Лингвокультурологический анализ текстов детского фольклора

Поставив задачу изучить репертуар считалок, которым располагают современные дети, мы начали со сбора материала. Были записаны считалки в детских коллективах города Асбеста, а также у их родителей, педагогов школы. Записи считалок оформлялись в экспедиционном дневнике ( Приложение 2). Первый экспедиционный дневник был представлен на областном конкурсе «Лики многонационального Урала». Далее я продолжила сбор материала.

Приведем тексты считалок с учетом наиболее распространенных вариантов.

"…Вышел зайчик погулять"

Это единственная из считалок, входящих в базовый фонд, имеющая хорошо известный литературный источник — стихотворение Ф.Б. Миллера, созданное как подпись к картинке для детей младшего возраста:

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышел зайчик погулять;

Вдруг охотник прибегает,

Из ружья в него стреляет…

Пиф-паф! ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой! (1851 г.)

Одна из версий этого считалочного сюжета (краткая) почти точно воспроизводит стихотворение Миллера:

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышел зайчик погулять;

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет…

Пиф-паф! ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой!

Тексты, относящиеся к краткой версии, отличаются друг от друга отдельными словами и строчками. Изменения, которые дети вносят в последние строчки, говорят об их стремлении к оптимистической концовке:

Пиф-паф! ой-ой-ой! Пиф-паф! Не попал.
Убегает зайчик мой! Серый зайчик ускакал!

Тексты длинной версии по-иному преодолевают "трагичность" заячьей судьбы: после строчки "умирает зайчик мой" следует описание проделок зайчика в больнице, в палатке и благополучное возвращение домой:

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышел зайчик погулять;

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет…

Пиф-паф! ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой!

Привезли его в палатку —

Там украл (стащил) он шоколадку.

Привезли его в больницу,

Он украл (потерял, стащил) там рукавицу.

Привезли его домой — Оказался он живой!

В отдельных вариантах появляются описания и других проделок зайчика:

Привезли его в буфет —

Он стащил (украл) кило (кулек) конфет.

"Вышел месяц…"- Как и предыдущий, этот сюжет имеет краткую и длинную версии.

Этот, пожалуй, самый популярный сегодня считалочный сюжет отсутствует в записях фольклористов начала — середины 20 века. Таким образом, можно считать его сравнительно молодым.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить (галить, служить).

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Кто откажется дружить.

Наряду с традиционным вариантом встречаются и такие:

Вышел ежик из тумана,

Вынул плеер из кармана.

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе галить.

Вышел Децл из тумана,

Вынул пейджер из кармана.

Буду я тебе звонить,

Все равно тебе галить.

Вышел месяц из тумана,

Вынул плеер из кармана.

Буду слушать, буду бить,

Все равно тебе галить.

Вышел Децл из тумана,

Вынул пейджер из кармана.

Пейджер пискнул, Децл сдох,

Потому что Децл — бог!

Варианты слов "месяц" и "ножик" оказываются своего рода слабыми местами, которые легко замещаются словами, обозначающими более актуальные для современных детей предметы и имена; в одном из вариантов узнается ситуация мультфильма "Ежик в тумане". Причем чаще всего заменяются не отдельные слова, а цепочки слов, связанных по смыслу (Децл — пейджер — звонить, Децл — пейджер — пискнул, плеер — слушать) и отражающих реалии современной действительности.

Длинная версия складывается из краткой версии (в традиционном варианте) и продолжений.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе галить.

А за месяцем луна.

Чёрт повесил колдуна.

А колдун висел, висел

И в помойку улетел.

А в помойке жил Борис –

Председатель дохлых крыс.

А жена его – Лариса –

Замечательная крыса.

Он другую полюбил

Взял топор и зарубил.

А жена не умерла,

Взяла деньги и ушла.

Он другую полюбил,

Взял духи ей подарил.

В варианте варьируются только выделенные слова: "Лариса — крыса" превращаются в "Лариска — крыска", слова "он другую" заменяются на "он ее не" и "он жену не", "замечательная" на "председательница", "деньги" на "сумку", "туфли", "вещи".

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить.

А на следующую ночь

Он зарезал свою дочь.

Это дочка не моя,

А чужого короля

Встречаются и другие варианты концовок:

А на следующую ночь

Он зарезал свою дочь.

А Елена не моя,

Это дочка короля.

А король на рынке

Продавал ботинки.

А жена на лавочке

Продает булавочки.

Это дочка не моя,

А чужого короля.

А король на лавке

Кушает козявки.

А король на рынке

Кушает ботинки.

А жена на лавочке

Кушает булавочки.

"Шла машина темным лесом…"- этот сюжет имеет краткую и две длинные версии.

Ехала (шла) машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-инте-рес,

Выходи на букву эс.

Ехала (шла) машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-инте-рес,

Выходи на букву эс.

А на буковке звезда,

Там проходят поезда.

Если поезд не пройдет,

Машинист с ума сойдет.

Вот и поезд не прошел,

Машинист с ума сошел.

Ехала (шла) машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-инте-рес,

Выходи на букву эс.

Буква эс не подошла (нам не нужна),

Выходи на букву А.

В отдельных случаях первая строчка краткой версии выглядит так:

шла кукушка мимо леса.

Если краткая версия практически не варьируется, то обе длинные версии имеют варианты. К длинной версии присоединяются разнообразные продолжения, не имеющие широкого распространения. Вот одно из них:

Он залез на потолок,

Прищемил себе пупок.

А жена ему в ответ:

У меня зеленки нет.

А зеленка на полу,

В ней играет кенгуру.

Продолжения другой длинной версии более распространены, но не слишком разнообразны:

Буква А нам не нужна,

Выходи на букву Я.

А на буковке звезда,

Выходи на букву Я.

Яркая особенность текстов, относящихся к сюжету «на золотом крыльце» — наличие традиционной и современной версий.

Традиционная версия имеет полную и усеченную формы:

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Обе формы традиционной версии предполагают не обычное однократное проговаривание считалки, а своеобразную игру, которая требует ответа на вопрос (кто ты будешь такой?) и многократного воспроизведения текста считалки. Тот, на кого указал произносящий считалку, называет "царь", "король", "сапожник". Считалка читается снова до названного слова, и выходит тот, на кого оно выпало. После этого пересчет повторяется; игра повторяется до тех пор, пока не останется один игрок: он и становится водящим.

Существует немало считалок, предполагающих, как и эта, не простой пересчет (однократное исполнение с указанием на водящего), а своеобразную игру, требующую реакции пассивной части игроков (тех, кого пересчитывают). Таковы, например, считалки "Шла кукушка…", и "Дора, дора, помидора". Правила игры в разных считалках различны. Не случайно Г.С. Виноградов назвал считалки игровыми прелюдиями. "Такого рода считалки, — пишет Г.С. Виноградов,— представляют возможность игрокам как бы дважды испытать судьбу и исключают обман" [Г.С. Виноградов 1930: 191].

Несмотря на широкое распространение у современных детей традиционной версии сюжета "На золотом крыльце…", игровой тип исполнения этой считалки, требующий реакции "публики", встречается очень редко: обычно последнее слово указывает на водящего.

Особенно ярко этот ставший единственным тип пересчета заявляет о себе в современной версии этого сюжета: из текста исчез вопрос, требующий реакции публики:

На золотом крыльце сидели:

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Макдак и три утенка.

Выходи, ты будешь Понка!

На золотом крыльце сидели:

Винни Пух, и Том, и Джерри,

Микки Маус, три утенка.

Выходи, ты будешь Понка! (контра)

Между тем сохранившееся в современной версии перечисление героев напоминает о предыдущей игровой практике, в которую была включена эта считалка.

Современная версия характеризуется также введением новых героев (в данном случае героев популярных мультфильмов). Варьирование здесь также происходит в слабых местах (слова, расположенные внутри строк). Удачно найденная рифма переходит из варианта в вариант ("сидели" — "Джерри", "утенка" — "Понка"- «Контра»).

Отметим также, что современная версия, в отличие от традиционной, представлена кратким и длинным вариантами (краткие варианты приведены выше).

Длинные варианты:

На золотом крыльце сидели:

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Макдак и три утенка.

Выходи, ты будешь Понка!

А у Поночки звезда,

Там проходят поезда.

Если поезд не пройдет,

Скрудж Макдак с ума сойдет.

На золотом крыльце сидели:

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Макдак и три утенка.

Выходи, ты будешь Понка!

Если Понка не прийдет,

Скрудж Макдак с ума сойдет.

Иногда вместо последних строк добавляется:

Если Понка мне не нравится,

Выходи, красавица!

Или:

Не хочу я Понкой быть.

Понка в школу не пошла,

Понка денежку нашла.

Мы видим, что длинный вариант складывается из краткого и его продолжения. В одном из текстов чувствуется влияние сказки К.Чуковского "Муха-цокотуха".

Рассмотренные четыре сюжета наиболее распространены. Остальные считалки встречаются реже и варьируются не так активно.

«Шла кукушка…»

Шла кукушка мимо сети,

А за нею — малы дети.

Все кричали: "Ку-ку-мак!"

Отжимай (убирай) один кулак!

Шла машина темным лесом,

А за нею — два балбеса.

Все кричали: "Ку-ку-мак!"

Отжимай один кулак!

Раньше этой считалкой пользовались так же, как считалкой "На золотом крыльце…" — многократно повторяли до тех пор, пока не оставался один игрок, который и становился водящим. Г.С. Виноградов пишет: "Каждый играющий выставляет перед собой два кулака, и читающий считалку дотрагивается до них при каждом ударном слоге. Тот, кого он коснулся при произнесении последнего слова, убирает один кулачок, а счет продолжается снова — до тех пор, пока не останется один игрок с неопущенным кулачком. Он и будет водить. Считалку читают обычно в тех случаях, когда игроков мало". [Г.С. Виноградов 1930: 208].

Сегодня такая форма пересчета практически не встречается. Требование "отжать" или "убрать" кулак воспринимается формально; последняя стопа в считалке, как обычно, указывает на водящего. В некоторых вариантах "осовременивание" игровой практики приводит к изменениям в тексте:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею — малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи — тебе водить!

В отличие от сюжетов, характеризующихся высокой степенью активности, эта считалка не имеет краткой и длинной версий, варьирование чаще всего происходит на уровне отдельных слов.

Обращает на себя внимание переплетение этой считалки с сюжетом "Шла машина…" (Шла машина темным лесом, / А за нею — два балбеса).

"За стеклянными дверями»

Этот сюжет имеет 2 версии — краткую и полную.

Варианты краткой версии:

За стеклянными дверями

Ходит Мишка с пирогами.

— Мишка, Мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

За стеклянными горами

Вышел Ваня с пирогами.

— Ваня, Ванечка, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Варианты полной версии

За стеклянными дверями

Сидел Мишка с пирогами.

— Мишка, Мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

— Пирожок мой стоит три,

А голить-то будешь ты!

Полная версия имеет и другие продолжения:

—Пирожок недорог,

Стоит рубль сорок.

— Пирожок мой стоит два,

А голить-то буду я.

Можно предположить, что краткая версия этой считалки является исходной, поскольку заканчивается вопросом, возможно, требовавшим раньше ответа "из публики". Это предположение подтверждается вариантами этого сюжета, опубликованными в сборнике "Детский поэтический фольклор" (1997 г.): старейшие из них, записанные в 20-е — 30-е годы, заканчиваются вопросом (краткая версия).

После того, как традиция многократного воспроизведения считалки исчезла, ответ на вопрос был включен в текст самой считалки.

Существует и сокращенный вариант этого сюжета (без диалога):

За стеклянными дверями

Еж торгует пирогами.

Пирожок недорог —

Стоит рубль сорок.

"Сидел петух…" - самая подвижная часть в этой считалке — последняя строка (выход):

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

Раз, два, три —

Выходи, булавка, ты!

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

Раз, два, три —

Капитаном будешь ты!

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

— Ко-ко-ко,

Выходи на букву "О".

Сидел козел на лавочке,

Считал свои козявочки.

Раз, два, три –

А козявкой будешь ты!

Этот сюжет, в отличие от предыдущих, не имеет длинных и коротких версий; текст достаточно стабилен и варьируется на уровне отдельных слов.

Сюжет этот используется в длинной версии считалки "Вышел месяц…".

Катилась мандаринка

Катилась апельсинка

По имени Маринка.

Уроки не учила,

И двойку получила.

А когда пошла гулять,

Получила цифру пять.

Катилась апельсинка

По городу Малинка

Уроки не учила,

Двойку получила.

А потом пошла гулять,

Получила цифру пять.

Катилась апельсинка

По имени Маринка.

В школу не ходила,

Двойку получила.

А когда пошла гулять,

Получила цифру пять.

Современная тематика (школьная тема не свойственна традиционным считалкам) представляет собой некоторую странность, требующую объяснения. Новизна этого сюжета подтверждается отсутствием этой считалки в записях начала — середины 20 века.

Распространены и такие варианты:

Катилась мандаринка

По имени Иринка.

Уроки не учила,

Двойку получила.

А когда пошла гулять,

Получила цифру пять.

А когда пошла домой,

Получила цифру ноль.

Характерная особенность всех без исключения вариантов — "Иринка" и "мандаринка" вместо "Маринка", «Малинка» и "апельсинка"

Другая особенность вариантов, — объединение в одном тексте двух разных концовок.

В последнем варианте наблюдается взаимодействие с концовкой длинной версии считалки "Вышел месяц…"

Эта дочка не моя, А чужого короля.

"Аты-баты…"

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, ты и я.

(это я)

(вышел я)

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Эта считалка распространена достаточно широко, но степень варьирования очень незначительная. В первой части считалки, по всей видимости, за счет строгости формы, варьирование отсутствует. Вторая часть в каждом варианте особая, общим элементом является только вопросно-ответная форма и "заумное" вводное сочетание "Аты-баты".

Считалки, приведенные ниже, распространены незначительно.

"Жили мышки на квартире"

Раз, два, три, четыре,

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили.

Кто не хочет платить,

Тому и водить (галить).

Дора, дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как же вора наказать.

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

Другие считалки:

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду.

Буль!

Катилося яблочко по огороду

И упало прямо в воду.

А в воде жила змея,

Выходи на букву "я"!

Постоянная основная часть и варианты концовок; слова "выходи на букву "я" перекликаются с концовкой считалки "Шла машина…"

Заумные считалки, варьирование происходит на уровне звуков:

Эни, бени, рики, таки,

Турба, урба, синтибряки,

Эус, бэус, краснобэус,

Бац!

Эни, бени, рики, факи,

Турба, урба, эки, факи,

Эус, бэус, космобэус,

Бац!

Встречаются другие считалки:

Стакан, лимон,

Выйди вон!

— Чики-брики , пальчик выкинь.

Шел баран

По крутым берегам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет,

Тот и вон пойдет.

Жизнеспособность считалок подтверждается не только относительным богатством репертуара, активным варьированием, включением реалий современной жизни, но и активным взаимодействием разных считалочных сюжетов — фольклорной контаминацией.

Из всех выявленных считалок 11 встречаются в контаминированной форме.

Наиболее активно включена в межтекстовое взаимодействие считалка "Шла машина": она связана с пятью сюжетами ("На золотом крыльце", "Катилась мандаринка", "Катилося яблочко", "Сидел петух", "Шла кукушка"). Причем эта считалка взаимодействует с другими двусторонне: она и заимствует их элементы, и "делится" с ними своими фрагментами. Во взаимодействие вступают и краткая, и обе длинные версии считалки.

 
  Лингвокультурологический анализ текстов детского фольклора - student2.ru

Со считалкой "Шла кукушка…" считалка "Шла машина…" обменивается первыми строчками.

Считалки "Сидел петух…" и "Катилося яблочко" заимствуют у нее форму последней строки (выхода).

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

— Ко-ко-ко,

Выходи на букву "О".

Ехала (шла) машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-инте-рес,

Выходи на букву эс.

Катилося яблочко по огороду

И упало прямо в воду.

А в воде жила змея,

Выходи на букву "я"!

Считалка «Шла машина» также взаимодействует со считалкой « На золотом крыльце» :

А на буковке звезда, А у Поночки звезда,

Там проходят поезда. Там проходят поезда.

Если поезд не пройдет, Если поезд не пройдет,

Машинист с ума сойдет. Скрудж Макдак с ума сойдет.

Считалка "Вышел месяц…" связана с двумя считалками: "Катилась мандаринка" и "Сидел петух…" (во взаимодействие вступают разные варианты концовки длинной версии).

Вышел месяц из тумана, Катилась мандаринка

Вынул ножик из кармана. По имени Маринка.

Буду резать, буду бить, Уроки не учила

Все равно тебе галить. И двойку получила.

А на следующую ночь А потом пошла гулять.

Он зарезал свою дочь. Получила цифру 5

Это дочка не моя, Пятерка не моя,

А чужого короля. А чужого короля.

Сидел петух на лавочке Эта дочка не моя,

Считал свои козявочки. А чужого короля.

Раз, два, три – А король на лавочке

А козявкой будешь ты! Кушает козявочки.

( А жена на лавочке

Кушает козявочки)

Один из вариантов считалки "Катилась мандаринка" удлиняется под влиянием концовки одного из вариантов "Вышел месяц…", а другой вариант считалки "Вышел месяц…" сам меняется под влиянием первых строк считалки "Сидел петух…".

Контаминация в считалках — явление широко распространенное.

Контаминация в считалках – один из основных способов существования и развития считалочного жанра.

Выводы:

В целом налицо тенденция к удлинению считалок. Короткие считалки сегодня мало популярны. Самые распространенные считалочные сюжеты имеют как краткую (традиционную), так и длинную (современную) версии; популярны сегодня именно длинные версии.

Кроме того, необходимо отметить ослабление считалочного выхода.

Во-первых, исчезает распространенная ранее форма пересчета, при котором заключающий считалку вопрос требовал ответа "из публики" и счет повторялся.

Во-вторых, в современных вариантах считалок указание на выход часто совсем отсутствует.

В-третьих, удлиненные версии вовсе "не замечают" считалочного выхода и присоединяют продолжения к словам "все равно тебе водить", в продолжениях же выход отсутствует (варианты считалок " Вышел месяц» и «Шла машина…)

"Осовременивание" игровой практики приводит к изменениям в тексте: варьирование чаще всего происходит на уровне отдельных слов. Другая особенность вариантов — объединение в одном тексте двух разных концовок.

Соотношение знаков текста характеризуется, с одной стороны устойчивостью, а с другой стороны – вариативностью.

Наши рекомендации