Задания для самостоятельной работы студентов
№ п/п | Название раздела, темы | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | ||
Количество часов в соотв. с тематическим планом | Задания, выносимые на самостоятельную работу | Сроки выполнения | |||
Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. | Социальная педагогика, определение объекта и предмета, сущности, субъектов и функций. Конспектирование из основной и дополнительной литературы, моделирование понятий педагогики. Социальная педагогика в истории России. | 1- 2 неделя | Опрос на семинарском занятии Дискуссия, работа в микрогруппах на семинаре. | ||
2 | Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании | В чем различие подходов к определению объекта социально-педагогической деятельности? Какой подход используется в системе работы социальных педагогов там, где вы живете? Оцените степень активности вашей группы в социальной жизни учебного заведения. | 1 – 2 неделя | Дискуссия на семинарском занятии | |
Принципы социального воспитания | Охарактеризуйте принципы социального воспитания технологию проведения индивидуальной консультации. Какую роль в системе работы социального педагога занимает эта технология? Аннотации статей из журналов по проблемам социальной педагогики. Составление терминологического словаря. | 2 неделя | Аннотирование статей из журналов по проблемам социальной педагогики, проверка на семинарском занятии. | ||
4 | Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. | Особенности работы социального педагога. Социальная защищенность. Раскройте сущность понятия «профилактика». | 3 -4 неделя | Конспектирование дополнительной литературы. | |
5 | Человек как объект, субъект и жертва социализации | Презентация по выбору любой темы лекции в редакторе Power Point (Методические рекомендации студентам, Приложение 2) или тема по выбору в рамках дисциплины. Составление терминологического словаря. | 5-6 неделя | Выступления на семинарском занятии. | |
6 | Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации. | Реферирование по проблемам, предложенным студентам (Приложение 2, 3, 6) Виктимология. Девиантное поведение подростков. Составление терминологического словаря. Дайте определение понятиям «социальная дезадаптация», «девиантное поведение», «криминогенное поведение». Раскройте взаимосвязь обозначаемых этими понятиями явлений. Составление терминологического словаря. Аннотирование и рецензирование статей из современных журналов и сборников («Развитие личности», «Вестник педагогических инноваций», «Педагогическое образование и наука» и др.) | 7-8 неделя | Реферат. Опрос на семинарском занятии. Доклады на семинарском занятии. Конспектирование дополнительной литературы. Аннотирование и рецензирование. | |
Социализированность, воспитанность. | Опираясь на текст Федерального закона Российской Федерации «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), составьте системное описание комплексного субъекта социально-педагогической деятельности. Соберите материал, подтверждающий наличие либо отсутствие подобного комплексного субъекта в вашем городе, области. Составление терминологического словаря. Собеседование по вопросам (Приложение 5) | 9-10 неделя | Опрос на семинарском занятии. | ||
Социально–педагогическая виктимология | Виктимология. Каким образом специализация социального педагога влияет на определение функций и содержания его деятельности? Составление терминологического словаря. | 11-12 неделя | Опрос на семинарском занятии. Презентация. | ||
9 | Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. | Охарактеризуйте нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность социального педагога. Составление терминологического словаря. Контрольная работа 2. (Приложение 4) | 13-14 неделя | Опрос на семинарском занятии. Работа на семинарском занятии. | |
10 | Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях | Что необходимо учитывать социальному педагогу, определяя цель своей деятельности? Составление терминологического словаря. | 15 неделя | Опрос на семинарском занятии. | |
11 | Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях | Охарактеризуйте содержание социально-педагогической работы с различными категориями детей. При каких условиях социально-педагогическая деятельность отвечает гуманистическим и демократическим принципам? Приведите примеры, иллюстрирующие теоретические утверждения. Контрольная работа 1. (Приложение 4) Каково назначение диагностического этапа в системе деятельности социального педагога? Составьте банк диагностических методик, ориентированных на комплексное изучение семьи и внутрисемейных отношений. Составление терминологического словаря. | 16 неделя | Дискуссия. Работа на семинарском занятии Опрос на семинарском занятии. Презентация подготовленного дидактического продукта. | |
ВСЕГО |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
С целью мотивации студентов на активную и творческую учебно-исследовательскую деятельность, заинтересованности их в изучении содержания предмета реализуется балльно-рейтинговая оценка знаний студентов (Приложение 1).
Формы текущего (промежуточного) контролязнаний студентов
1. Проверка конспектирования материалов лекций и семинарских занятий, ведение тетради по дисциплине.
2. Выполнение заданий самостоятельной работы по составлению глоссария (по желанию в электронном варианте), конспектирование, реферирование, аннотирование, рецензирование (Приложение 3, 6), выполнение контрольных работ вне аудитории (Приложение 4), решение педагогических ситуаций и педагогических задач (Приложение 8), собеседование по вопросам (Приложение 5), опрос студентов по тестовым заданиям в электронном варианте и др.).
3. Презентация по выбору любой темы лекции в редакторе Power Point (Методические рекомендации студентам, Приложение 2), темы по выбору в рамках дисциплины или элективного курса для старшеклассников по социально-психолого-педагогической проблеме (неформальные организации, проблемы алкоголизма, одиночества, суицида, наркомании, преступности, дромомании и др.).
Формы итогового контролязнаний студентов
Экзамен в 9 семестре проводится в форме тестового задания 2 варианта по 20 вопросов. Время на подготовку 2 минуты на один вопрос – 40 минут (Приложение 10).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
№ п/п | Наименование (автор, название) | Год издания | Наличие в библиотеке (кол-во экз.) | |
Основная литература | ||||
Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. | ||||
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. – СПб., 2003. | ||||
3 | Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2007. | |||
Василькова Ю. В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений/Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова.- 2- е изд. -М.:Academia, 2000. | ||||
Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов/Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова.- М.: Владос, 2001. | ||||
6 | Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004. | |||
7 | Краевский В.В. Общие основы педагогики– М: «Академия», 2006. – 256 с. | |||
8 | Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ:Учеб. пособие/И. А. Липский.- М.: Сфера, 2004. | - | ||
9 | Лодкина Т. В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства: Учеб. пособие для вузов /Т. В. Лодкина. - М. : Академия, 2003. | |||
10 | Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: / Л. В. Мардахаев.-М.: Гардарики, 2003. | |||
Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2002. | ||||
12 | Мудрик А. В.Социальная педагогика. М.1999. | |||
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: / Ф. А. Мустаева. -Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2003. | ||||
Никитина Л. Е.Социальная педагогика: Учеб. пособие для вузов/Л. Е. Никитина. - М.: Академический проект, 2003. | ||||
15 | Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.Д. Симоненко. – М., 2005. | |||
16 | Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.,2001. | |||
Педагогика. Уч. пос./ Под ред. П.И. Пидкасистого. –Пед. общ-во России, М., 2007. | ||||
18 | Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М., 2004. | |||
Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2007. | ||||
Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Издание второе, переработанное, исправленное и дополненное. – М., 2003. | ||||
Социальная педагогика Учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. | ||||
Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е издание, переработанное и дополненное. – М., 2007. | ||||
Дополнительная литература | ||||
Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 448 с. | ||||
Богуславский М.В. ХХ век Российского образования. – М.:ПЕРСЭ, 2002. | ||||
Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с. | ||||
Гнатенко О. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка.//Народное образование. - №9. – 2000. | ||||
Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М.: Новая школа, 2001. | ||||
Григорович Л.А. Педагогика и психология: Уч. пос. – М., 2004. | ||||
Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. - 412 с. ISBN 5-9268-0606-2 | ||||
Загвязинский В.И. и др. Основы социальной педагогики / Под ред. П.И. Пидкасистого. М..2002. | ||||
Исламов Э.А. Как обеспечить социализацию подростков.//Школьные технологии. - № 4. – 2000. | - | |||
Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - Спб.: Речь, 2007. - 368 с. ISBN 5-9268-0541-4 | ||||
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Спб.: Речь, 2005. - 445 с. ISBN 5-9268-0387-1 | ||||
Методика и технология работы социального педагога./Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Владос, 2000. | ||||
Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2003 | ||||
Милинис С.М. Организационно-педагогическая деятельность социального педагога в общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001. – 156 с. | ||||
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие. М.,2004. | ||||
Педагогические газеты и журналы («Педагогическое образование и наука», «Вестник педагогических инноваций», «Педагогика», «Психология», «Развитие личности», «Семья и школа» и др.). | ||||
Практикум по девиантологии/ Автор-составитель Ю.А. Клейберг. - Спб.: Речь, 2007. - 144 с. ISBN 5-9268-0615-1 | ||||
Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования/ Под ред. Е.Д. Божович. – М.: ПЕР СЭ, 2005. | ||||
Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. – М.: Гном и Д, 2000. | ||||
Савина Н.Н. Организационно-педагогические условия адаптации детей «группы риска» в общеобразовательном учреждении. Автореф. кан. пед. наук. – Новосибирск, 2000 г. | - | |||
Сонин В.А. Учитель как социальный тип.- СПб.: Речь, 2007. – 400 с. | - | |||
Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. | ||||
Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. Прогр.-метод. пос.—М.: ДАЕ, 2000. | ||||
Тихомирова Е. И.Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений/ Е. И. Тихомирова. - М.: Академия, 2005. | ||||
Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. – М.: Соборъ, 1997. | ||||
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с. — (Психологические технологии). ISBN 5-8291-0578-0 (Академический Проект) | - | |||
Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 2001. | ||||
Шульга Т.И., Слот В. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 1999. | ||||
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Уч. пос. – СПб:Питер, 2005. | ||||
Интернет-ресурсы - http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=111&menu_id=97&alt_menu=-1&page=1 - http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=111&menu_id=69&alt_menu=-1&page=1 - http://borytko.nm.ru/papers/week.htm - http://psylist.net/pedagogika/pednay.htm понятие о педагогике как науке - http://psylist.net/praktikum/metvcen.htm практикум - http://psylist.net/pedagogika/- все разделы педагогики!!!!! - http://psylist.net/stimulmat/ стимульный материал, методики - http://psylist.net/promet/ проективная техника методики - http://psylist.net/obh/00160.htm структура личности - http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/index.shtml - http://www.pedlib.ru/Books/1/0158/1_0158-1.shtml Введение в научно-педагогическое исследование Брызгалова С.И. - www. manpo.ru журнал «Педагогическое образование и наука», №5. 2009 год - http://www.birsk.ru/?p=str_sots_ped |