Музейный бум» в контексте утверждения педагогических основ в образовательной деятельности отечественных музеев
«Музейный бум», прошедший с начала 1960-х годов по всему миру, обнаружил массовую востребованность музея в обществе. Его отправной точкой и характерной приметой стало стремительное развитие туризма, вследствие чего заполнившие музейные залы зрительские потоки сделали основной формой общения музея со зрителем обзорную экскурсию. Беглый осмотр экспозиции при ориентации на информацию самого общего характера не предполагал формирования познавательного и углубленного интереса к музейным памятникам. В особенно сложном положении в период «музейного бума» оказались художественные музеи, так как изначально они были ориентированы на решение задач эстетического воспитания и творческого развития личности. Данное обстоятельство требовало, с одной стороны, включения музея в школьный учебно-воспитательный процесс, с другой — поиска методики занятий, свободных от стереотипов школьных уроков и от жесткой методической нормативности традиционных экскурсий.
В основе этого поиска лежал индивидуальный подход к детям, который позволил установить три уровня взаимосвязи:
музейный педагог — ребенок;
ребенок и среда музея;
музей и реальная жизнь.
Разумеется, решить их на уровне экскурсионных циклов было невозможно, и отечественные музеи вернули к жизни, наполнив но вым содержанием, популярные еще в 1930-е годы музейные кружки. Работа в них стала строиться с учетом возрастной психологии и включать все виды деятельности музея — от экспозиционно-фондо-вой до реставрационной и научной. В кружках практиковались экскурсии, лекции, беседы, встречи с художниками, деятелями науки и т. п., выезды в другие города. Все это позволяло глубже осмыслить специфику музея как социокультурного организма, понять «жизнь» памятника и судьбу творческой личности.
Музейные кружки, как правило, объединялись в клубы, каждый член которого получал удостоверение, дающее право пользования научной библиотекой музея и бесплатного посещения других музеев города. Клубы юных любителей искусства стали в художественных музеях научно-практической базой отечественной музейной педагогики, развивавшейся параллельно с утверждением принципов гума- _ низации и гуманитаризации школьного образования. Здесь отрабатывались методики работы с памятником, развивались понятия исторического контекста его бытования, прослеживались этапы эстетического развития ребенка.
Анализ опыта работы клубов и кружков позволил сделать сле дующие важные выводы.
Процесс художественного воспитания непосредственно свя-
зан с общим развитием личности, и, следовательно, он должен на
чинаться с раннего детства.
Основой развитого художественного восприятия является
зуальная грамотность.
Задача развития художественного восприятия, опирающегося
на индивидуальный подход, возрастную специфику и преемствен-
ность осваиваемого опыта, определяется как формирование спо-
собности понимания художественного образа.
Разумеется, накопленный методический опыт оказывал опреде- ленное влияние и на работу в рамках экскурсионных циклов, основ-ными заказчиками которых были школы. Расширение работы cо школьной аудиторией обеспечило широкий обмен опытом между музейными и школьными педагогами, сблизив их точки зрения на необходимость художественного воспитания и творческого развития ребенка начиная с детского сада.
Наряду с клубами любителей искусства, важное место в работе.
с детьми стали занимать музейные студии детского творчества. Яв
ляясь хорошо известной еще с начала XX в., а потому традицион
ной формой работы, они давали возможность музейному и школьному педагогу познакомиться с индивидуальными особенностями
каждого ребенка, выявить его художественные способности и возможности развития, а также понять общие закономерности психологии художественного восприятия и творческой деятельности. Студия позволила также посредством организации процесса художественного творчества детей вести работу по воспитанию у них коммуникативных навыков, коррекции поведения, адаптации в социальной и семейной среде.
В свою очередь, накапливаемый материал стал предпосылкой! для создания музейных фондов детского творчества, что благопри-ятствовало ведению систематического изучения возрастных особен-ностей детского рисунка и психологии художественного восприятия детей. На основе этих фондов начали проходить занятия с учителями, воспитателями, психологами, с родителями и детьми, организовываться выставки, которые, как правило, сопровождаются детскими праздниками, позволяющими детям, благодаря театрализации и играм, обогатить свое восприятие музейного пространства.
Задача массового привлечения подрастающего поколения в музей потребовала взаимодействия музея с органами народного обра зования, с городскими и областными институтами усовершенствования учителей. Многие музеи страны в рамках этих контактов были объединены темой «Музей и школа». Учителей знакомили с задачами и содержанием музейных форм работы. Для них организовывались циклы лекций по истории отечественного искусства, которые строились с учетом школьной программы, проводились семинары для преподавателей нового учебного курса «Мировая художественная культура», введенного в школьные программы в 1970-е годы. Важной формой работы со школами стали и педагогические советы с участием музейных сотрудников. В том же русле развивалось сотрудничество и с преподавателями эстетики профессионально-технических училищ.
Углубляя работу со средней школой, музеи не обошли внимани ем и студенчество, которое на всем протяжении минувшего столетия оставалось вне сферы интересов как отечественных, так и зарубежных специалистов. Работа со студенческой молодежью поставила перед отечественным музеем новые педагогические задачи. Гуманитарное образование в вузах США, Англии, Канады и других стран находится на достаточно высоком уровне, и ему посвящено 17—20% от общего количества часов, отводимых на освоение учебной программы в целом. Поэтому художественные музеи специальных программ по эстетическому развитию и художественному воспитанию там не имеют.
В СССР интерес к проблемам эстетического воспитания студенческой молодежи первыми проявили социологи (А.Н. Семашко, В.Т. Лисовский, А. Ф. Еремеев), выступавшие за необходимость гуманитарной подготовки студентов негуманитарных вузов, которая проходила в основном в рамках факультетов общественных профессий.
Государственный Русский музей был первым музеем страны, который в 1972 г. начал работу с этой группой студенчества. На протяжении десяти лет в условиях научно-практического эксперимента здесь создавалась комплексная программа эстетического воспитания студенческой молодежи вузов негуманитарного профиля. Она явилась первым опытом такого рода в практике музейной образовательной деятельности и строилась исходя из возможностей крупнейшего музея национального искусства — Русского музея, а также опиралась на общий культурный потенциал Ленинграда — других его музеев, творческих союзов и т. п. Программа имела воспитательно-образовательный характер и в методическом пла- не разрабатывалась с учетом эмоционального и логико-рациональ-ного аспектов восприятия искусства (специфика прежде всего| технических вузов), свойственных данному возрасту.
Воспитательные задачи программы состояли в следующем:
сформировать эмоциональную культуру и художественный
вкус; |
сформировать способность адекватного восприятия произве-
дения искусства; .
воспитать бережное отношение к художественным ценно-]
стям.
Образовательные задачи формулировались так:
дать необходимые знания в области теории и истории искус-
ства;
ознакомить с творчеством крупнейших мастеров искусства,
прежде всего — отечественного;
приобщить студенчество через творческие союзы, выставки,;
мастерские художников к современному художественному процессу;;
развить способности личности к художественному творчест-
ву, то есть научить практическому использованию полученных зна
ний и навыков, в частности, освоить формы и методы популяриза
ции отечественного искусства.
Создание в 1985 г. в Русском музее Кабинета эстетического воспитания студенческой молодежи дало возможность сформировать на его основе фонотеку, библиотеку и комплекс необходимых технических средств. Разработанный музейными работниками, совместно с преподавателями Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и артистами театров города, вводный полихудожественный курс «Виды искусства» орга-нично включал в материал занятий произведения музыки и литера- § туры. Впервые разработанная в музейной образовательной практике система работы со студенческой молодежью дала возможность значительно расширить влияние художественного музея на их общегуманитарное и художественное образование. Она способствовала формированию целенаправленного интереса к изобразительному искусству, музыке, истории и духовному росту личности. А накопленный за два десятилетия ее реализации большой методический и практический опыт работы со студенчеством стал для многих сотрудников просветительских служб музея школой высокого профессионализма.
В целях наибольшего удобства для занятий в музее были организованы специальные «студенческие» четверги, удлинившие его работу на два часа. В это дополнительное время учащейся молодежи предоставлялась возможность встречаться в условиях музейной среды с мастерами отечественного искусства.