Педагогическое мастерство
Педагогическое творчество и
Новаторство.
Под педагогической умелостьюследует понимать такой уровень профессионализма учителя, который характеризуется обстоятельным знанием своего учебного предмета, хорошим владением психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков.
. Педагогическая умелость — это основа профессионализма учителя, с которой он оканчивает педагогическое учебное заведение и которая характерна для деятельности большинства работников школ.
Педагогическое мастерствоявляется следующим уровнем профессионального роста учителя. Эта качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства педагогическая умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность обучения и воспитания учащихся.
Воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».
Педагогическое творчество учителявыражается во внесении в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических усовершенствований и отдельных инноваций, в рационализации методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки и коренной перестройки педагогического процесса.
Высшим уровнем профессионализма учителя является педагогическое новаторство (от лат. novator — обновитель). Оно включает в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процессе обучения и воспитания, благодаря чему обеспечивается высокое качество последних. Новаторство в педагогической работе есть по существу настоящее открытие чего-то ранее неизвестного и использование чего означает коренное усовершенствование учебно-воспитательного процесса.
Способы повышения педагогического мастерства музыканта-педагога
1. Публичность деятельности исполнителя –это умение быть артистичным, раскованным, естественным, подтянуты. И т.д.
Понимание Коммуникативной функции искусства - как средства общения, воспитания, образования, дисциплины, эстетического удовольствия и интеллектуального развития личности.
Педагог является личностью для подражания своих учеников. «Личность - создает личность».
Многолетнее общение делает учеников «похожими» на своего педагога. Проблема сохранения индивидуальности ученика – в подчёркивании его мнения, в возможности высказаться и проявить независимость в суждениях.
Доброжелательность, интерес к личности ребенка создает чувство ответственности, доверия, взаимного интереса.
— Поощрение — лучший способ воздействия на ученика; уважение его мнения в выборе того или иного произведения.
-- Профессиональная ориентация лучших учеников.
-- Связь с родителями учеников, обсуждение их успехов и неудач; знание домашних условий. –
- Психологическая подготовка к выступлению.
2. Совместные классные вечера, собрания, посещения концертов, музеев, выстовок, общение на природе, совместное слушание музыки.
— Концерты в детских учреждениях, школах, ансамблевое музицирование, творческие юбилеи, участие в конкурсах.
— Организация и проведение таких мероприятий в школе как, например:
— Творческий вечер, посвященный какому-либо пианисту, композитору (С.С. Прокофьеву, Чайковскому и др;)
— Вечер ансамблевой музыки;
— Конкурс на лучшую аранжировку детской песни;
— Оформление выставок, театральные постановки с использованием исполнения старинной музыки и т.д.;
— «Праздник октав», «Праздник терций» и т.д. (В виде конкурса этюдов, например). Все это позволяет поддерживать у ребенка интерес к занятиям.
3. Педагогика — открытый динамический процесс, вбирающий все лучшее в психологии общения, дидактике, в музыкальном исполнительстве, требующий знаний психологии личности, закономерностей «созревания личности».
Все оригинальные идеи, как правило, лежат на стыке науки и искусства, на стыке предметов. Большое значение имеет эрудиция преподавателя:
· знание и понимание роли Искусства звука (как облагораживающих или возбуждающих вибрациях),
· понимание принципа – «музыка этоРечь» – ораторская, как диалог, как речь повествовательная, как любовная, как скорбная, как радостная и т.д (так формировались жанры).
· о роли Жанров музыки и их литературных аналогов,
· знание всех смежных искусств (архитектура, скульптура, балет, живопись и др.)
· и общих принципах движения в дирижировании, в танце, в пианизме, как и в ходьбе, беге человека, - основанных на Земной Гравитации и её преодолении.
· о религиозном содержании музыкальной символики: интонаций, ладов, тональностей, жанров и т.д.
· о числовой символике (интервалы, ступени, клавиатурное число и т.д.) и
· о музыкальной симметрии (2-4-8 тактов)и т.д.
— Большое значение имеет изучение психологии ребенка, подростка; особенностей психологии одаренных детей.
—Обязательное расширение музыкального кругозора за счет чтения новинок музыкально-методической литературы, исполнения, слушания и анализа новой музыки, нового репертуара.
— Освоение нового репертуара, знакомство с новыми сборниками, «школами», «системами»; использование вспомогательных технических и художественных (литературы, живописи) средств.
— Полезно посещение открытых уроков, мастер-классов, уроков своих старших коллег; анализ и осмысление собственных неудач, промахов и успехов, достижений.
-- Обязательны курсы повышения квалификации в любой форме.
— Полезно ведение педагогического дневника по каждому учащемуся, с записью о его «росте» и продвижении в течение всего цикла обучения (для стратегического и тактического планирования)
— Участие в концертной жизни школы;
--- Разучивание и исполнение новых музыкальных произведений.
--- Составление перспективных планов на каждого ученика на 2-3 года вперёд и подбор к этому репертуару этюдов, упражнений для развития техники и навков.