Обязанности администрации и преподавателей базы практики
7.1 Руководитель образовательного учреждения обязан:
1) обеспечивать нормальные условия прохождения педагогической практики;
2) познакомить студентов с преподавательским составом, передовым педагогическим опытом, учебной документацией, учебно производительной базой (кабинетами, мастерскими, библиотекой и др.), с общей постановкой учебно-воспитательной работы, предоставлять студентам возможность присутствовать на заседаниях: педагогического совета, предметных комиссий, родительского комитета, знакомить с планами их работы;
3) по возможности, участвовать в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике в Академии.
6.2 Преподаватель профилирующего предмета обязан:
1) знакомить прикрепленных к нему студентов с учебной работой в классе (группе), с учебной документацией, средствами обучения;
2) распределять темы уроков и внеклассных мероприятий по предмету между студентами;
3) консультировать студентов при их подготовке к проведению уроков, просматривать и корректировать планы-конспекты предстоящих уроков;
4) оказывать студентам помощь при подготовке уроков разного типа, проведении практических занятиях и лабораторных работ;
5) участвовать в анализе и оценке данных студентами уроков;
6) поручать студентам проведение занятий с отстающими учащимися, кружковых занятий, проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий: плакатов, макетов, стендов, демонстрацию учебных видео- и диафильмов, подготовку лабораторных работ;
7) оказывать помощь в организации и проведении студентами открытых уроков и воспитательных мероприятий по предмету;
8) характеризовать и оценивать учебную работу студентов в отзыве о прохождении педагогической практики, Приложение Е.
7.3 Классный руководитель обязан:
1) знакомить студентов с составом учащихся класса (группы), с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с воспитательными задачами и планом своей работы;
2) совместно с руководителем практики конкретизировать воспитательные задачи педагогической практики, помогать студентам при составлении индивидуального плана педагогической практики, давать консультации, контролировать его выполнение;
3) помогать студентам при изучении учащихся и составлении психолого-педагогических характеристик;
4) привлекать студентов к текущей воспитательной работе с классом (группой);
5) присутствовать на воспитательных мероприятиях студентов с классом (группой), участвовать в их обсуждении и оценке;
6) характеризовать и давать оценку воспитательной работы студентов в отзыве о прохождении педагогической практики, Приложение Е.
Структура и содержание отчета о педагогической практике
8.1 В структуру отчета о педагогической практике включается:
1) титульный лист, Приложение Ж;
2) содержание;
3) введение;
4) индивидуальный план прохождения педагогической практики, Приложение З;
5) учебная работа;
6) воспитательная работа;
7) НИРС (при наличии задания);
8) заключение;
9) Приложения:
1 Приложение План-конспект урока.
2 Приложение Сценарий внеклассного мероприятия.
3 Приложение Психолого-педагогическая характеристика учащегося или класса (группы).
4. Приложение Отзыв о прохождении педагогической практики.
8.2 Введение включает в себя информацию об образовательном учреждении, в котором студент проходил педагогическую практику, о целях и задачах практики.
8.3 В разделе учебная работа необходимо представить следующую информацию:
1) количество проведенных Вами уроков и их анализ, основные затруднения, встретившиеся при планировании, подготовке и непосредственном проведении уроков. К кому Вы обращались, прежде всего, за помощью при подготовке и проведении уроков?
2) какие методы, формы и средства обучения Вы чаще всего использовали для активизации познавательной деятельности учащихся? Проявили ли, на Ваш взгляд, большинство учащихся интерес к Вашим урокам? Если - нет, то почему?
3) участвовали ли Вы в разработке и изготовлении наглядных пособий и других средств обучения в процессе педагогической практике?
4) организовывали ли Вы дополнительные и индивидуальные занятия с учащимися?
5) использовали ли Вы другие формы учебной работы
8.4 План-конспект урока прилагается к данному отчету о педагогической практике.
8.5 В разделе воспитательная работа необходимо представить следующую информацию:
1) названия проведенных Вами воспитательных мероприятий с учащимися, их анализ. Какое из этих мероприятий было проведено наиболее удачно?
2) С какими наибольшими трудностями в воспитательной работе Вы столкнулись?
3) проводили ли Вы индивидуальную воспитательную работу?
4) встретили ли Вы трудности в составлении психолого-педагогической характеристики учащегося или класса (группы)? Если – да, то – в чем? Кто конкретно оказывал Вам помощь в изучении личности учащегося или класса (группы)?
8.6 Сценарий проведенного внеклассного мероприятия прилагается к отчету о педагогической практике.
8.7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося или класса (группы) прилагается к отчету о педагогической практике, Приложения Г и В.
8.8 В разделе заключение необходимо представить следующую информацию:
1) удачно ли, на Ваш взгляд, подобрано образовательное учреждение? Охарактеризуйте условия, при которых проходила Ваша практика. Удовлетворило ли Вас качество учебно-материальной базы образовательного учреждения, кабинетов, расписание занятий? Какие иные факторы повысили (или снизили) эффективность Вашей практики?
2) как Вы оцениваете итоги педагогической практики? Что Вам больше всего удалось, а что - нет? Укажите причины неудач.
3) назовите Ваши предложения по улучшению организации и проведению педагогической практики, другим вопросам.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
Структура анализа урока
1 Дата, наименование класса (группы).
2 Тема урока.
3 Цель и задачи урока.
4 Содержательный компонент урока:
– соответствие содержания материала требованиям программы, поставленной цели;
– информативная емкость урока;
– реализация принципов дидактики;
– тип и структура урока;
– соответствие структуры цели, принципам дидактики, содержанию материала и т.д.
5 Методический компонент урока:
– соответствие методов обучения поставленной целит, содержанию учебного материала, принципам дидактики;
– разнообразие методов, форм организации учебной работы, средств обучения;
– эффективность использования методов;
– адекватность оценки знаний учащихся и т.д.
6 Деятельность преподавателя:
– постановка целей и задач урока;
– мотивирование учащихся; установление внутри- и межпредметных связей и т.д.;
– установление обратной связи с учащимися: подтверждение, резюмирование, сопоставление и использование идей и мнений учащихся;
– подведение итогов, по возможности совместно с учащимися;
– использование разнообразных вопросов: воспроизведение, понимание, применение и т.д.
Деятельность учащегося:
– интерес, активность, внимание на уроке;
– качество ответов на поставленные вопросы;
– активное участие в подведении итогов, правильное выполнение самостоятельной работы;
– воспроизведение основных изученных идей и их существенных признаков, умение конкретизировать и т.д.
Выводы:
– достижение цели и задач урока;
– оценка урока;
– замечания.
Примечание – Допускается использовать дополнительную информацию при анализе урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(рекомендуемое)