Мир человеческих отношений
Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.
§ начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями разных социальных групп;
§ нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
§ уважительное отношение к традиционным российским религиям;
§ первоначальное умение видеть красоту в поведении, поступках людей;
МИР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях народной педагогики.
§ ценностное отношение к народной культуре;
§ элементарные знания о традициях своей семьи, школы и бережное отношение к ним;
§ первоначальный опыт постижения народного творчества, традиций и фольклора Урала;
МИР ТВОЕЙ ДУШИ
Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание
§ понимание ценности человеческой жизни;
§ неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
§ способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
§ почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
6.КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
Формальные критерии:
- проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;
- создание условий для самореализации личности во внеурочное
время.
Неформальные критерии:
- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;
- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в лицее;
- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат лицея;
- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.
В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в лицее.
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.
Для диагностики процесса и результата духовно – нравственного развития личности используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н.Александровой и Н.Курносовой. Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности.
Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В.Соловьевым., Фридманом Г.М., Пушкиной Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.
Список литературы, рекомендуемой при реализации программы
1. Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
2. Балабанова И.П. Счастливая этика. – М., 1997.
3. Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл. : Кн. для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
5. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.
6. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
7. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
8. Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
9. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. – Псков, 1997.
10. Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.
11. Козлов Н. Философские сказки. – Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 19994.
12. Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
13. Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивѐрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
14. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. М., Педагогический поиск. 2004, № 3 – 6.
15. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
16. Прутченков А.С. Наедине с собой. – М. 1996
17. Фольклор и дети: Сборник материалов / Сост. Д.Л. Кредлина. – М., 1994.
18. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
19. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
20. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.
21. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.
Список литературы, используемой при написании программы
1. Алоева М.А. .Классные часы в 5-х классах / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
3. Ахматов А.Ф. Основы теории обучения: Курс лекций. Учебное пособие для студентов / Под ред. И.А. Тютьковой. Коломна, 2002.
4. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, № 8.
5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1997.
6. Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.
7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1998.
9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
10. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
11. Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
12. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Линка-Пресс», 1998.
13. Игра как педагогическое средство. / И.В. Батракова. Вологда, ВГПУ, «Русь», 1998.
14. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
15. Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. М.: Худож. лит., 1983.
16. Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
17. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001.
18. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 3 – 6.
19. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
20. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
21. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
22. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999.
23. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Спб.: Речь, 2001.
24. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999.
25. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
26. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. 1973.
27. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11
28. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
29. Ушинский К.Д. Избр. пед. произв. М., Просвещение. 1968.
30. Филимонова А.А., Коротюк Л.В., Грезина З.С. К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании // Начальная школа. 2002, № 6
31. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.
32. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986.
33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Темы к размышлению для этических бесед
▪ Как жить? К чему стремиться?
▪ Почему одно поведение одобряется обществом, а другое – осуждается?
▪ Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?
▪ Кто создал правила человеческого поведения?
▪ Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
▪ Зачем быть вежливым?
▪ Неразлучные друзья – взрослые и дети.
▪ Дружба – это…
▪ Как выбирать друзей?
▪ Отзывчивость и доброта.
▪ Спешите делать добро.
▪ Что значит быть откровенным.
▪ Как мы выглядим.
▪ О лени и лентяях.
▪ Причины обид.
▪ Кто такие эгоисты?
▪ Правда и ложь – какие они?
▪ Что такое характер?
▪ Душевность и бездушность.
▪ Что значит быть счастливым?
▪ Мир без улыбки. Какой он?
▪ Кем и каким я хочу быть?
▪ Достоинства и недостатки.
▪ Маленький, да удаленький.
▪ Человек в природе и его здоровье.
▪ Дом, в котором ты живешь.
▪ Прогулки в лес.
▪ У природы нет плохой погоды.