Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров
1. Такое театральное здание в отличие от гастрольного театра рассчитано на собственную постоянную драматическую труппу.
2. Демонстрационный комплекс с учетом приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров в принципе может быть сходен с демонстрационным комплексом гастрольного театра (подраздел "Гастрольные театры").
3. При проектировании комплекса помещений, обслуживающих сцену такого театра, вероятны особенности:
складских помещений, где целесообразно учитывать, что декорации музыкальных спектаклей (из расчета примерно половины репертуара, вывозимой на гастроли) в хранении занимают больший объем нежели драматических;
артистических уборных, дополнительные помещения для которых из расчета музыкального театра возможно устраивать за счет комнат для административного и художественного руководства театра-стационара, что может сказаться на их размещении и оснащении;
группы репетиционных залов, где желательно дополнительно предусматривать репетиционный зал балета или соответственное оборудование в малом репетиционном зале.
4. При ориентации здания на выезды музыкальных театров, особенности возможны только в демонстрационном комплексе и в помещениях для административного и художественного руководства театра (см. выше).
Театры юного зрителя (ТЮЗы)
1. Главное отличие ТЮЗа от театра для взрослых заключено в контингенте зрителей. В этом отличии усматриваются две стороны, оказывающие воздействие на проектирование здания ТЮЗа.
Первая — ТЮЗ как театр своих зрителей. Это означает потребность в создании в театре условий для пребывания детей в возрасте от 7 до 17 лет, для восприятияими спектаклей, для педагогической работы с ним. Вторая проблема ТЮЗ как создатель зрителя для театра будущего. Это означает потребность в предвидении направления развития театра и создания для этого определенных условий.
2. Вместимость зрительного зала ТЮЗа рекомендуется не более 600 мест. Наличие разновозрастных зрителей и многообразие задач ТЮЗа делает целесообразным проектирование не менее двух залов.
3. Рекомендуемые размеры кресел для детей, м: ширина (в осях подлокотников) — 0,48; глубина — 0,36 — 0,38; высота 0,38 — 0,4. Кресла могут проектироваться жесткими, без подлокотников. Предпочтительнее планировка зоны мест короткими рядами.
4. Сцену ТЮЗа рекомендуется проектировать с учетом предоставления широких постановочных возможностей, допускающих разнообразные композиции спектакля как в изолированном пространстве глубинной колосниковой сцены, так и в пространстве зрительного зала с окружением зрителей действиемили действия зрителями. В связи с этим для ТЮЗов целесообразно проектирование разновидностей глубинной сцены со сценическими площадками в зале.
5. В ТЮЗе роль оркестровой ямы может быть несколько иной, нежели в театре для взрослых, из-за частого игрового использования ее. В связи с этим целесообразны трансформации оркестровой ямы, а также проектирование дополнительных площадок для артистов оркестра. Ими могут быть: первые или последние ряды мест, боковые крылья авансцены, галереи, балконы и ложи и пр.
6. Для активизации игрового использования зрительного зала ТЮЗа целесообразно предусматривать проходы, используемые в игровых целях, а также создавать условия, позволяющие включать элементы декораций в архитектуру зрительного зала (например, проекция на ограждающие поверхности зала). Проходы, предназначенные к использованию в игровых целях, рекомендуется связывать со сценой или игровыми площадками в зале, возможно обеспечивать местами выхода актеров; ширина проходов независимо от расчета путей эвакуации рекомендуется 1,5-2 м.
7. При проектировании зрительского комплекса ТЮЗа рекомендуется учитывать некоторые особенности проектирования интерьера и отдельных помещений комплекса.
В интерьере ТЮЗов важно создавать условия для легкой ориентации детей, что, в частности, может быть обеспечено взаимным проникновением пространств разных этажей, которое помогает детям сразу увидеть весь путь, а также запоминающимися цветовыми, световыми и прочими характеристиками помещений.
8. В отличие от театров для взрослых клубный комплекс для работы с детьми, называемый педагогическим комплексом, непременная часть любого здания (рис. 1).
Для педагогического комплекса рекомендуется вход не через билетный контроль, а возможно и с улицы, связь с помещениями художественного руководства, фойе, музеем, зрительным залом.
9. В настоящее время проектирование детских театров ориентируется на создание на базе театров комплексных центров, где большая роль отводится всесторонней культурно-досуговой деятельности с многофункциональным использованием помещений зрительского комплекса и залов с включением дополнительных помещений — аудиторий,зимних садов, музыкальных и видеосалонов и пр.
Рис. 1. Планировочные схемы педагогического комплекса ТЮЗа
1 - секция, актив (15 чел.); 2 - лекция, актив (70-90 чел.); 3 – выпуск газет и журналов (15 чел.); 4 - секция, обсуждение спектакля (40-70 чел); 5 - лекция, актив, обсуждение спектакля (80-100 чел.); 6 - секция, актив (25-35 чел.); 7 - секция, обсуждение спектакля, показ творчества детей (40- 60 чел.); 8 - актив "за чашкой чая" (15-25 чел.); 9 - секция, обсуждение спектакля, лекция (60-100 чел.); 10 - подготовка к выходу на сцену (6-10 чел.); 11 - клуб искусств", лекция, показ творчества детей (150-200 чел.)
Театры кукол
1. Театр кукол предназначен для детей и для взрослых. В отечественной практике применяется различная техника кукловождения — верхние куклы, управляемые из-за ширмы (обычно), нижние куклы, управляемые сверху (изредка), сочетание кукол с театром теней, участием живого актера.
2. Театр кукол может размещаться в отдельно стоящем здании, иметь в составе помещений один зал и более, кооперироваться с ТЮЗом или другими детскими учреждениями.
3. Рекомендации по проектированию зрительского комплекса театра кукол см. подраздел "Театры юного зрителя".
4. Вместимость зрительного зала театра кукол рекомендуется принимать от 200 до 500 чел. Для взрослойили смешанной (дети и взрослые) аудитории вместимость принимается преимущественно более 350 чел.
5. В театрах с верхними куклами балконы не проектируются, а уровень пола последнего ряда определяется высотой глаза зрителя последнего ряда и лучом зрения, направленного на грядку (ширму первого плана) по горизонтали. Высота грядки от планшета сцены принимается 1,65-1,85 м, размещение ее в плане совпадает с плоскостью внутренней грани игрового портала.
Высота от пола первого ряда до пола авансцены принимается равной 0,8-1 м, а ширина авансцены — не менее 2,5 м от красной линии сцены.
6. В зрительном зале театра кукол, предназначенного только для детей, места для взрослых зрителей (до 20% общей вместимости) рекомендуется располагать сзади или по сторонам зоны мест для детей. Рекомендуемые размеры кресел или скамей, м:
для взрослых и детей | только для детей | |
ширина | 0,5 | 0,47 |
глубина | 0,4 | 0,36 |
высота | 0,42 | 0,4 |
7. Оркестр рекомендуется располагать над полом стационарной авансцены. Ширина помещения, — не менее 2,5 м. В ограждении помещения оркестра и в полу авансцены над оркестром рекомендуется регулируемые отверстия для прохождения звука, а в полу авансцены — съемный люк размерами 6х1,5 м.
Рис. 2. Схема сцены театра кукол
I — вариант с верхними куклами (а - план; б - разрез); II — вариант с нижними куклами
(а - план; б - разрез)
Вмести- | Портал сцены, м | Сцена, м | Карманы, м | |||||||
мость, чел. | игровой | строительный | ширина | глубина | высота до верха | ширина | глубина | высота | ||
ширина | высота | ширина | высота | колосникового настила | ||||||
200-300 | 4-6 | 3,6(2,5)-4,6(3,2) | 5(4) | 13,5(12,5) | 5(4) | |||||
300-500 | 5-7 | 4(2,8)-5(3,5) | 6(4,5) | 15(14) | 6(4,5) | |||||
Примечания: 1. Размеры даны в свету. 2. В карманах сцены предусматривается место для хранения сборных или стационарно-передвижных конструкций-мостиков (троп) для кукловождения и других инвентарных приспособлений. 3. Размеры в скобках даны для театра с нижними куклами. 4. Планы и разрезы, иллюстрирующие таблицу, приведены на рис. 2. Под планшетом сцены театра кукол может размещаться трюм. |
8. По боковым сценам зала на высоте не более 3 м пола первого ряда рекомендуется открытые или закрытые раздвижными щитами игровые галереи.
9. Размеры сцены театра кукол и ее элементов приведены в таблице.
10. При устройстве помещений технологического обеспечения в театре верхних кукол рирпроекционная размещается так, чтобы горизонтальная оптическая ось проектора не превышала уровня грядки.
11. В комплексе помещений, обслуживающих сцену театра кукол, рекомендуется предусматривать артистические уборные площадью 60-80 м2, два репетиционных зала размерами (в свету) не менее 9х7 и 7х4 м, склад кукол в уровне сцены со специальными установками и контейнерами.
12. В комплексе производственных помещений размеры живописно-декорационной мастерской (в свету) определяются исходя из ширины игрового портала — ширина равна ему, длина — в 1,7 раза более, а высота — не менее 5 м.
Поделочная столярная мастерская с сушилкой и мастерские по изготовлению кукол (скульптурная, слесарная, пошивочная) располагаются смежно. Высоты помещений рекомендуются не менее 3,3 м (в свету), столярной мастерской не менее 5 м. Поделочная столярная мастерская и склад связываются со сценой.
Театры малой вместимости
1. Театры малой вместимости (малые театры) как самостоятельные объекты могут создаваться на базе крупных театров, имея статус филиала основной сцены, являться самостоятельными, обладая статусом студийно-экспериментального, камерного, молодежного и им подобного театра.
2. Диапазон вместимости малых театров составляет 300-500 зрителей. Возможно создание театральных комплексов, состоящих из нескольких залов малой вместимости и обладающих при этом разными типами сцены.
3. Объемно-планировочная структура малого театра близка структуре театра обычного типа. Различие состоит в сокращении состава помещений, обслуживающих сцену (в частности складских), производственных, упрощении систем технического оснащения сцены — механооборудования, звукооборудования, систем инженерного оборудования здания.
4. Рекомендации по проектированию зрительского и демонстрационного комплексов театра малой вместимости совпадают с рекомендациями для малых залов, входящих в состав многозальных театров. Наряду с глубинными сценами, в малых театрах широко применяются сцены иных типов (трехсторонняя, центральная) и их трансформации. Стремление к сокращению эксплуатационных расходов по зданию и численности обслуживающего персонала формирует характерную тенденцию (в мировой практике) применения простейших систем трансформации залов: блитчеров, подвижных секций зрительских мест, плунжерных систем, обеспечивающих одновременно и постановочные задачи.
5. В структуре малых театров, являющихся филиалами, закономерно отсутствие производственных помещений и резервных складов. В подобных театрах может быть сокращено количество административно-хозяйственных помещений. При проектировании репетиционных залов их площадь соотносится с площадью сцен, получаемых в результате трансформации.
В зданиях театров, обладающих статусом самостоятельности, рекомендуется предусматривать ремонтно-поделочную мастерскую и резервные склады.
6. Возможность обеспечения тесной взаимосвязи пространств зрительского комплекса, проектирования сцен без колосниковой коробки и сокращенный состав помещений, открывает перед архитекторами возможности широкого поиска индивидуального образа театра малой вместимости.