нарушений поведения у подростков

Диагностируемые показатели

Опросник Р. Кеттела (симптомокомплексы)

I+D+C+ Аффективное поведение.

Е+ Склонность к агрессии.

G— Асоциальное, аморальное поведение.

J+ Склонность к правонарушениям группового характера.

O+Q4+C-F- Склонность к алкоголизации.

ПДО А.Е. Личко (акцентуации характера)
Темы для семинарских занятий 4 страница - student2.ru Темы для семинарских занятий 4 страница - student2.ru Неустойчивая Истероидная Эпилептоидная Гипертимная Склонность к риску, контакту с асоци­альными личностями, прогулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству.
Лабильная Эпилептоидная Истероидная Вероятность демонстративного суицида.
Отношение к спиртным напиткам У+2 Склонность к алкоголизации
Темы для семинарских занятий 4 страница - student2.ru Циклоидная Сенситивная Психастеническая Вероятность суицидального поведения.
Истероидная Вероятность демонстративного суицида
Эпилептоидная Склонность к агрессии
     

Тест М. Люшера (сочетание цветов)

Сочетание 1, 2, 3, 4 с 7, 0 Патохарактерологическое раз­витие личности, психопати­ческие черты, ведущие к со­циальной дезадаптации.  
5-й цвет на первом месте Дезадаптивное, аффективное поведение.  
Сочетания 5, 2 и 2, 5 Черты паранойяльного сти­ля переживаний, поведения, крайнее упрямство.  
Сочетания 1, 7 Агрессивное поведение, протестные реакции.  
Сочетания 2, 6 и 6, 2 Аффективное, взрывчатое по­ведение.  
Сочетания 7, 4 Экстремальное поведение, де­задаптация.  
Сочетания 2, 7 и 7, 2 Негативизм, недоверие.  
Сочетания 4, 3, 2; 4, 3, 7 или 4, 3, 0   Сочетания 2, 0 и 0, 2 Сочетания 5, 4   Сочетания 3, 5, 7; 3, 7, 5 и 7, 5, 3 Вспышки поведенческих реак­ций в стрессовых ситуациях. Конфликтность. Демонстративное, истероидное поведение. Антисоциальные тенденции поведения.
       

Универсальной методикой выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков представля­ется «Методикадиагностики склонности к отклоняющемуся по­ведению»(разработана Вологодским центром гуманитарных ис­следований и консультирования «Развитие» в 1992 г.). Она содер­жит семь шкал:

1. Шкала установки на социальную желательность — 15 пунктов.

2. Шкала склонности на социальную желательность — 17 пун­ктов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению — 20 пунктов.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазруша­ющему поведению — 21 пункт.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию — 25 пунктов.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций — 15 пунктов.

7. Шкала склонности к делинквитному поведению — 20 пунктов.

В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (ниже приводится вариант для лиц мужского пола).

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.

7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.

9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путе­шествиями, даже если она и опасна для жизни.

13.Я всегда говорю только правду.

14. Если человек в меру и без вредных последствий употреб­ляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это впол­не нормально.

15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругатель­ствам.

16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить,

18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.

19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если ис­пытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23. Я иногда не слушаюсь родителей.

24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.

29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одур­манивающие, токсические вещества.

32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не вы­годно.

33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребле­ния спиртных напитков.

36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу пос­ле ряда обидных неудач.

37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благород­ным разбойником.

42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дра­кой.

43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые выс­казывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.

46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.

47. Иногда я скучаю на уроках.

48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязатель­но потребую от него извинений.

49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы пре­ступник ушел от преследования.

54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слы­шу неприличную шутку,

55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые мо­гут смутить окружающих.

56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о лю­бовных историях.

59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты

60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61. Меня раздражает, когда девушки курят.

62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подхо­дить.

70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов пер­вым начать драку.

71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака силь­но преувеличивают.

75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выра­жениям — это нормально.

78. Я часто не могу сдержать свои чувства.

79. Бывало, что я опаздывал на уроки.

80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не со­гласен со мной.

83. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домаш­нее задание.

84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного на­строения.

85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что пре­ступник остался безнаказанным.

87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых неко­торые свои поступки.

88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их об­манывали.

89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыг­нуть вниз.

93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвраще­ние.

94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого упот­ребления спиртных напитков.

96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97. Временами я не могу- справиться с желанием причинить боль другим людям.

98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Наши рекомендации