Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1

Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.

Упражнение 2 написание строчной и заглавной букв о, О вторым способом. Учитель сообщает, что иногда при быстром темпе письма начинать эти буквы будет легче с другой точки начала движения и предлагает потренироваться. На свободной строчке можно предложить прописывать поочередно буквы о, О а) хорошо знакомым и б) отрабатываемым на данном уроке способом.

Упражнение 3 повторение йотированной функции букв я, е, ё, ю. Выполняется письменно самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. Должны быть подчеркнуты слова юла, поезд, подъезд, вьюга, печенье. В первом случае вместо пропусков должны быть вписаны буквы я, е, ё, ю, во втором – в начале, после гласных, ь, ъ. Вариант выполнения: в слабом классе выполняется фронтально с подробными комментариями.

Упражнение 4 закрепление правописания словарных слов и слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, повышение осознанности в процессе написания. Выполняется письменно самостоятельно. Учитель советует после вписывания буквы в слово сразу записывать его в нужную группу. В результате выполненная работа будет выглядеть так:

Слова, написание которые нужно запомнить:

собака, ребята, медведь, класс

Слова с сочетанием жи –ши:

жизнь, шишка, житель, жидкий

Слова с сочетанием ча-ща, чу –щу:

часто, щука, чудо, чайка

Возможная трудность связана с записью слова щука, ученики могут прочитать его как щека, соответственно возникнет вопрос о том, как оно пишется и в какую группу его записывать. В этом случае учитель просит подумать о втором варианте прочтения. Дополнительное задание: в каждую группу дописать еще по 2-3 слова.

Упражнение 5 повторение правила написания заглавной буквы, расширение словарного запаса учащихся. Выполняется письменно самостоятельно. Перед началом выполнения проводится фронтальная работа – предложенные пары слов прочитываются и обсуждается, что каждое из них значит в зависимости от написания первой буквы. Например, роза – это название цветка, Роза – это имя, дружок – уменьшительно-ласкательное от слова друг, Дружок – кличка собаки и т.д. Возможная трудность связана с работой над второй парой слов: в первое предложение можно вставить и слово дружок и слово Дружок. Слабых детей нужно попросить провести линии от слов к строчкам, на которых они должны быть вписаны, попросить поднять руку после завершения работы, вписывать слова учитель разрешает только после проверки, такая форма организации работы поможет избежать ошибок. Дополнительное задание: списать две пары предложений в тетрадь.

Упражнение 6 отработка действия списывания. Выполняется письменно самостоятельно. Особое внимание нужно обратить на написание слова ещё. Дополнительные задания после списывания: 1) первое предложение прочитать самостоятельно несколько раз, потом записать по памяти; 2) второе предложение записать под диктовку учителя; 3) третье предложение послушать несколько раз (учитель орфографически проговаривает каждое слово), проговорить орфографически и записать по слуховой памяти; 4) проверить свою работу, сверив с тетрадью на печатной основе.

Дополнительная работа на уроке: Выписать из стихотворения, написанного на доске, а) слова с буквосочетанием ши; б) слова с буквосочетанием чн; 3) слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Ночная песенка

В тишине полночной

Выпал снег на крыши.

Выпал зуб молочный

Вечером у Гриши.

Снег укрыл дорожки

И прилёг на крыши.

До утра в ладошке

Зуб лежал у Гриши.

Вырастут сугробы

Выше крыш и труб...

А к весне поближе

Вырастет и зуб

М. Яснов

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

___________

___________

Урок 27

Задачи урока: наблюдать за текстами, в которых представлены вымысел, фантазия; обсудить цели, с которыми создаются подобные тексты; наблюдать за словами, сходными по звучанию и выявлять ошибки в их употреблении; знакомить с устойчивыми словосочетаниями (фразеологизмы, термин не употребляется); отработать порядок действий при списывании и правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) организует наблюдение за текстами, в которых представлены вымысел, фантазия, анализировать цели, с которыми они созданы. Тексты читает учитель. Организуя обсуждение, учитель предлагает не только ответить на вопрос, происходило ли с ребятами то, о чем они рассказывают, но и подумать над тем, зачем ребята придумали эти истории. Очень важно, чтобы ученики не давали такие ответы: «Они просто обманщики», «Выдумали, чтобы всех обмануть, показать, какие они особенные». Если прозвучат подобные ответы, учителю важно убедить учеников в том, что рассказчики придумали эти истории для того, чтобы развеселить собеседника, делились своими фантазиями. Также следует напомнить о приеме сравнения - щука чуть меньше машины, дождь такой сильный, что девочка в нем плавала – и показать, что ребята сознательно используют такие сравнения, которых не может быть в действительности (слушающий, опираясь на свой жизненный опыт, сразу может определить это). Следовательно, истории ребят – это веселый вымысел, юмористический рассказ о себе с использованием фантастических сравнений.

Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги наблюдению, знакомит с вымыслом и фантазией как приемами, способными заинтересовать, удивить, развеселить собеседника.

Упражнение 2 (язык) продолжает наблюдение над словами, сходными по звучанию, но разными по значению (паронимы, термин не употребляется). Определения могут прочитать хорошо читающие ученики. Если ученики самостоятельно не могут сформулировать ответ на вопрос, учитель говорит о том, что ошибка, которую допустила девочка, связана с тем, что она, зная значение слова (стиль плавания), не помнит, как слово правильно произносится, отчего возникает речевая ошибка – кролик вместо кроль.

Рубрика «Обрати внимание» напоминает о существовании слов, сходных по звучанию, но различных по значению и формулирует правило речевого поведения: использовать в речи только те слова, значения которых точно известны. Рекомендуется напомнить ученикам тексты, в которых использовались паронимы и омонимы (урок 19, упр. 3, урок 23, упр. 5), и цели подобного использования - создание юмористического стихотворения, языковая игра.

Упражнение 3 (язык) продолжает наблюдение над текстами, в которых допускаются речевые ошибки; с опорой на речевой опыт учащихся как носителей язык готовит к знакомству с устойчивыми сочетаниями слов. Выполняется фронтально. Исправленное предложение А мне солнечный зайчик в глаз попал! учитель записывает на доске, а ученики списывают это предложение в тетради.

Рубрика «Тайны языка» знакомит с устойчивыми сочетаниями слов (термин «фразеологизмы» не используется). Если уровень подготовленности класса высокий, учитель может привести дополнительные примеры устойчивых сочетаний слов: как снег на голову (неожиданно), ни свет ни заря (рано), рукой подать (близко), оглянуться не успеешь (скоро).

Упражнение 4 (язык) закрепляет материал предшествующего наблюдения. Выполняется в парах или самостоятельно только сильными учениками, остальные работают фронтально. Следует повторить порядок действий при списывании.

Упражнение 5 (язык) закрепляет правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Рекомендуется для самостоятельного выполнения сильными учениками или фронтально в классах, где учащиеся испытывают затруднение в правописании указанных буквосочетаний. В тексте упр. 1 встречаются слова: с сочетаниями жи-ши – машины, сшибла, с сочетаниями ча-ща – счастье, часто, с сочетаниями чу-щу – чудесную, щуку, большущую, чуть.

Наши рекомендации