Дополнительного образования детей
Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, отметим, что к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:
· внутреннюю (ее, как правило, пишет методист или заместитель директора по УВР учреждения, в котором разработана программа);
· внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).
Примерный план рецензии
1. Заголовок рецензии
Рецензия на программу «_________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.
2. Общая характеристика программы:
· образовательная область;
· вид детского объединения (классный коллектив, детское творческое объединение, студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
· адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);
· срок реализации, на который рассчитана программа;
· есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);
· в чем заключается «дополнительность» рецензируемой программы;
· стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).
3. Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей.
4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
· анализ пояснительной записки;
· анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные темы занятий);
· анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);
· оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).
5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).
6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
7. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.
8. Язык и стиль изложения материалов (четкость, ясность, доказательность, логичность и др.).
9. Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.
В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:
· стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
· развитию его коммуникативных навыков;
· созданию социокультурной среды общения;
· развитию творческих способностей личности обучающегося;
· поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
· творческому использованию жизненного опыта ребенка;
· профессиональному самоопределению обучающегося.
10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).
11. Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.
12. Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.
Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) ее использования в системе дополнительного образования детей. Кроме того, рецензент высказывает предложение о закреплении за программой определенного статуса (авторская, модифицированная, экспериментальная).
Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в 2-х экземплярах.