I.3 Характеристика современных методик обучения плаванию детей младшего школьного возраста

При обучении плаванию решаются следующие основные задачи:

· укрепление здоровья;

· закаливание организма;

· привитие стойких гигиенических навыков;

· изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;

· всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

· ознакомление с правилами безопасности на воде.

Для того, чтобы построить программу обучения плаванию, необходимо знать, прежде всего, контингент занимающихся, их возраст, к какой группе здоровья относятся дети, их уровень физической и плавательной подготовленности, спортивной цели (достижение высоких результатов или же оздоровительное плавание), продолжительность курса обучения, количества тренировочных занятий в неделю, продолжительности каждого занятия.

От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети в возрасте от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей 9-10 лет происходит достаточно легко и быстро. Рассматривая организационный вопрос занятий, можно сказать, что в данном возрастном периоде возрастает уровень самоорганизации, переодеваются дети быстро, на занятии не отвлекаются, слушают тренера, интерес не пропадает, движения выполняются осознанно, ребята внимательно слушают методические указания. Исходя из данных факторов, освоение правильного технического исполнения движений и упражнений у младших школьников происходит успешно.

На выбор упражнений и подбор методики проведения занятий влияют условия для занятий:

· естественный или искусственный водоем;

· глубина и температура;

· климатические и погодные условия.

Таким образом, содержание программы обучения плаванию, учебный материал и методические указания должны соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

Наиболее распространённым методом обучения плаванию является целостно-раздельный. Для примера приведена схема методики обучения элементу техники или способу спортивного плавания:

1) демонстрация способа плавания в целом;

2) изучение элементов техники в строгой методической последовательности;

3) соединение элементов техники в целостный способ;

4) краткий анализ техники выполнения.

На начальном этапе обучения технике плавания, одной из главных задач является принятие горизонтального положения тела на поверхности воды, которое служит исходным положением для начала движений пловцов. Данное требование обусловлено спецификой системы условий, в которых выполняются движения пловца (особенности дыхания, высокая плотность воды). Такая задача успешно решается во многом благодаря изучению скольжения в воде и движениям ногами (попеременным, либо одновременным).

Другой не менее важной задачей является обучение правильному, согласованному с движениями рук дыханию. Изначально движения изучаются на суше, используются имитационные упражнения, далее идет перенос упражнений на воду. В воде детям намного сложнее научиться правильно дышать, согласовывать движения рук и дыхания сложнее, поэтому тренер должен много внимания уделять постоянному совершенствованию дыхания.

Учитывая специфические особенности плавания (движения производятся в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении), каждое упражнение в процессе изучения следует выполнять в постепенно усложняющихся условиях. Каждое упражнение изучается по следующей методической схеме:

- имитационные упражнения на суше;

- изучение упражнений в воде (с неподвижной опорой – бортик, дно);

- изучение упражнений в воде (с подвижной опорой – плавательная доска, передвижение по дну);

- изучение упражнений в воде без опоры (скольжения).

Обучение детей плаванию проводится в форме групповых занятий. На таких занятиях в группе воспитывается коллективизм, развиваются межличностные отношения среди юных спортсменов. Воспитательная работа проводится эффективнее. Однако, занимаясь с группой, тренер должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, а также его способности к плаванию. В связи с этим, технология обучения плаванию сочетает в себе групповой и индивидуальный подход к ученикам. В программах по плаванию предусматривается одновременное обучение плаванию двумя способами: кролем на груди и кролем на спине (способы аналогичны по структуре движений). Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Далее разучиваются способы плавания брасс и дельфин. У детей интерес к занятиям повышается за счет применения тренером разнообразных комплексов упражнений, каждый раз добавляя что-то новое, так же значительную роль играет использование игрового метода в педагогическом процессе. Результат обучения плавания будет намного хуже, если ученики будут неохотно приходить на тренировочные занятия.

Таким образом, изучение научно-методической литературы по теме исследования показало, что имеются работы, посвященные методике обучения плаванию детей младшего школьного возраста, их физическому развитию. Однако, не достаточно внимания уделялось теме оздоровительного плавания, уровню физической подготовленности детей младшего школьного возраста. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование технологии обучения плаванию детей 9-10 лет в условиях оздоровительной группы.

ГЛАВА II

Цель работы: теоретическое и экспериментальное обоснование технологии обучения плаванию детей 9-10 лет в условиях оздоровительной группы.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Выявить наиболее эффективную технологию совершенствования техники плавания детей 9-10 лет в условиях оздоровительной группы.

2. Разработать практические рекомендации по совершенствованию работы тренеров и инструкторов по плаванию с детьми 9-10 лет.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме;

2. Педагогическое наблюдение;

3. Педагогический эксперимент;

4. Метод математической статистики.

Проанализированы учебно-методические пособия, электронные ресурсы, авторефераты, диссертационные материалы, научные статьи. В результате анализа литературы сформулированы проблема исследования, цель, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования. При анализе информационных источников уделялось внимание изучению особенностей технологии обучения плаванию детей младшего школьного возраста в оздоровительной группе, педагогической направленности физического воспитания детей, влияния плавания на их здоровье, психофизиологического развития детей 9-10 лет, их эмоционального и физического состояния.

II.2.2 Педагогическое наблюдение

Наблюдение подразумевает собой описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Педагогическое наблюдение было направлено на систематический визуальный контроль за уровнем основных двигательных умений и навыков детей 9-10 лет.

II.2.3 Педагогический эксперимент

Под педагогическим экспериментом современная педагогика понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов, средств обучения и воспитания. С помощью данного метода была выявлена наиболее эффективная методика обучения плаванию детей 9-10 лет.

Наши рекомендации