В регулировании трудовых отношений?
Высшую юридическую силу имеет Конституция Украины, принятая Верховной Радой Украины 28 июня 1996 г. Нормы Конституции являются нормами прямого действия, все иные законы и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции. Конституция является основным законом каждого государства. Она устанавливает конституционный строй, закрепляет права, свободы и обязанности человека и гражданина, национальный суверенитет, определяет соотношение между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, разрешает другие важные для государства вопросы.
Конституция провозгласила, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью.
Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом.
Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу.
Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом.
Статья 43 Конституции Украины провозгласила, что каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями. Конституция впервые запретила использование принудительного труда. Согласно ст. 43 Конституции не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) службы, а также работа или служба, выполняемые лицом по приговору или иному решению суда либо в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном положениях. Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже той, которая определена законом. Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается.
Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения. Право на своевременное вознаграждение за труд защищается законом. Конституция впервые закрепила право тех, кто работает, на забастовку. Так, согласно ст. 44 Конституции работающие имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.
Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других людей.
Никто не может быть принужден к участию или к неучастию в забастовке.
Запрещение забастовки возможно только на основании закона.
Конституция закрепила и иные права: на отдых, на социальную защиту, на достаточный жизненный уровень для себя и для своей семьи, включая достаточное питание, одежду, жилище.
Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей.
Незнание законов не освобождает от юридической ответственности.
В ст. 22 Конституции предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими. Конституционные права и свободы га-
рантируются и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
=> Какова общая характеристика законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения в Украине?
Важнейшим после Конституции законом, регулирующим применение наемного труда на территории Украины, является Кодекс законов о труде.
Ныне действующий КЗоТ утвержден Верховным Советом Украины 10 декабря 1971 года и введен в действие с 1 июня 1972 года. В этот Кодекс вносилось много изменений. Так, в Кодекс было внесено правило о праве работника на возмещение морального ущерба во всех случаях его причинения, а не только при причинении ущерба здоровью производственной травмой. Ограничена сфера заключения контракта. В ст. 21 КЗоТ (в новой редакции) предусмотрено, что сфера применения контракта определяется законами, а не законодательством, как было раньше.
Внесены также изменения, направленные на повышение ответственности руководителей, нарушающих законодательство о заработной плате.
Вследствие запрещения принудительного труда ограничены возможности временных переводов без согласия работников на работу, не обусловленную трудовым договором. Теперь такой перевод допускается только для предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотии, производственных аварий, а также иных обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей.
Перевод в случае простоя теперь допускается с согласия работника. Внесены и другие изменения. Вместе с тем настоящий Кодекс не отвечает в полной мере новым реалиям рыночных отношений. И поэтому не случайно в «Основных направлениях социальной политики на 1997-2000 гг.», утвержденных Указом Президента, была поставлена задача разработать и принять новый Кодекс законов о труде. В настоящее время разработан проект нового Трудового кодекса, который принят в первом чтении Верховной Радой Украины.
Кроме КЗоТ, приняты и другие важные законы, которые регулируют трудовые и иные отношения, связанные с трудовыми. Так, большое значение имеют Закон Украины «О занятости населения» от 1 марта 1991 г., Закон «Об охране труда» от 14 октября
1992 г. в редакции 21.112002 г., Закон «Об оплате труда» от 24 марта 1995 г., Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 г., Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» от 15 сентября 1999 г., Закон «Об отпусках» от 15 ноября 1996 г., Закон «О государственных наградах» от 16 марта 2000 г. и другие законы, частично связанные с трудом. К ним относятся Хозяйственный кодекс Украины, Закон «О высшем образовании», Закон «О собственности» и др.
Многие важные вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений, регламентируются подзаконными актами, которые принимаются органами государственного управления. Прежде всего к ним относятся указы Президента. Президент, в соответствии со ст. 102 Конституции, является главой государства и выступает от имени государства. Он гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Указом Президента утверждено «Положение о национальной службе посредничества и примирения» от 17 ноября 1998 г., Положение о национальном заведении от 16 июня 1995 г., «О развитии социального диалога в Украине» от 29 декабря 2005 г., «Основные направления развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 года» от 3 августа 1999 г., «Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз» от 11 июня 1999 г. и яные правовые документы.
Большой круг вопросов, связанных с оплатой труда, экспертизой условий труда, командировками, повышением квалификации, разрешается постановлениями Кабинета Министров Украины. Так, например, 3 апреля 1993 г. Кабинет Министров Украины принял Постановление «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций», 19 марта 1994 г. — Положение «О порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников», 1 августа 1992 г. — «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». 5 апреля 1994 г. утверждено Положение «О порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров», 27 августа 1995 г. — Общее положение о юридической службе Министерства, иного центрального органа государственной исполнительной власти государственного предприятия, учреждения, организации. 1 ноября 1999 г. Кабинет Министров утвердил «Порядок оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине». 27 августа 1999 г. Кабинет Министров утвердил «Положение о порядке проведения аттестации работников руководящего состава государственных предприятий». 2 августа 1996 г. Кабинет Министров утвердил Типовое положение по кадровой службе органов исполнительной власти и другие акты.
Значительное количество нормативно-правовых актов принимается Министерством труда и социальной политики и другими министерствами и ведомствами Украины. Так, в соответствии с «Положением о Министерстве труда и социальной политики», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 ноября 2006 г. № 15431, Министерство труда и социальной политики в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организовывает и контролирует их исполнение.
Министерство труда в случае необходимости издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти совместные акты. Так, например, «Инструкция о порядке выдачи трудовых книжек работников» утверждена приказом Минтруда Украины, Минюста Украины, Минсоцзащиты населения Украины от 29 июля 1993 г.
Приказом Минтруда и социальной политики от 10 октября 1997 г. (с изменениями и дополнениями от 5 февраля 1998 г.)2 утверждены Рекомендации о порядке предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда.
Приказом Министерства труда и социальной политики от 8 июня 2001 года № 260 утверждена форма трудового договора между работником и физическим лицом и Порядок его регистрации («Праця і зарплата», 2001, № 27, липень).
Типовое положение об аттестации педагогических работников Украины утверждено Приказом Министерства образования Украины 20 августа 1993 г.; Положение о порядке проведения аттестации врачей — Приказом Министерства охраны здоровья 19 декабря 1997 г.; Положение о порядке проведения аттестации провизоров утверждено Приказом МОЗ 31 июля 1998 г., Положение о порядке проведения аттестации работников руководящего состава государственных предприятий от 27 августа 1999 г., Положение о проведении аттестации государственных служащих от 28 декабря 2000 г.
Классификатор профессий ДК 003: 2005 (на замену ДК 003-95) принят и введен в действие приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375 (введен в действие 01.04.2006г).
=> Что следует понимать под локальным регулированием условий труда?
Одна из особенностей правового регулирования труда состоит в том, что по некоторым вопросам законодательные акты содержат
1 Праця і зарплата.— 2006.— № 43, листопад.
2 Праця і зарплата.— 1997.— № 23; 1998.— № 5.
лишь основополагающие, исходные правила, а конкретные нормы предоставляют право устанавливать трудовым коллективам и работодателям. Например, трудовые коллективы по представлению работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) утверждают правила внутреннего трудового распорядка. Локальные нормы трудового права нередко включаются в коллективные договоры. В настоящее время в связи с переходом к рыночной экономике значение локальных нормативных актов существенно возрастает. Их значение состоит в том, что они отражают специфику данного предприятия. Особенность локальных норм заключается в том, что общая норма еще не регулирует конкретное отношение, она лишь дает возможность соответствующим субъектам заключить соглашение. Например, согласно ст. 66 КЗоТ Украины, перерыв для отдыха и питания предоставляется продолжительностью не более двух часов, а конкретное время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Локальные нормы получили широкое распространение не только на промышленных предприятиях, но и в бюджетных учреждениях. Они имеют юридическое значение, если приняты в установленном порядке.
Таким образом, локальное регулирование не является автономным регулированием, оторванным от централизованного. Оно является, по сути, продолжением централизованного регулирования.
Локальные нормы обладают всеми свойствами норм трудового права. Они играют важную роль в регулировании дисциплины труда, нормирования и оплаты труда, рабочего времени и времени
отдыха и т.д.
Однако в некоторых сферах локальное регулирование не применяется. Например, перечень оснований, при наличии которых возможно расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа, установлен в законодательстве и не подлежит распространительному толкованию. Законодатель все основания для увольнения сформулировал окончательно, и отойти от воли законодателя нельзя. Лишь в контрактах о труде возможно установление оснований для его прекращения, не предусмотренных в законодательстве. Однако контракт не является локальной нормой. Контракт — это акт индивидуально-правового
регулирования.
По общепринятому мнению локальными нормами нельзя заполнять пробелы в праве.
Примерами локальных положений являются коллективные договоры, местные правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании и т.д.
с> Являются ли источником трудового права