В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Дидактические закономерности

Литература:

1 Бабанский Ю. К Взаимосвясь закономерностей, принципов обучения и его оптимизация// Советская педагогика – 1982.-№ 11

2 Загвязинский В. И Теория обучения: Современная интерпритация, М, 2003.- с 39-41

3 Педагогика / Под ред Пидкасистого – М, 1996. – с 265-275

4 дидактическая закономерность//Российская педагогическая энциклопедия/гл ред В.В Давыдов.

5 Подласый И.П Педагогика. – М 1996. с 265-275

Цели:

1) углубить и закрепить знания о дидактике: определение, предмет, категории и тд

2) ознакомиться с дидактическими закономерностями

3) предоставить информацию о применение дидактичеких закономерностях в учебном процессе

План:

1) Понятие о дидактике

2) Понятие о закономерностях

3) Дидактические закономерности

4) Специфические закономерности обучения

Понятие о дидактике

Своим происхождением термин "дидактика" обязан древней Греции. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке для обозначения искусства обучения. Как "универсальное искусство обучения всех всему" трактовал дидактику и Я.А. Коменский, опубликовавший в 1657 году свою знаменитую работу "Великая дидактика". В начале XIX в. И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика – теоретическая и вместе с тем прикладная наука, изучающая реальные процессы обучения. Полученные в результате дидактических исследований знания позволяют приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять методы и средства, создавать новые образовательные технологии.

Как теория образования и обучения, дидактика имеет свои понятия. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Отсюда определение сводится к следующему: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Предмет дидактики – учебный процесс, протекающий в условиях учебно-воспитательного учреждения под руководством преподавателя. В дидактике исследуются закономерности этого процесса, разрабатываются научные основы определения содержания образования, даваемого на том или ином уровне в разных типах учебно-воспитательных учреждений, пути повышения эффективности средств и методов обучения, а так же те организационные формы, в которых протекает обучение. Дидактика отвечает на вопросы: чему учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Основная задача дидактики – выявить закономерности, которыми подчиняется процесс обучения, и использовать знание этих закономерностей для более успешного достижения целей образования. Она занимается научным обоснованием содержания образования, определяя оптимальный объем знаний и навыков, умений, который необходимо дать школьникам.

Примечание: Так как эту тему мы проходили, я предлагаю провести в вопросно-ответной форме.

· Дайте определение «дидактика»

· Кто ввел это определение?

· На какие основные вопросы отвечает дидактика?

· Назовите основные категории дидактики

2. Понятие о закономерностях

1. Закон - необходимое, существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Гамезо

Процесс обучения испытывает влияние многих факторов как внепедагогических (например, общественные условия), так и внутрипедагогических (например, состав класса, своеобразие учебного материала), что и обуславливает преобладание в дидактике статистических законов, то есть таких, которые предполагают ту или иную степень вероятности прогнозируемых изменений процесса обучения при заданных условиях. Часть законов дидактики относится к динамическим, при которых исходное состояние объекта однозначно определяет его последующие изменения. Специфику дидактических закономерностей характеризует зависимость между преподаванием, учением и содержанием образования. Дидактические закономерности не зависят от содержания отдельных учебных предметов. В педагогической литературе приводятся такие дидактические закономерности, как зависимость обучения от социального заказа и обществ, условий, социально-формирующий и воспитывающий характер обучения, зависимость эффективности обучения от активности учащихся и от целенаправленного формирования отношения их к учению и др. Выделяются также другие группы закономерностей: структурные (например, зависимость методов обучения от способа усвоения различных видов содержания образования), системные (например, единство преподавания, учения и содержания образования), эволюционные (например, изменение структуры процесса обучения в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся), функциональные (например, подготовка учащихся к сохранению, воспроизведению и развитию социального опыта), исторические. Объективный характер выявленных закономерностей обучения определяет функцию дидактики как науки. Целостная иерархическая система дидактических закономерностей еще не построена, что объясняется недостаточным развитием научно-теоретической функции дидактики. Использованные источники: Российская педагогическая энциклопедия.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ — относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина.

«Закономерности обучения – это субъективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения» такое определение этого понятия дает «Педагогика», учебное пособие, созданное под руководством Пидкасистого. Особенность понятия «закономерность» в дидактике состоит в том, что связи, зависимости компонентов обучения имеют преимущественно вероятностно-статистический характер.процесс обучения испытывает влияние многих факторов как внепедагогических (например, общественные условия), так и внутрипедагогических (например, состав класса, своеобразие учебного материала), что и обуславливает преобладание в дидактике статистических законов, то есть таких, которые предполагают ту или иную степень вероятности прогнозируемых изменений процесса обучения при заданных условиях. Часть законов дидактики относится к динамическим, при которых исходное состояние объекта однозначно определяет его последующие изменения. Специфику дидактических закономерностей характеризует зависимость между преподаванием, учением и содержанием образования. Дидактические закономерности не зависят от содержания отдельных учебных предметов. В педагогической литературе приводятся такие дидактические закономерности, как зависимость обучения от социального заказа и обществ, условий, социально-формирующий и воспитывающий характер обучения, зависимость эффективности обучения от активности учащихся и от целенаправленного формирования отношения их к учению и др. Выделяются также другие группы закономерностей: структурные (например, зависимость методов обучения от способа усвоения различных видов содержания образования), системные (например, единство преподавания, учения и содержания образования), эволюционные (например, изменение структуры процесса обучения в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся), функциональные (например, подготовка учащихся к сохранению, воспроизведению и развитию социального опыта), исторические. Объективный характер выявленных закономерностей обучения определяет функцию дидактики как науки. Целостная иерархическая система дидактических закономерностей еще не построена, что объясняется недостаточным развитием научно-теоретической функции дидактики. Использованные источники: Российская педагогическая энциклопедия.

Законы и закономерности обучения отличаются от большинства законов, выявленных в других научных те­ориях, они имеют ряд особенностей. Первая их особен­ность – сочетание сущего и должного. Вторая особен­ность — существенное различие между педагогическими (дидактическими) законами и закономерностями усвоения (психология) и закономерностями общения и взаимоотно­шений (социология). В отличие от психологии и социоло­гии, дидактические закономерности отражают устойчивые связи между деятельностью преподавания, деятельностью учения и объектом усвоения (содержанием образования). Именно трехкомпонентное отношение «преподаватель — ученик— учебный материал» определяет специфику за­кономерностей процесса обучения в школе. Третья особен­ность дидактических закономерностей — их статистиче­ский характер, отвечающий тому положению, что дидак­тика — гуманитарная теория

2. Конкретные закономерности обучения:

(здесь, чтоб не мучались с переписыванием «прямая пропорциональность», «обратная пропорциональность», предлагаю ввести обозначение, как в математике ↑↑ и↑↓ )

· дидактические – результаты прямо пропорциональны продолжительности обучения( т. е чем больше продолжительность обучения, тем выше результат) и находятся в прямой зависимости от осознания целей обучения; продуктивность усвоения обратно пропорциональна количеству материала и сложности( чем больше количество материала и его сложность, тем ниже продуктивность усвоения);

· гносеологические – продуктивность прямо пропорциональна объему учебной деятельности, практическому применению, умению учиться; умственное развитие прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, опыта; результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в связи с предшествующими знаниями и от регулярности и систематического выполнения домашних заданий;

· психологические – продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу, учебным возможностям, количеству, интенсивности тренировок, упражнений; результативность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений; количество повторений оказывает большое влияние на продуктивность обучения, процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объему;

· кибернетические – эффективность обратно пропорциональна частоте; качество знаний зависит от эффективности контроля; качество обучения прямо пропорционально качеству управления процессом обучения; эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации;

· социологические – развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов; эффективность образования зависит от уровня интеллектуальной среды, интенсивности взаимообучения, она повышается в условиях познавательной направленности, вызванной соревнованиями;

· организационные – эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов; результаты обратно пропорциональны отношению учащегося к учебной трудоспособности учащегося и учителя.

Закономерности

1) социальное обусловлевание целей содержания и методов обучения

2) взаимосвязь обучения, развития и воспитания

3) обусловленность результатов обучения характером учебной деятельности учащегося

4) целостность и единство образовательного процесса

Наши рекомендации