Средства реализации Программы
Для всестороннего развития детей создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Особое место занимают в ней средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие существующие, но возможные) и др.
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, используемые средства направлены на развитие всех видов детской деятельности. В настоящее время существуют не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы, такие как электронные презентации и обучающие компьютерные игры). Они носят не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, оптимизирует процесс формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечивает равные стартовые возможности воспитанников на этапе перехода их к школьному обучению.
Данное направление в своей работе считаю приоритетным. Используемые мною игровые компьютерные программы «Игры для Тигры», «Учусь говорить правильно», «Домашний логопед» и обучающие презентации к занятиям по развитию речи, обучению грамоте, коррекции звукопроизношения позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Компьютерные технологии являются мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, переноса центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности педагога и воспитанников. В связи с этим педагог, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование ИКТ помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, индивидуально-дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения. Работа с использованием обучающей презентации или компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности ребёнка. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.
Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности дошкольника, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру.