Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений

Конвенции МОТ также являются источниками трудового права, которые непосредственно применимы при регулировании трудовых отношений. Например, в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" сделана ссылка на п. 1 ст. 1 Конвенции N 29 о принудительном или обязательном труде. При регулировании трудовых отношений применению подлежат конвенции МОТ, которые ратифицированы нашим государством.

В настоящее время ратифицированы следующие конвенции МОТ: 1) Конвенция N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве; 2) Конвенция N 11 о праве на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве; 3) Конвенция N 13 о применении белил в малярном деле; 4) Конвенция N 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях; 5) Конвенция N 15 о минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте; 6) Конвенция N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов; 7) Конвенция N 23 о репатриации моряков; 8) Конвенция N 27 об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах; 9) Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде; 10) Конвенция N 32 о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов; 11) Конвенция N 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода; 12) Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю; 13) Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках; 14) Конвенция N 58 о минимальном возрасте допуска детей на работу в море; 15) Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность; 16) Конвенция N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы; 17) Конвенция N 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации; 18) Конвенция N 73 о медицинском освидетельствовании моряков; 19) Конвенция N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности; 20) Конвенция N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на промышленных работах; 21) Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах; 22) Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле; 23) Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию; 24) Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности; 25) Конвенция N 92 о помещениях для экипажа на борту судов; 26) Конвенция N 95 об охране заработной платы; 27) Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров; 28) Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности; 29) Конвенция N 103 об охране материнства; 30) Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда; 31) Конвенция N 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях; 32) Конвенция N 108 о национальных удостоверениях личности моряков; 33) Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий; 34) Конвенция N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу моряков; 35) Конвенция N 113 о медицинском осмотре рыбаков; 36) Конвенция N 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации; 37) Конвенция N 119 о снабжении машин защитными приспособлениями; 38) Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности; 39) Конвенция N 122 о политике в области занятости; 40) Конвенция N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках; 41) Конвенция N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках; 42) Конвенция N 126 о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов; 43) Конвенция N 133 о помещениях для экипажа на борту судов; 44) Конвенция N 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков; 45) Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу; 46) Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов; 47) Конвенция N 147 о минимальных нормах на торговых судах; 48) Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах; 49) Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала; 50) Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; 51) Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде; 52) Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; 53) Конвенция N 160 о статистике труда; 54) Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями; 55) Конвенция N 116 о частичном пересмотре конвенций МОТ; 56) Конвенция N 162 об охране труда при использовании асбеста; 57) Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков; 58) Конвенция N 182 о запрещении наихудших форм детского труда; 59) Конвенция N 137 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах; 60) Конвенция N 152 о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах.

Нормативы перечисленных конвенций МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений. Однако при этом следует помнить, что они могут быть применены лишь к отношениям, возникшим после введения в действие Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. До этого момента положения конвенций МОТ непосредственно при регулировании трудовых отношений не применялись. Данные положения могли быть применены лишь после их включения в нормы внутреннего законодательства. В настоящее время на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила конвенций МОТ должны непосредственно применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Для этого не требуется повторения положений конвенций МОТ в нормах внутреннего законодательства. Хотя до введения в действие Конституции РФ могут быть применены лишь положения конвенций МОТ, которые были воспроизведены в нормах российского законодательства. Другие положения конвенций МОТ до указанного срока не применялись. Например, Конвенция МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю (1935 г.) ратифицирована 4 июня 1956 года. Однако до 7 октября 1992 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в КЗоТ РФ 25 сентября 1992 года, в нашем государстве была установлена рабочая неделя продолжительностью 41 час. В связи с этим работники в период с 4 июня 1956 года до 7 октября 1992 года работали сверхнормы, установленной Конвенцией МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, еженедельно по одному часу. Однако данная переработка не противоречила внутреннему законодательству. Нормы конвенций МОТ в тот период непосредственно не применялись, поэтому требования работников об оплате в повышенном размере переработанных сверх установленного названной Конвенцией норматива часов, то есть о признании их сверхурочной работой, удовлетворению не подлежат. Однако после принятия Конституции РФ положения конвенций МОТ подлежат непосредственному применению. В связи с чем при наличии противоречий между правилом, включенным в конвенцию МОТ, и положениями внутреннего законодательства, применению подлежат нормы международно-правовой регламентации труда. К примеру, в настоящее время на основании внутреннего законодательства труд военнослужащих используется на гражданских объектах. Хотя в ст. 1 Конвенции МОТ N 105 об упразднении принудительного труда говорится о том, что государство берет на себя обязательства не использовать принудительный или обязательный труд в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития. Военнослужащий не может отказаться от выполнения порученной ему командованием работы, так как на службе он выполняет обязанности, для которых добровольно своих услуг не предлагал.

Поэтому использование лиц, проходящих срочную службу, для выполнения работ на гражданских объектах, является использованием труда военнослужащих, не предложивших свои услуги добровольно для выполнения обязанностей, связанных с прохождением военной службы, в качестве метода использования рабочей силы для нужд экономического развития. Налицо нарушение положений названной Конвенции, которая имеет более высокую юридическую силу, чем внутреннее законодательство, позволяющее привлекать военнослужащих к труду на гражданских объектах. Более того, в ч. 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде говорится о том, что труд лиц, отбывающих наказание по приговору суда, не может быть передан в распоряжение частных лиц, компаний или обществ. Данное правило применимо по аналогии и к труду военнослужащих, призванных на военную службу, которые должны исполнять обязанности военной службы, а не создавать прибыль для частных лиц. На основании названных конвенций МОТ лица, незаконно привлеченные к принудительному труду, могут требовать восстановления нарушенного права, а также компенсации причиненного морального вреда, поскольку в рассматриваемом случае нарушается их нематериальное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, и не привлекаться к выполнению работ, для исполнения которых они не предложили добровольно своих услуг.

Таким образом, перечисленные ратифицированные конвенции МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений, они подлежат применению и в тех случаях, когда нормы российского законодательства вступают в противоречие с их предписаниями.

Однако не только ратифицированные конвенции МОТ подлежат применению на территории Российской Федерации. В настоящее время действует Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, которая опубликована для официального применения ("Российская газета", 16 декабря 1998 года). В п. 2 названной Декларации говорится о том, что все государства - члены МОТ, даже если они не ратифицировали соответствующие конвенции МОТ, имеют обязательства, вытекающие из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

К числу таких принципов Декларация относит:

1) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

3) действенное запрещение детского труда;

4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

В связи, с чем можно сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации должны применяться не только ратифицированные конвенции МОТ, но и не ратифицированные конвенции МОТ, в которых имеются нормы, обеспечивающие реализацию перечисленных принципов. Из Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда вытекают следующие юридически значимые обстоятельства, наличие которых влечет возникновение у правоприменителей обязанности по применению нератифицированных конвенций МОТ. Во-первых, таким обстоятельством является наличие конвенции МОТ, имеющей в своем содержании определенное правило поведения. Во-вторых, к числу этих обстоятельств относится наличие непосредственной связи имеющегося в конвенции правила поведения с реализацией перечисленных принципов. В-третьих, таким обстоятельством следует назвать нарушение перечисленных принципов при регулировании труда в связи с невыполнением правил поведения, имеющихся в содержании нератифицированной конвенции МОТ. Практически в каждой конвенции МОТ имеются положения, которые направлены на обеспечение принципа о недопустимости дискриминации в области труда и занятий. В связи, с чем они могут быть применены при регулировании трудовых отношений. Например, подлежит применению Конвенция МОТ N 158 о прекращении трудовых отношений, которая возлагает на работодателя бремя доказывания наличия законного основания для увольнения работников, а также не допускает прекращение трудовых отношений в связи с временной нетрудоспособностью. Очевидно, что правила данной Конвенции, призваны не допустить дискриминации при проведении увольнения работников, в том числе по признаку наличия у них временной нетрудоспособности. Применению подлежат и положения Конвенции МОТ N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, гарантирующие приоритетное удовлетворение требований работников при неплатежеспособности работодателя по сравнению с другими привилегированными требованиями, в частности, по сравнению с требованиями государства и системы социального страхования. Правила данной Конвенции также призваны не допустить дискриминации прав работников по сравнению с другими кредиторами работодателя в случае его неплатежеспособности.

Таким образом, на территории Российской Федерации должны применяться нормы не только ратифицированных конвенций МОТ, но и положения нератифицированных конвенций МОТ, которые направлены на реализацию основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые определены в качестве таковых Декларацией МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

Наши рекомендации