Процесс обучения как целостной системы. Функции процесса обучения.
Обучение – это целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, а в результате к-рого учащийся овладевает знаниями, умениями и навыками, развивает личностные качества. Традиционно в обучении выделяют 2 составляющие: преподавание-целенаправл.деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений, навыков, способов деятельности, жизненного опыта. Обучение-целенаправл.процесс приобретения учащимися передаваемого учителям содержания обучения. Функции: 1) образовательная (обучающая, дидактическая) – главное назначение процесса обучения заключ.в том, что: а)способствовать формированию у учащихся системы научных знаний, умений, навыков в соотвесттвии с принятым стандартом;б)научить творчески использовать эти ЗУНы в практ.деят-сти; в)научить самостоятельно приобретать знания; г)расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения обр.и проф.самоопределения.2)воспит-я функ-я: проявляется в обеспечении:а)осознания учеником своей учеб.деят-сти как соц.значимой;б)формирование его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения ЗУНами;в)воспитание нравственных качеств личности;г)формирование «+» мотивов учения;д)формирование опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учеб.процессе. е)воспитат.воздействия личностью учителя как примера для подражания; 3.Развивающая. В процессе овладения системой ЗУНов происходит развитие логич.мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнения, анализ, обобщение, сопоставление), воображения, памяти, качеств ума (пытливость, гибкость, креативность), речи (словар.запас, образность, точность), познават.интереса и позн.процессов.
5.Законы и закономерности обучения. Пед.закон –категория, обознач.объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами пед.системы, отражающие механизмы её самоорганизации, развития. 1.Закон обусловленности характером обр.деят-сти учащихся (раскрывает соотношение между пед.руководством и развитием собств.активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами);2)Закон целостности и единства обр.процесса – устанавливает необходимость внутр.согласования между собой всех элементов обучения в соотношении с соотв.пед. и дидактич.компонентами обр.системы. 3.Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития.4.Закон взаимосвязи творч.самореал.ученика и обр.среды; 5.Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении (любое науч.знание непосредств.или опосред.служит практике и в конечном счёте из неё выводится).6.Закон взаимосвязи и взаимообусл.индивид., групповой и коллектив.учеб.деятельностью. (эти виды организации уч.деят-ти могут выступать отдельно или взаимодействовать. Один из них м.б.ведущим, но ни один из них не должен исключаться, а наоборот – предполагать друг друга); Закономерности: общие –свойственны любому обр.процессу, они охватывают всю систему обучения. 1)закономерности целей обучения. Цели обучения:а)уровня и темпов развития общества;б)потребностей и возможностей;в)уровня развития и возможностей пед.науки и практики. 2)закономерности содержания обучения зависят от: общественных потребностей, темпов соц.и научно-технич.прогресса, возрастных особоенностей, уровня развития теории и практ.обучения, материально-технически и экономич.возможностей. 3)законом-и технологии, форм и методов обучения;4)законом-и системы контроля и оценки результатов обучения;5)законом-и стимулирования обучения (продуктивность обучения зависит от стимулов обучения и внешних (обществ, педагогич.) стимулов.6)законом-и управления обучения – зависит от интенсивности и обратных связей. Частные –действие распространяется на отдельные стороны процессы обучения.1)собственно дидактич.законом-и (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподав-ля);2)гносеологические закономер-и (результаты обучения зависят от познават.активности учащихся, умения и потребностей учиться); 3)Психологич.закономер-и (результаты зависят от учеб.возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и др.познават.процессов); 4)социологич.закономер-и (развитие индивида зависит от развития всех др.индивид., с к-рыми он находится в общении, от уровня интеллект.среды, от стиля общения учителя и ученика); 5)организационные закономер-и (эффективность процесса зависит от организации, от того, насколько она развивает у учащихся потребность учиться, формирует познават.интересы, приносит удовлетворение, стимул.познават.активность)
6. Проблема приципов обучения, общедидактич.принципы обучения. Принципы обучения –руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению обр.процесса. носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулир.процесса обучения.Все принципы подчинены главному – принципу развивающего и воспитывающего обучения (направлено на всесторон.развитие личности, на формир.не только ЗУНов, но и нравственно-этич.качеств.В основу деления на принципы положены личностно-деятельностный и управленч.подходы. Общедидактич.принципы:1)принцип научности – современ.науч.знание должно предстать перед учащимися в структурной целостности; 2)принцип доступности – требует учёта особенностей уровня развития учащихся. Это относится к проектированию всех элементов обр.процесса. От целей обучения и уч.программы до содержания учебников и системы контроля;3)Принцип наглядности – эффективность обучения зависит от целесообр.привлечения органов чувств к восприятию и переработке уч.материала. Это «золотое правило» дидактики сформулир.Я.А. Коменский.;4)Принцип сознательности и активности – основан на самостоят.и поисковой деят-сти учащихся; 5)принцип систематичности, последовательности, приемственности обучения – обеспечивает поэтапное, пошаговое усвоение учеб.инфо на основе пДополнение к 6ому вопросу в шпорах Проблема приципов обучения, общедидактич.принципы обучения. Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению обр.процесса. носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулир.процесса обучения.Все принципы подчинены главному – принципу развивающего и воспитывающего обучения (направлено на всесторон.развитие личности, на формир.не только ЗУНов, но и нравственно-этич.качеств.В основу деления на принципы положены личностно-деятельностный и управленч.подходы. Общедидактич.принципы: 1)принцип научности – современ.науч.знание должно предстать перед учащимися в структурной целостности; 2)принцип доступности – требует учёта особенностей уровня развития учащихся. Это относится к проектированию всех элементов обр.процесса. От целей обучения и уч.программы до содержания учебников и системы контроля;3)Принцип наглядности – эффективность обучения зависит от целесообр.привлечения органов чувств к восприятию и переработке уч.материала. Это «золотое правило» дидактики сформулир.Я.А. Коменский.;4)Принцип сознательности и активности – основан на самостоят.и поисковой деят-сти учащихся; 5)принцип систематичности, последовательности, приемственности обучения – обеспечивает поэтапное, пошаговое усвоение учеб.инфо на основе повторения и перспективы. 6)принцип прочности знаний, 7)принцип связи теории с практикой, 8)принцип воспитывающего обучения 9) принцип соотвествия обучения возрастным индивид.особенностямовторения и перспективы.