Развитие профессионально значимых свойств и качеств учителя

Развитие педагогического мышления

Упражнения и задания

1. Представьте, что ученик во время беседы молчит всякий раз, когда вы его привлекаете к ответам. Какой из известных приемов вы используете: 1) предложите свою подсказку; 2) попросите учащихся помочь; 3) зададите наводящий вопрос; 4) подбодрите, выразите уверенность в возможностях ученика; 5) потребуете ответа; 6) используете опору на общественное мнение («Тебя ждет весь класс!», или «Все ребята хотят, чтобы ты ответил!» и т. п.); 7) выразите досаду, неудовольствие? Назовите другие приемы, которые можно использовать в этой ситуации. Объясните, какое действие способен оказать выбранный вами прием и почему. В каком случае каждый из названных приемов целесообразен?

2. Представьте, что младший школьник во время урока достал яблоко и стал его есть. Что лучше предпринять: 1) не обращать внимания; 2) сделать замечание; 3) жестами показать, что он не тем занимается; 4) подойти и, не привлекая внимания других детей, сделать замечание; 5) что еще? Обоснуйте свои действия.

3. Если дети пришли на урок после занятий физкультурой очень возбужденные, то что вы предпримете для установления порядка и дисциплины: 1) строго предъявлю требование; 2) дам возможность успокоиться в течение некоторого времени; 3) использую интересный рассказ, чтобы обеспечить тишину и внимание детей; 4) попрошу дежурных установить дисциплину в классе; 5) накажу особенно активных и непослушных учеников; 6) не обращая внимания на шум, дам задание для самостоятельной работы и укажу время ее выполнения; 7) использую видеозапись телепередачи; 8) начну проверять домашнее задание; 9) дам проверочную работу. Что еще можно предпринять? Какие приемы установления порядка в классе являются, по-вашему, эффективными? Что влияет на их выбор? Поясните на примерах.

4. Что следует предпринять, если большинство учащихся не поняли ваше объяснение нового материала: 1) все повторить; 2) выяснить, что именно учащимся непонятно, и объяснить именно эти моменты; 3) использовать дополнительные, наглядные средства (опорные схемы, таблицы и пр.); 4) предложить хорошо успевающим ученикам повторить объяснение; 5) разбить новый материал на дозы и провести пошаговое объяснение; 6) использовать при повторном объяснении больше примеров, иллюстрирующих сложный теоретический материал. Что еще можно предпринять? Определите, в каких случаях названные приемы окажутся наиболее эффективными.

5. Если ученик не выполнил домашнее задание, то чем бы вы это объяснили, прежде чем выяснять причину у него самого? Назовите возможные причины.

6. Как могут повести себя учащиеся на уроке, если во время ответа ученика с улицы неожиданно донесется «кукареканье»? Что вы предпримете?

7. Предложите возможные способы создания радостного настроения у детей в начале урока, в конце урока, в конце учебного дня.

8. Если дети во время выполнения группового задания ссорятся, что вы предпримете: 1) сделаете строгое замечание и потребуете порядка; 2) вмешаетесь в работу группы и выясните причину раздора, а затем разрешите конфликтную ситуацию; 3) обратитесь к лидеру группы и предложите ему решить конфликт; 4) лишите группу права выполнять учебное задание; 5) напомните группе о том, что с нее будут сниматься баллы из-за нарушения порядка. Что еще можно предпринять? Что окажется более эффективным?

9. Попробуйте представить ситуации на уроке, когда учитель может проявить «детскость», детскую непосредственность, искренность.

10. Назовите возможные способы, с помощью которых вы можете установить причины опозданий ребенка в школу.

11. Если дети чихают во время уроков, следует ли желать им здоровья или лучше не обращать на это внимания?

12. Очень часто учащиеся не совсем правильно понимают домашнее задание. Что может учитель сделать, чтобы обеспечить осмысленность и правильность понимания домашнего задания:

1) применить сочетание способов предъявления домашнего задания (запись на доске, комментирование, образец выполнения или оформления, проверочная беседа с учащимися и др.);

2) предложить средства для самоконтроля результатов домашней работы; 3) организовать групповую работу дома; 4) снабдить учащихся ксерокопиями домашнего задания? Что еще?

13. Какой вопрос учителя при подведении итогов урока поможет детям выделить в уроке главное и определить' основные результаты их учебной деятельности: 1) что вы делали на уроке? 2) что нового вы узнали на уроке? 3) что вам понравилось на уроке? 4) чему вы научились сегодня?

14. Что бы вы использовали при оформлении классной доски, чтобы новый материал стал для учащихся сюрпризом?

15. Сюжеты каких сказок вы использовали бы для изучения нумерации чисел?

16. Какие задания можно предложить учащимся, чтобы они не смешивали понятия «буква» и «звук», «число» и «цифра» и т. п.?

Задачи

1. На уроке математики учительница предложила детям провести «эксперимент»: к доске приглашаются ученики (по двое), желающие одновременно, независимо друг от друга, решить один и тот же пример разными способами. Примеры включают сложение двузначных и трехзначных чисел. Один из учеников решает пример способом «сложение в строчку», другой – «сложение в столбик». Затем выходят другие пары учеников и решают другие примеры разными способами. Вопрос: на что может быть направлен «эксперимент»? Как можно использовать этот «эксперимент» в дальнейшей работе на уроке при изучении новой темы «Умножение столбиком»?

2. Ученик опаздывает в класс к началу урока. Открыв дверь, идет к своему месту. Учительница останавливает его, разъясняет, что во время урока, прежде чем войти и пройти на место, нужно спросить разрешения. «А кроме того, если вы в гости приходите, то стучите в дверь, правда, ребята?» – обращается она к классу. Юра выходит в коридор, стучит в дверь. «Кто это к нам пришел?» – спрашивает учительница. Юра входит, «по всем правилам» беседует с учительницей, проходит на место. Детям игра понравилась. Учительница возвращается к прерванному уроку, но через некоторое время Коля поднимает руку: «Можно выйти?» Выходит из класса и тут же громко стучит в дверь. «Кто это к нам в гости пришел?» – раздается голос ученика, подражающий интонациям учительницы. В классе оживление, дети долго не успокаиваются. Урок фактически «пропал». Чего не учла учительница? Как следовало ей поступить в данной ситуации?

3. На уроке математики ученики-шестилетки решают две задачи, составленные учителем по картинке: выкладывают решение с помощью геометрических фигур: разноцветных квадратов, треугольников. Убедившись, что большинство детей правильно выложили решение, учительница просит убрать наглядный материал и предлагает следующее задание: самостоятельно составить задачи на сложение и вычитание по другой картинке, которую она тут же прикрепила на доску. На вопрос, заданный через некоторое время: «Кто может рассказать свою задачу?» – поднялось всего несколько рук. Большинство детей занимались укладыванием геометрических фигур: одни собирали их в аккуратную стопку и убирали в положенное место, другие просто играли, выкладывая из фигур лодочки, машины. Что вы можете предложить для исправления положения? Как следовало организовать самостоятельную работу детей, чтобы она оказалась успешной?

4. Вера К. отставала от других детей в учении. Учительница долгое время помогала ей индивидуально. Например, все учащиеся самостоятельно готовят к работе математический набор, а Вере учительница немного помогает, все пишут слог в «Прописи» три раза, а Вера – два. Дольше других Вере разрешали пользоваться линейкой при вычислениях (как наглядной опорой). И все-таки иногда проявлялось нетерпение и недовольство учителя, а вслед за тем и недовольство детей в классе медлительностью Веры, ее «непонятливостью». Дело усугублялось тем, что Вера была самой рослой в классе, выглядела второклассницей. Девочка очень болезненно переживала не только прямые замечания, но даже неодобрительные взгляды учительницы. Чем можно помочь девочке?

5. Рушан сидит за первой партой. Он очень любит отвечать на вопросы учителя. В учении он отстает от класса, редко успевает выполнить правильно задание вместе со всеми. Поэтому учитель время от времени задает специально ему доступный вопрос, чтобы приобщить к совместному труду. Однажды на уроке математики учитель проверял решение примеров, которые решали дети. «Хорошо», «Молодец», «Умница» – хвалит учитель тех, кто называет правильные ответы. У Рушана правильных ответов почти нет. Но вот учитель спрашивает: «А у кого есть ошибки?» Соседка Рушана успела указать ему на его ошибки, и мальчик радостно тянет руку и почти кричит: «У меня, у меня есть ошибки!» Как поступить учительнице?

6. При чтении стихотворения «Эхо» дети не передали его оригинальность и красоту. Какой прием можно применить, чтобы исправить эту ошибку?

7. При выполнении задания по рисованию дети нарушили законы перспективы, расположения предметов на листе. Во время оценивания ребенок не согласился с тем, что учитель снизил ему отметку. К какому приему можно прибегнуть, чтобы ученик объективно оценил свою работу?

8. В книге Дж. Родари «Грамматика фантазии» детям предлагается сочинить новые сказки на основе известных. Какие приемы, подходы, способы вы предложили бы детям для составления таких сказок?

9. При проверке тетрадей учительница обнаружила «странные» ошибки: дети путали в двузначных числах места десятков и единиц и писали вместо «73» «37», вместо «16» «61» и т. п. Что следует предпринять, чтобы дети не допускали подобные ошибки? Какие задания можно предложить им для исправления ошибочных действий?

10. Учительница дала детям задание: самостоятельно решить примеры, а когда стала проверять работу, обходя парты, то обнаружила, что все ученики как один решают примеры не тем способом, который должен быть использован. Что должна предпринять учительница?

Наши рекомендации