Практические занятия базового курса
Объем базового курса и виды учебной работы
Таблица 1
Объем базового курса
№ | Вид учебной работы | Всего часов |
1. | Общая трудоемкость дисциплины | |
2. | Аудиторные занятия | 72 |
Теоретические занятия | ||
Практические занятия | ||
4. | Самостоятельная работа: | 174 |
Содержание курса
Учебный курс состоит из 6 основных разделов. При этом он построен таким образом, что первый раздел посвящен введению в профессию вожатого, а остальные пять – соответствуют периодам логики развития лагерной смены.
Разделы учебного курса и виды занятий
Таблица 2
Основная образовательная программа
№ | Название раздела | Кол-во часов | |||
Теория | Практика. | СР | Всего | ||
1. | Введение в профессию вожатого | ||||
2. | Организация работы вожатого в подготовительный период смены | ||||
3. | Технология организации работы вожатого в организационный период смены | ||||
4. | Технология работы вожатого в основной период смены | ||||
5. | Технология работы в заключительный период смены | ||||
6. | Организация работы вожатого в постлагерный период смены (последействие) | ||||
Итого | 43 | 29 | 174 | 246 |
Таблица 3
Вариативная образовательная программа
№ | Название раздела | Кол-во часов | |||
Теория | Практика. | СР | Всего | ||
1. | Введение в профессию вожатого | ||||
2. | Организация работы вожатого в подготовительный период смены | ||||
3. | Технология организации работы вожатого в организационный период смены | ||||
4. | Технология работы вожатого в основной период смены | ||||
5. | Технология работы в заключительный период смены | ||||
6. | Организация работы вожатого в постлагерный период смены (последействие) | ||||
Итого | 9 | 36 | 10 | 55 |
Содержание разделов базового курса
Таблица 4
Содержание разделов курса
№ п/п | Раздел, тема учебного курса, содержание занятия | Т | Пр | СР | Всего |
Раздел 1. Введение в профессию «вожатый» | |||||
1.1. | Вожатый как профессионал Вожатый как член педагогического коллектива лагеря. Роль вожатого в воспитательном процессе. Должностные обязанности вожатого. Требования к личности вожатого. Профессионально важные качества. Мотивация выбора профессии вожатого. Педагогическая культура, имидж и этика вожатого. Роль вожатской практики в развитии личности профессионала. | ||||
1.2. | Нормативно-правовые основы деятельности вожатого Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого. Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Конституция РФ. Права и обязанности вожатого. Трудовой договор. Порядок оформления и увольнения. | ||||
1.3. | Основы обеспечения безопасного пребывания ребенка в лагере Организация пребывания ребенка в лагере. Общие меры безопасности. Меры пожарной безопасности. Безопасное передвижение в транспорте. Правила проведения купания, туристических походов, экскурсий и спортивных мероприятий. Требования к соблюдению санитарных норм. Режим дня: цели, задачи элементов распорядка дня: подъем, зарядка, тихий час, отбой. Организация питания. Организация дней заезда, выезда и посещения родителей. | ||||
1.4. | Основы организации смены. Обзор периодов логики развития смены. Динамика задач и общее содержание деятельности вожатого в процессе развития смены. Подготовительный период. Организационный период. Основной период. Заключительный период. Постлагерный период, последействие. | ||||
Раздел 2. Организация работы вожатого в подготовительный период смены | |||||
2.1. | Программирование смены. Знакомство с программой смены. Программа смены как основа организации работы вожатого: профиль, направленность, продолжительность, контингент участников. Основные направления реализации программы (воспитательное, физкультурно-спортивное, валеологическое, образовательное). Игровой сюжет смены: цель, задачи, роль. Логика развития игрового сюжета. Планирование и распределение обязанностей на смену: цели, задачи и механизм реализации. | ||||
2.2. | Основы воспитательной работы в лагере. Определение понятий «воспитание», «обучение», «развитие», их соотношение и реализация на смене. Направления воспитательной работы в лагере (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, социально-коммуникативное и др.). Принципы, формы и методы организации воспитательной работы в лагере и в отряде. Система дополнительного образования в лагере. Принципы и механизм реализации. Программа дополнительного образования. | ||||
2.3. | Система соуправления в лагере. Соуправление и самоуправление в лагере: цели, задачи. Роль соуправления в развитии личности ребенка. Механизм реализации соуправления в лагере на уровне отряда и лагеря. Технология организации соуправления детей на уровне отряда. | ||||
2.4. | Система мотивации деятельности детей на смене. Стимулирование деятельности участников смены: цель, задачи, формы. Роль в развитии личности ребенка. Механизм стимулирования деятельности: технология мотивации деятельности детей на индивидуальном и групповом уровне. | ||||
2.5. | Основы формирования вожатского коллектива. Профессиональный отбор. Формирование вожатского коллектива. Требования к кандидату. Технология формирования вожатских пар, распределение по отрядам. Работа напарников: стили, стратегии и позиция во временном детском коллективе. Система взаимодействия вожатого с администрацией лагеря, руководителем смены, педагогами лагеря, воспитателями корпусов. Инструктивный лагерь как подготовка к смене. Цели и задачи инструктивного лагеря. | ||||
2.6. | Теоретическая подготовка вожатого. Определение понятия «временный детский коллектив», его характеристики и функции в развитии личности ребенка. Структура временного детского коллектива. Этапы развития временного детского коллектива: закономерности, трудности, стратегии взаимодействия. Возрастные психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и раннего юношеского возраста. Типология ребенка: темперамент, характер. Тип личности: гиперактивный, чувствительный, тревожный, замкнутый, маленький умник и пр. Типология «трудного» ребенка: проявления, причины, пути устранения трудностей. Учет индивидуальных особенностей детей в работе вожатого с группой. | ||||
2.7. | Общение как основа деятельности вожатого. Коммуникативные барьеры. Ошибки в восприятии. Субъективность и объективность. Структура личности человека. Защитные механизмы личности: роль, проявление, предотвращение. Учет психологических механизмов в выстраивании системы взаимодействия с детьми, родителями и коллегами. Конфликт. Типы конфликтов в загородном лагере, причины их возникновения. Динамика развития конфликта. Управление конфликтами: профилактика и решение. Последствия конфликта. | ||||
2.8. | Практическая подготовка вожатого. Отрядная работа с детьми. Формы и методы работы с детьми. Художественное оформление отрядных дел. Отрядный уголок: цели, задачи, виды, порядок оформления, основные требования. Эмблема, девиз. Коллективное творческое дело: понятие и особенности организации. Виды КТД. Цели отрядных КТД. Методика организации и проведения отрядных дел. Основы сценического мастерства. Культура работы на сцене и в зале. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка. Правила организации игр. Требования к организации игр. Виды игр и особенности их проведения. Игровое конструирование. Огонек: цель, задачи, виды (огонек знакомства, аналитический, конфликтный, тематический, прощальный), технология проведения. | ||||
2.9. | Методическая подготовка вожатого. Механизм планирования воспитательной работы в отряде на смену. Учет специфики программы смены, категории участников, их возрастных особенностей. Разработка плана: цели, задачи, принципы планирования, приемы оформления. Анализ итогов дня и проблемных ситуаций. Методы организации обратной связи. Подготовка методических материалов. Методическая копилка вожатого: цель, задачи, структура, содержание. Разработка мероприятий смены. Правила оформления документов. Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана. | ||||
Раздел 3. Технология организации работы вожатого в организационный период смены. | |||||
3.1. | Характеристика организационного периода смены Цели, задачи организационного периода смены. Направления деятельности вожатого. Формирование временного детского коллектива в организационный период смены: цели, задачи, методы работы вожатого, система взаимодействия с детьми. Основные аспекты внимания вожатого при формировании ВДК. Работа напарников. Критерии успешности прохождения организационного периода смены. | ||||
3.2. | Адаптация детей к условиям загородного лагеря Понятие «адаптация». Характеристика адаптации к лагерю и ее роль в успешности смены и развитии личности ребенка. Этапы адаптации ребенка. Стратегии адаптации, ее поведенческие и эмоциональные проявления. Причины трудностей адаптации ребенка: дети группы «риска», факторы дезадаптации (неудачный социальный опыт, стиль семейного воспитания, типология личности ребенка). Тип личности ребенка и стратегия адаптации в коллективе. Пути решения проблем адаптации ребенка, технология работы с плачущими, замкнутыми, демонстративными, агрессивными и др.типами детьми. | ||||
3.3. | Детские конфликты в организационный период смены Конфликт в организационном периоде: характеристики, функции, пути профилактики и разрешения. | ||||
3.4. | Методика работы вожатого в организационный период смены Технология организации внутриотрядной работы. Выявление интересов и сильных сторон детей. Виды игр организационного периода (игры в автобусе, в зале, игры на знакомство, сплочение и др.). Определение социометрического статуса ребенка: выявление и коррекция. | ||||
Раздел 4. Технология работы вожатого в основной период смены | |||||
4.1. | Характеристика основного периода смены. Характеристики основного периода смены. Динамика развития ВДК в основной период смены. Формы общелагерных мероприятий периода, их цели, задачи и роль в развитии личности ребенка. Критерии эффективности основного периода. | ||||
4.2. | Конфликтные зоны основного периода. Конфликтные зоны основного периода. Технология работы вожатого с временным детским коллективом. | ||||
4.3. | Формы и методы работы вожатого в основной период смены. Позиция вожатого в детском коллективе. Методика работы с ВДК в основной период смены. Работа с детьми, требующими индивидуального подхода. Особенности организации КТД. Игры, тематика внутриотрядных мероприятий, отрядных огоньков. | ||||
Раздел 5. Технология работы вожатого в заключительный период смены | |||||
5.1. | Характеристика заключительного периода смены. Динамика развития ВДК. Основные группы задач периода (эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых). Основная цель общелагерных мероприятий. Позиция вожатого в отряде. Особенности организации работы в последние дни смены (логическое завершение работы на смене, подведение итогов, создание атмосферы «завершения», завершение дел с администрацией и хозяйственной службой, сбор вещей, работа с «потеряшками»). | ||||
5.2. | Формы работы вожатого с отрядом. Формы работы вожатого с отрядом по дням периода. Тематика отрядных мероприятий, игр, огоньков. | ||||
Раздел 6. Организация работы вожатого в постлагерный период смены | |||||
6.1. | Последействие Последействие как время осмысления успехов и промахов, как время анализа и построения планов на будущее. Механизм анализа деятельности на смене (достигнуты ли цели и задачи, поставленные на начало смены; что помогало, что мешало в достижении планов). Рефлексия личностного развития вожатого. |
Практические занятия базового курса
Таблица 5
Тематический перечень практических занятий курса