Подготовка к заключительному уроку-концерту.

Седьмой-восьмой уроки

Обобщение тем, пройденных в течение года.

Прежде всего надо сосредоточить внимание на проверке степени усвоения ребятами смысла таких широкоохватных понятий, как

«песенность», «танцевальность», «маршевость»; восприятия и пони- мания интонации и развития как основ всей музыки вообще (а не осо- бенностей данных, выученных в классе сочинений); осознания ука- занных в программе типов построения музыкальной формы как неких общих закономерностей развития.

Пусть ребята попытаются выяснить (с помощью учителя), что же всё-таки помогает им уже при первом прослушивании воспринимать музыкальное произведение и даже запоминать его (конечно, не наи- зусть, звук за звуком, а в общих чертах).

Во-первых, это узнавание прозвучавшей ранее, т. е. уже знакомой музыки, а во-вторых – появление новой музыки, чем-то отличающей- ся от той, которая только что прозвучала. Чем больше отличается одна часть от другой, тем легче нам их сравнивать и тем легче воспри- нимается и запоминается всё сочинение. Куплетную песню, напри- мер, мы легко воспринимаем и запоминаем благодаря тому, что запев отличается от припева, трёхчастную форму – благодаря различию между крайними частями и средней частью, форму рондо – благодаря различию между главной темой и эпизодами, вариационную форму

– благодаря изменениям основной темы в каждой вариации. (Вариационная форма – пример того, что сходство и различие прояв- ляются одновременно: в каждой вариации одна и та же тема, но по-разному звучащая.)

Если бы в музыке не было повторений знакомых мелодий, эпизо- дов, целых частей и не было бы мелодий, эпизодов, частей новых, контрастных, вся музыка казалась бы нам расплывчатой, рыхлой, бесформенной и нам было бы трудно и неинтересно её слушать.

Подготовка к заключительному уроку-концерту.

ТРЕТИЙ КЛАСС

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА

Первый урок*

Начать урок надо так же, как во втором классе, – с рассказов ребят о летних встречах с музыкой. И снова придётся подчеркнуть: все рас- сказы, приготовленные ребятами, обязательно должны быть выслу- шаны учителем!

Подготовка к заключительному уроку-концерту. - student2.ru Можно исполнить «Классное рондо» с новыми словами («Мы – тре- тьеклассники»).

* По традиции учащиеся входят в класс во время звучания одной из песен о школе. Выход после урока под музыку «Песни о Родине» И. Дунаевского.

Главную тему урока начать с вопроса, обращали ли внимание ребя- та на то, что среди песен, которые они пели и слушали в первых двух классах, одни назывались песнями народными, а другие носили имя какого-нибудь композитора. Конечно, ребята назовут песни того и другого рода, которые запомнили и полюбили. Забытые, не назван- ные ими песни учитель может напомнить, спев мелодию или наиграв её на инструменте. Ребята должны вспомнить забытые песни именно по мелодии, а не по словам (что было бы более уместно на уроках литературы, а не на уроках музыки).

Далее в самых общих чертах надо объяснить ребятам различие между песнями народными и песнями композиторскими. Рассказать о том, что многие народные песни сочинялись (слагались) ещё в то далёкое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных школ (да и обыкновенных-то школ тоже ещё не было), когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и масте- ра петь и играть на народных музыкальных инструментах. Они были очень талантливыми людьми – это видно по множеству дошедших до нас прекрасных старинных народных песен. Самые давние народные песни (крестьянские) сочинялись в деревнях, потом в городах (рабо- чие, революционные песни). Мелодия и слова почти всегда сочиня- лись одновременно, часто одним и тем же народным умельцем. Народные песни не записывались (сочиняли-то их люди, не знавшие грамоты), а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к друго- му, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколе- нию. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали запи- сывать народные песни, и сейчас во всём мире записаны тысячи замечательных народных песен.

В отличие от народных песен, авторы которых, за редчайшими исключениями, так и остались неизвестными, композиторские песни сочинялись и сочиняются образованными музыкантами, а стихи – образованными поэтами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочи- нил стихи и кто – музыку. Нередко композиторские песни по своему характеру (и стихи, и музыка) бывают похожи на народные. Про такие песни мы говорим, что они написаны в народном духе, народ- ном характере. Учащимся можно показать мелодии (без слов и без сопровождения) двух песен: народной и композиторской <…> и пред- ложить на слух в опоре на уже накопленный слуховой опыт опреде- лить, какая из них народная, а какая композиторская. После того как ребята сами (конечно, в случае необходимости с помощью учите- ля) придут к верному решению, показать им (также без слов и сопро- вождения) какую-либо композиторскую мелодию в народном харак- тере (например, первую часть арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» – первые восемь тактов – или песню Ан. Александрова «Уж ты, зимушка-зима»). Ответ на вопрос учителя: «Народная это песня или композиторская?» – поможет учащимся наглядно почувствовать и понять, что композиторскую музыку иногда трудно отличить от народной музыки. Подобного рода сопоставлениями, сравнениями можно пользоваться и в дальнейшем.

Прочитав текст песни «Уж ты, зимушка-зима», можно обратить внимание на то, что в ней встречаются необычные ударения в словах

и что народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. Обычно они короче и проще песен композиторских, но по красоте, выразительности, отточенности и богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства.

В конце урока можно рассказать ребятам о том, что каждый день нашей страны начинается и завершается боем Кремлевских курантов и звучанием Государственного гимна <…>. Эту музыку слушают по радио во всех уголках нашей огромной Родины. Учитель может рас- сказать о том, что герб, флаг и гимн – это три символа нашего госу- дарства. Ребята сами отметят силу и торжественный, величественный характер музыки гимна <…> (который они, несомненно, будут слу- шать стоя). Когда же совершаются знаменательные события, такие, например, как полёт космонавтов, звучат позывные песни И. Дунаевского, которую знает каждый.

Рассказы учащихся о летних встречах с музыкой.

«Мы – третьеклассники»(«Классное рондо») – исполнение.

Мелодии песен: «Вниз по матушке по Волге»(русская народная песня),

«Уж ты, зимушка-зима»Ан. Александрова (композиторская мело- дия в народном духе) – слушание.

«Вниз по матушке по Волге»(русская народная песня) – разучива- ние.

«Бой Кремлевских курантов», «Гимн РФ»А. Александрова, ради- опозывные «Широка страна моя родная» и «Песня о Родине»И. Дунаевского – слушание.

Второй урок*

Подготовка к заключительному уроку-концерту. - student2.ru Усилиями самих учащихся в опоре на уже знакомые сочинения выяснить, что народная музыка и выросшая из неё музыка компози- торская выражает (отражает) очень разные настроения, чувства, мысли и характеры людей. Поэтому она бывает очень разной: медлен- ной, раздумчивой, серьёзной, лирической, печальной и, наоборот, весёлой, быстрой, шуточной (например, весёлые частушки); есть музыка о Родине, о труде человека, о борьбе народа за свободную жизнь (революционные песни), музыка праздничная, торжествен- ная, танцевальная (плясовая) и маршевая; есть музыка, воспеваю- щая красоту природы, музыка о дружбе и любви; есть музыка, напи- санная специально для детей, – считалки, прибаутки, попевки, песни-игры, песни-пляски. Пусть ребята сами подбирают подходя- щее слово (или несколько слов) для определения характера музыки, которая будет звучать в классе. Определить одним или несколькими словами можно лишь данную (эту!) песню или какое-либо другое сочинение, определить же несколькими словами вообще характер русской народной музыки невозможно, так как она очень богата и разнообразна. В ней мы встретим и песенность, и танцевальность, и маршевость. Но песенность, певучесть, распевность решительно преобладают в ней, окрашивая большую часть и танцевальной, и мар- шевой музыки. Можно сказать, что почти вся русская народная музыка и выросшая из неё музыка русских композиторов (включая

* Вход в класс под музыку «Песни о Родине», выход после урока под музыку рус- ской народной песни «Светит месяц».

музыку балетную, симфоническую, написанную для разных инстру- ментов, а не только для голосов) легко поётся или, во всяком случае, её хочется петь!..

Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов – Глинки, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Рахманинова и др.

Обратить внимание ребят на то, что в отличие от композиторских песен, где и запев, и припев чаще всего поют все вместе, в русских народных песнях часто запевает солист (или солистка), а припев под- хватывают все вместе. Так и следует исполнить на уроке песню «Вниз по матушке по Волге». Затем прозвучит музыка А. Даргомыжского на тему этой песни, и ребята сами должны будут узнать её; может быть, они даже сообразят, что эта музыка построена в форме вариа- ций*.

На этом уроке ребята послушают весёлую плясовую русскую песню «Светит месяц» в исполнении оркестра русских инструмен- тов. Пусть ребята сами расскажут, какие инструменты такого орке- стра они знают. Сказать, что основу его составляют баян, балалайка и домра (желательно приготовить рисунки, изображающие оркестр в целом и отдельных музыкантов, играющих на этих инструмен- тах). Говоря об инструментах, напомнить, что они уже сами пользо- вались ложками и бубнами, которые тоже входят в состав этого оркестра.

Важно, чтобы ребята услышали изменение характера музыки от куплета к куплету (варьирование) и постарались определить построе- ние (форму) произведения. Сказать, что форма вариаций часто встре- чается в русских народных песнях и их обработках композиторами.

«Вниз по матушке по Волге»– исполнение.

Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге»

А. Даргомыжского – слушание.

«Светит месяц»(русская народная плясовая песня) – слушание.

Третий урок**

Продолжение темы второго урока. Особое внимание обратить на плавность, неторопливость, с которыми развиваются (разворачива- ются) очень разные по характеру, но одинаково распевные песни:

«Тонкая рябина» и «Вниз по матушке по Волге». В этих песнях, в каждой по-своему, раскрываются сердечность и широта души русско- го народа, красота русской природы.

Можно предложить новый вариант исполнения песни «Вниз по матушке по Волге»: первый куплет запевает солист, подхватывает группа солистов (4–6 человек); второй куплет запевает группа соли- стов, подхватывает весь хор.

Подготовка к заключительному уроку-концерту. - student2.ru При исполнении главной мелодии Третьего фортепианного кон- церта С. Рахманинова обратить внимание ребят на удивительную

* Это фрагмент из симфонической картины «Баба-яга». Перед его прослушивани- ем не надо говорить ребятам об этой музыке, даже и о названии, из этого сочинения берётся сейчас лишь вступление, представляющее собой именно вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге».

** На этом и следующем уроках вход и выход из класса под музыку русской народ- ной песни «Светит месяц».

плавность этой мелодии (качество, в высшей степени характерное для русской лирической народной песни): она построена почти исклю- чительно на различных сочетаниях смежных звуков (из 35 сочета- ний, составляющих эту мелодию, лишь три не являются сочетаниями соседних звуков!). Вот причина необычайной певучести этой и мно- гих подобных ей русских мелодий.

На этом уроке, продолжив рассказ о том, как в народе создавалась музыка, сказать, что на Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и очень любили играть на различных музыкальных инстру- ментах (балалайке, гармошке, свирели, домре). Одним из любимых инструментов в городах была гитара – инструмент, очень распростра- нённый и сегодня. Затем прозвучит «Тонкая рябина» в исполнении на гитаре.

«Вниз по матушке по Волге»– исполнение.

Наши рекомендации