Адаптация к дошкольному возрасту основных научных понятий и идей в области биоцеологии.

Каждый организм живет в окружении множества других организмов, вступает с ними в самые разнообразные отношения, как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, и, в конечном счете, не может существовать без этого окружения. Связь с другими организмами – необходимое условие питания и размножения, возможность защиты, смягчения неблагоприятных условий среды, а с другой стороны это опасность ущерба и часто даже непосредственная угроза существования индивидуума.

Непосредственное живое окружение организма составляет его биоценотическую среду. Представители каждого вида способны существовать лишь в таком живом окружении, где связи с другими организмами обеспечивают им нормальные условия жизни.
Биоценоз – это сбалансированное сообщество растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенную территорию. Тот участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют биотопом, биотоп – место обитания биоценоза.

Масштабы сообществ живых организмов различны, принципиальной разницы между мелкими объединениями (микросообществами) и крупными нет. Сообщества часто имеют расплывчатые границы, иногда неуловимо переходя одно в другое.

Различают первичные биоценозы - сложившиеся без воздействия человека (целинная степь, девственный лес) и вторичные – измененные деятельностью человека (леса, заново посаженные, население водохранилищ). Особую категорию представляют агробиоценозы, где комплексы основных компонентов биоценоза сознательно регулируются человеком.

Структура биоценоза разнопланова, и при ее изучении выделяют различные аспекты. Под видовойструктурой биоценоза понимают многообразие в нем видов и соотношения их численности или массы. Различают богатые и бедные биоценозы.

Пространственная структура биоценоза определяется, прежде всего, сложением его растительной части – фитоценоза, распределением наземной и подземной массы растений. При совместном обитании растений, разных по высоте, фитоценоз часто приобретает четкое ярусное сложение. Ярусность особенно хорошо заметна в лесах умеренного пояса (в широколиственном лесу можно выделить 5-6 ярусов растений, всегда есть и внеярусные растения).

Основу возникновения и существования биоценозов представляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же биотоп. По характеру питания все организмы делятся на: автотрофы– это организмы, использующие в качестве источника для построения своего тела неорганические соединения, и гетеротрофы – все живые существа, нуждающиеся в пище органического происхождения.

Любую совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ, называют экосистемой (биогеоценозом).

Все исследователи рассматривают геобиоценоз как сложную замкнутую экологическую систему, основные компоненты которой (абиотические факторы, ра­стения, животные, микроорганизмы) тесно связаны между собой.Их жизнедеятельность создает круговорот энергии, необходимой для поддержания гомеостаза (равновесия) внутри экосистемы. Выпа­дение или разрушение одного из звеньев этой цепи может приве­сти к гибели всей экосистемы.

По участию в биогенном круговороте веществ в биоценозах различают три группы организмов. Начальным звеном любой пищевой цепи являются автотрофные растения, способные строить свои тела за счет неорганических соединений окружающей среды и энергии солнца – это продуценты. Продуцентами питаются консументы - гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов либо других консументов (бывают трех порядков). Редуценты живут за счет мертвого органического вещества, переводя его вновь в неорганические соединения. Например: сосна обыкновенная (продуцент) – личинки жуков-усачей (конс. 1 п.) – дятел (конс. 2 п.) – хищные птицы (конс. 3 п.) – жуки-мертвоеды, бактерии гниения (редуценты).

Чрезвычайно сложные и многообразные связи, характеризующие сообщества в целом и существующие внутри экосистемы, делают это явление малодоступным для дошкольников, тем более что они скрыты от непосредственного наблюдения. Но ознакомление с биоценозами может оказаться полезным для формирования уже с дошкольного возраста экологической направленности мышления.

Одной из характеристик биоценоза, доступной дошкольникам, может быть взаимоотношение хищника и жер­твы, знакомое детям по сказкам с раннего возраста. Почти в любом биотическом сообществе есть животные, питающиеся расте­ниями, и животные, питающиеся другими животными. При оп­тимальном состоянии экосистемы численность тех и других нахо­дится в определенном равновесии, а взаимоотношения хищника и жертвы являются необходимым фактором для сохранения этого равновесия. Такие наглядные спо­собы защиты от хищников, как бегство, маскировка, запугивание, использование твердых или колющих покровов, — интерес­ный материал для ознакомления дошкольников и формирования у них представлений о некоторых важнейших экологических свя­зях в природе, о формах приспособленности живых существ к среде обитания.

Другими фактами, подходящими для ознакомления с ними до­школьников, являются некоторые пищевые цепи, существующие в биоценозах, доступных наблюдению детей (например, лес, пруд или озеро). В самом общем виде цепь питания включает следующие звенья (на примере леса): комплекс факторов неживой природы (особен­ности климата, почвы и др.) определяет состав деревьев и других растений, которые служат кормом различным растительноядным животным (жукам, гусеницам, птицам, грызунам, копытным). Растительноядные обитатели леса в свою очередь являются пищей для мелких и крупных хищников. Последним звеном, замыкаю­щим круг, являются организмы (в основном бактерии и грибы), превращающие все органические остатки (опавшие листья, трупы погибших животных) в неорганические вещества (минералы), ко­торые поступают в почву и усваиваются растениями.

Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь двух, трех, четырех звеньев в биогеоценозе, т.е. в экосистеме. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное модели­рование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома» - сообщества растений и животных, прожи­вающих совместно на одной территории, в одних и тех же услови­ях и взаимосвязанных друг с другом.

Важными характеристиками экосистемы являются состояние равновесияи его частое нарушение. В развитой экосистеме все звенья пищевых цепей относительно уравновешены и приблизительно постоянны. Тем не менее нарушение равновесия, его колебания в раз­ные стороны происходят довольно часто. Причиной этого являются погодно-климатические колебания, интродукции (появление и рас­пространение в экосистеме новых видов растений и животных), разнообразные воздействия человека. Особо значимой является последняя причина - быстрый рост численности населения плане­ты, его интенсивная производственная деятельность очень серьезно поколебали глобальное равновесие биосферы.

Наши рекомендации