Тюменский государственный нефтегазовый университет. Особенности корпоративного издания учреждения культуры (на примере газеты «ТЕ-АРТ»)
Особенности корпоративного издания учреждения культуры (на примере газеты «ТЕ-АРТ»)
Отличительной чертой связей с общественностью на современном этапе их развития стало осознание специфичности применения этих технологий в различных сферах деятельности, в том числе в сфере культуры.
В настоящий момент организации культуры, как и вся экономика страны, выходят на новый уровень развития рыночных отношений. Их работа, хотя и не имеет целью получение прибыли, связана преимущественно с некоммерческими, но социально значимыми видами деятельности и поэтому в большой степени зависит от репутации учреждения, его связей с общественностью, благоприятного общественного мнения. Поэтому отдельные проекты и программы в сфере культуры всегда сопровождаются активными ПР-мероприятиями.
Кроме того, ориентация на потребителя заставила задуматься руководителей культурных организаций о применении маркетингового подхода в сфере культуры. Сокращение бюджетного финансирования, возросшая конкуренция со стороны организаций сферы досуга за свободное время потребителей заставили организации культуры изменить стратегию своей деятельности. Они перестали рассматривать себя как замкнутые системы, реализующие исключительно государственные программы с помощью бюджетных средств и обратились к изучению желаний и потребностей клиентов, работе с различными группами потребителей, диверсификации деятельности и т.д. Большое значение приобрели задачи продвижения культурных услуг, позиционирования их на рынке, формирования ценовой политики, привлечения дополнительных источников финансирования. Корпоративное издание учреждения культуры, направленное на трансляцию имиджа организации во внешнюю среду, и призвано решать подобные задачи.
«Корпоративная пресса – это инструмент управления корпорацией, обладающий всеми признаками средств массовой информации. Корпоративные издания – действенный инструмент в связях с общественностью и маркетинговой политики любой успешно развивающейся компании» [1, с. 24].
В целях формирования и поддержания положительного имиджа, приращения паблицитного капитала, реализации миссии, а также культурного воспитания и популяризации художественного искусства среди жителей города, ГАУК ТО «Тюменский драматический театр» с сентября 2009 года по 2011 год выпускал корпоративную газету «ТЕ-АРТ».
Данное средство массовой информации являлось периодическим печатным изданием (газетой) типа B2С (Business-to-consumer), то есть рассчитанным на внешнюю среду организации, а именно на постоянных и потенциальных клиентов, т.е. на зрителей и партнеров. По типу финансирования «ТЕ-АРТ» была полностью дотируемой, то есть выпускалась за счёт учредителя и не приносила прибыль. Это характерно для подавляющего большинства изданий, выпускаемых некоммерческими организациями и в частности учреждениями культуры.
Газета начала свою историю под руководством Владимира Владиславовича Коревицкого, являющегося на тот момент директором театра, и редактора Геннадия Михайловича Басова. Помимо сотрудников редакции, активно привлекались внештатные специалисты, например, к работе на выставках, фестивалях и других масштабных мероприятиях (журналисты, фотографы, студенты специальностей «Связи с общественностью» и «Журналистика»).
Большая часть публикаций создавалась сотрудниками редакции, штатными специалистами. Но авторство достаточной доли материалов принадлежало критикам и актерам, деятелям культуры и искусств, членам общественных организаций, партнерам театра, а также студентам и преподавателям Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.
Данное корпоративное издание было призвано информировать жителей и гостей Тюмени о событиях, происходящих в театральной жизни города и сфере искусств, формировать и поддерживать положительный имидж Тюменского драматического театра в глазах общественности, формировать эстетический вкус и участвовать в художественном воспитании населения, а так же приобщать потенциальных зрителей к театральному искусству, продвигать продукт организации (обеспечивать наполняемость зрительных залов). Таким образом, информационные материалы, публикуемые на страницах данного корпоративного СМИ, должны отражать и продвигать ценности и принципы театра. В соответствии с этими целями и формировалась тематическая линейка рубрик: «Выставки ТДТ», «Гость», «Взгляд из партера» и др. Как правило, почти в каждом номере «ТЕ-АРТа» есть центральная статья (бывает, что не одна), посвященная актуальной теме – она начинается на главной странице, продолжение следует на второй полосе.
Почти в каждом номере с первой полосы к читателям с приветственным словом обращается шеф-редактор газеты. К примеру, в юбилейном номере (октябрь-ноябрь 2010г.) Владимир Коревицкий поздравляет горожан и благодарит создателей газеты, которая «только научилась ходить и даже немного говорить» с первым днем рождения. В своих обращениях главный редактор прост и откровенен, выражает надежду на плодотворное взаимодействие со зрителем и читателем, говорит о достижениях, при этом не скрывает, что на пути к успеху возникают препятствия, которые, тем не менее, преодолеваются, делится планами на будущее. Данный стиль общения позволяет избежать столь распространенного излишне торжественного и помпезного призыва в обращениях.
Первая полоса, в зависимости от номера, украшена рисунками в стиле авангард, карикатурами на актеров театра (изготовленными специально для газеты) или фотографиями на ½ полосы. На первой полосе каждого номера справа от логотипа, расположенного традиционно вверху страницы, находится «Цитата номера».
Значительную часть каждого номера занимают материалы, так или иначе касающиеся театрального репертуара (от двух до шести в номере). Среди них можно выделить такие, как рецензии, анонс, отзыв. В данных материалах дается оценка как спектаклям Тюменского драматического театра, так и спектаклям, привезенным с гастролями иногородними коллективами. В материалах подробно анализируется сюжет, дается характеристика основным действующим лицам, отмечаются сильные и слабые стороны актерской работы и режиссерских решений. Параллельно авторы подобных материалов рассуждают о роли данного спектакля в театральной жизни в целом, о значении его для искусства. Анализируют тенденции, происходящие в театральной сфере, будь то подъем, расцвет или упадок. Уделяют внимание морально-нравственному компоненту произведения. В зависимости от характера и жанра спектакля выбирается и стиль написания данного материала, целью которого является не только побуждение читателя к просмотру, но и повышение культурной грамотности населения.
Вторая наиболее распространенная тематика материалов – непосредственно жизнь самого Тюменского драматического театра. Во-первых, это статьи, освещающие наиболее значимые события, происходящие в учреждении. Во-вторых, подобные материалы способны приоткрыть завесу тайны и показать читателям и зрителям жизнь театра по ту сторону сцены. В-третьих, материалы этой группы формируют представления о самой труппе театра, повествуют о заслуженных артистах, «старожилах» театра, знакомят аудиторию с вновь прибывшими. Также на страницах газеты поздравляют именинников-актеров с непрерывным трудовым стажем в Тюменском театре. В-четвертых, на страницах газеты размещены материалы, повествующие о происходящих в Тюменском театре выставках. Следует отметить, что это не просто анонсы событий или материалы постфактум. Эти материалы носят культурно-просветительский характер, знакомят читателей с теми или иными направлениями искусства, спецификой различных школ, особенностями творчества художников, фотографов и других мастеров как областного, так и мирового масштаба.
К третьей группе материалов, печатаемых на страницах газеты «ТЕ-АРТ», относятся статьи, касающиеся культурной жизни города в целом и имеющие косвенное отношение к Тюменскому драматическому театру в частности. Например, приезд генерального комиссара Года Франции и России-2010 Николя Шибаеффа, народных артистов России Татьяны Васильевой, Альберта Филозова, актера, продюсера и режиссера Грегори-Саид Багова.
Четвертую группу представляют материалы, так или иначе характеризующие взаимодействие Тюменского драматического театра с партнерами. Например, с Владимиром Немковым, генеральным директором ОАО «Газтурбосервис».
Таким образом, газета «ТЕ-АРТ» представляла собой эффективный инструмент связей с общественностью по взаимодействию с внешней аудиторией, освещая события как самой организации, так и культурной жизни города в целом. Издание содержало интересные и познавательные материалы, красочные иллюстрации и живые фотографии, что делало его привлекательным для читателей и служило формированию позитивного имиджа «Тюменского драматического театра» как социально-значимой и активной организации. Представляется вероятным, что новое руководство театра, проанализировав позитивный опыт издания газеты, возобновит её выпуск.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Чемякин, Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности – Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс Пи», 2006. – 184 с.
Е.В. Чупашева