Основные формы и способы проведения занятий

ПРОГРАММА

занятий группы первого года обучения

«Патрульные»

кружка «ИСКАТЕЛИ»

Детской общественной организации

«БЕЛОРУССКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СКАУТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ»

Количество часов в неделю 5

Общее количество часов 160

Минск, 2009 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Впечатления – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы они были добрыми и возвышающими. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе, - от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей поведения».

Ш.А. Амонашвили

В мире существует множество различных педагогических систем, имеющих свои плюсы и минусы, отличающиеся целями, принципами, формами и методами работы. Скаутинг – это стройная, продуманная, педагогически обоснованная и проверенная на практике система воспитания, обучения и досуга детей и юношества. Причем именно вместе, и воспитания, и обучения, и досуга. Созданная английским офицером-разведчиком Баден-Пауэлом в начале века, скаутская методика оказалась очень эффективной и жизнестойкой. С точки зрения возрастной психологии и педагогики это просто очень удачное сочетание принципов, форм и методов работы с детьми. Это как бы каркас, который может быть заполнен конкретным содержанием в соответствии с конечной целью – воспитанием Личности, Человека и Гражданина конкретной страны, общества, социальной или этнической группы. Детьми скаутинг воспринимается как игра, удовольствие и место, где можно проявить самостоятельность, индивидуальность и независимость.

В Законе «Об образовании в Республике Беларусь» выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманистического характера образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. В «Концептуальных основах идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью» основной целью является воспитание личности способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, своей страной. В основу целеполагания в области воспитания должны быть положены общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Решать эти задачи поможет воспитательно-образовательный процесс, организованный по принципу скаутинга.

Педагогика Скаутинга базируется на учете таких элементов, как, игра, малая группа, природа, ответственность и удовольствие.

Игра – спортивные, интеллектуальные, драматические, технические; летние, зимние. Большие и малые.

Малая группа – патруль, является идеальным местом для социальной интеграции молодежи: ограниченное число членов группы, длительный характер сложившихся отношений, общие для всех членов группы цели, близкое знание ими друг друга, взаимное уважение, чувство свободы и раскованности в сочетании с неформальным и тактичным контролем со стороны взрослых.

Природа – одно из главных условий для общего разговора и общего удовольствия, открытие пространства и воздуха. Природа стимулирует созидательные способности молодых людей в преодолении жизненных трудностей и удовлетворении жизненных потребностей.

Ответственность- проявление естественных обещаний и их выполнение в группе других и по отношению к другим, разнообразная адаптация в разновозрастных группах. Осознание себя и своих возможностей в среде сверстников и взрослых.

Удовольствие – это дух Скаутинга, момент счастья, комфорта, порождающий новые цели, мотивы, открытие новых путей к приключениям и трудностям.

Практические знания, поведение в экстремальной ситуации, уверенность в своих силах и своих способностях в преодолении трудностей – вот те важные черты характера, которые формирует поход и лагерь.

В ходе занятий старшие подростки получают представление о скаутской системе, приобретают необходимые знания и навыки жизни на природе, учатся работать в малых группах (патрулях). Посредством игр и бесед, перед ребятами ставятся важнейшие в процессе их духовно-нравственного воспитания вопросы: о смысле жизни, любви, доброте, чести и др. Занятия организуются два раза в неделю по 2,5 часа.

В программе предусмотрены беседы, которые затрагивают темы повседневной жизни и окружающего нас мира. Беседы строятся так, чтобы, начиная от самих детей, их ежедневных потребностей и нужд осуществлялся постепенный подход к другим людям и ко всему миру.

Большинство занятий проходит в форме тренинга, где дети сами активно включаются в приобретение знаний об окружающем мире и о себе. Это происходит в процессе дискуссии в малых и больших группах, общего обсуждения, мозгового штурма, исследования случаев, ролевых игр.

Основные цели и задачи программы:

Осуществлять гармоничное и всестороннее воспитание: духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое.

- облагораживание души и сердца ребенка, развитие и становление познавательных сил, развитие его личностных качеств;

- помогать постигать красоту природы и чувствовать ее состояния;

- развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;

- выработать навыки жизни на природе;

- способствовать побуждению внутренней потребности к самосовершенствованию и служению через участие в общественной жизни.

Основные формы и способы проведения занятий

- беседы, рассказы руководителя

- чтение легенд, притч, сказок

- ведение записей своих наблюдений

- тренинговые упражнения

- творческие мастерские

- экскурсии, походы

- философствование

- практические занятия

- свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта

- обращение к своему сердцу

- ролевые игры

- конкурсы

Наши рекомендации