V. Пояснения по теме урока
Перед тем как нарисовать натюрморт, художник сначала подбирает вещи для его составления, а потом расставляет все в нужном порядке. И это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Откройте учебники на с. 126—127, прочитайте текст и рассмотрите репродукции натюрмортов. Что вы можете рассказать о натюрморте «Лен» В. Стожарова?
— Для начала расскажите, что такое лен? (Лен - это растение, из которого делали льняные нитки, а из ниток ткали материю,)
У писателя К. Ушинского есть рассказ под названием «Как рубашка в поле выросла», в котором маленькая девочка Таня наблюдает, как сначала в ее деревне отец сеял семена льна в землю, как лен всходил, вырастал, как из него сначала делали нитки, а потом уже - льняную материю. Вот на этом натюрморте художник показывает почти все этапы превращения растения под названием лен в материю. Сейчас вы в этом убедитесь.
— Где расположены предметы натюрморта? (Педагог обобщает ответы школьников.)
Натюрморт представляет собой уголок старинного русского дома — деревянной избы, предметы расположены на столе и на стенах.
— А какая погода в это время на улице? (Солнечный день.)
— Как вы об этом узнали? (По освещению картины.)
— Как освещен натюрморт? (Свет падает слева.)
Видимо, и оттуда надо начинать рассматривать всю картину, переводя взгляд слева направо.
- Что вы видите на переднем плане картины? (Букет льна.) Наверное, художник только что вернулся с прогулки и принес пакетик льняных стеблей, что лежит на переднем плане картины. Лен положен на белоснежное вышитое полотенце, и пока даже не верится, что из подобных колючих и неказистых стеблей вскоре должна получиться точно такая же красивая белоснежная ткань. Но и остальные предметы на этой картине не менее интересны. Например, много внимания уделено разным деревянным предметам.
- Чем отличаются деревянный стол и стена избы? (Стол сделан из одних досок, покрашенных в черный цвет, стена — из других, длинных и некрашеных, напиленных из целого дерева, которые уже успели растрескаться от времени.)
- Что находится на стене слева? (Слева к стене прибита дощечка, за которую воткнуты старинные предметы с острыми концами.)
Эти предмета — веретена для наматывания ниток, которые будут делать изо льна.
Что находится на правой стороне картины? Кто знает, как называется этот старинный деревянный предмет? Это гребень — предмет для расчесывания льна на отдельные волокна, из которых потом скручиваются нитки. Видите, ручка требня затейливо вырезана.
- Какой предмет в этом натюрморте самый старый? (Видимо, это деревянная выдолбленная миска, которая находится в центре, почерневшая от времени.).
Может быть, в подобных мисках, только больших, замачивали лен после того, как его собирали, чтобы он стал мягче, нежнее.
- Какой предмет здесь самый высокий? (Деревянное ведерко.)
- Что могли складывать в такие ведерки, сделанные из коры дерева? (Грибы и ягоды.)
Подобные берестяные ведерки назывались словом «туеса», «туес». У Е. Благининой есть стихотворение «По малину», которое начинается такими словами:
Я надела поясок,
Прихватила туесок,
Побежала по малину
Через луг наискосок.
Вот именно с такими туесками, сделанными из березовой коры - бересты, девочки раньше ходили по ягоды в лес. Наконец, на задней стене в картине «Лен» прикреплена большая деталь, которая является частью старинного ткацкого станка — кроены. После того как изо льна делали нитки, с помощью ткацких станков из ниток пряли полотно. Вот, оказывается, какой это непростой натюрморт с коротким названием «Лен». В нем художник не просто показал, как выглядят побеги льна, но еще и рассказал целую историю о превращении льна в материю. Еще мне кажется, в этом натюрморте художник воспевает людей, которые умеют трудиться. Ведь так непросто вырастить на поле лен, потом стебельки растения собрать, сделать из них нитки и ткань. Для этого нужно и терпение, и умение, и старание. Обязательно найдите рассказ писателя К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», прочитайте его и после этого еще раз внимательно рассмотрите данный натюрморт. Думаю, что после прочтения рассказа картина станет вам ближе и понятнее.
Теперь посмотрите на второй натюрморт — «Скрипка».
— Чем он интересен?
(Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.
— Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что находится за окном, — силуэты крыш и стен домов.)
— Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петербурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобразил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и показан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположены печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смотрят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.
— Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)
— Кому мог принадлежать пот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)
Вероятнее всего, музыканту.
Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого музыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну защищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покорно ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще - хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:
...Тихо дремлет музыка
В скрипочке моей.
- С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и города за окном — сходства или контраста? (Контраста.)
- Как проявляется контраст в линиях? (Для города использованы прямые линии, для скрипки — изогнутые.)
- Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)
Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время суток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на середину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, которые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.
Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в картину как ее часть.
- Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, стакан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько старых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)
- Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потревожить светом больную.)
Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мраморная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоящий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.
- Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у одной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)
В правом нижнем углу картины виден край тетради или за-II иеной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.
- Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы можете о нем сказать? {Карандаш остро заточенный, значит, им Наконец, на задней стене в картине «Лен» прикреплена большая деталь, которая является частью старинного ткацкого станка — кроены. После того как изо льна делали нитки, с помощью ткацких станков из ниток пряли полотно. Вот, оказывается, какой это непростой натюрморт с коротким названием «Лен». В нем художник не просто показал, как выглядит побеги льна, но еще и рассказал целую историю о превращении льна в материю. Еще мне кажется, в этом натюрморте художник воспевает людей, которые умеют трудиться. Ведь так непросто вырастить на поле лен, потом стебельки растения собрать, сделать из них нитки и ткань. Для этого нужно и терпение, и умение, и старание. Обязательно найдите рассказ писателя К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», прочитайте его и после этого еще раз внимательно рассмотрите данный натюрморт. Думаю, что после прочтения рассказа картина станет вам ближе и понятнее.
Теперь посмотрите на второй натюрморт — «Скрипка».
— Чем он интересен?
(Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.
— Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что находится за окном, — силуэты крыш и стен домов.)
— Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петербурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобразил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и показан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположены печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смотрят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.
— Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)
— Кому мог принадлежать этот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)
Вероятнее всего, музыканту.
Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого музыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну защищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покорно ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:
...Тихо дремлет музыка
В скрипочке моей.
- С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и города за окном — сходства или контраста? (Контраста.)
- Как проявляется контраст в линиях? (Для города использованы прямые линии, для скрипки — изогнутые.)
- Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)
Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время суток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на середину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, которые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.
Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в картину как ее часть.
- Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, стакан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько старых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)
- Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потревожить светом больную.)
Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мраморная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоящий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.
- Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у одной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)
В правом нижнем углу картины виден край тетради или записной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.
- Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы можете о нем сказать? (Карандаш остро заточенный, значит, им часто пользуются, и его владелица тает, что пометки на листах книг можно делать только карандашом, чтобы их потом можно было легко стереть.) Это означает, что человек бережно относится к книгам. Очень интересно посмотреть, как и стакане с водой передано изменение облика металлической ложечки. В нижней части стакана налита вода, поэтому ложечка выглядит неодинаково, художник словно делить ее на три части. Ее верхняя часть, выглядывающая из стакана, находится на воздухе. Среднюю часть, середину с витой ручкой, мы рассматриваем через стекло стакана. А ее нижнюю часть мы видим сквозь толщу воды.
- Как выглядит сама ложечка? (У нее витая нарядная ручка с кокетливо загнутым кончиком.)
Такая изысканная форма говорит о том, что ложечка, скорее всего, сделана из благородного металла — золота или серебра.
- С каким предметом ложечка образует единый ансамбль? (Со старинной лампой, также отделанной декоративными деталями.)
- Какие еще детали подчеркивают, что на картине изображено начало XX в.? (К бутылке с лекарством привязан бумажный рецепт.)
Верно, такие рецепты назывались словом «сигнатурки», их привязывали в аптеках к горлышкам бутылочек с лекарствами, и на них писались рекомендации, сколько раз в день это лекарство надо принимать. А еще в бутылке с лекарством настоящая пробка, сделанная из коры пробкового дерева. В наше время почти у всех бутылок пробки пластмассовые. Вот как много познавательного можно увидеть, если внимательно всмотреться в натюрморт.
Какой из натюрмортов вам понравился больше остальных и почему? Какие чувства вызвал он у вас? Обратите внимание на использованные средства выразительности.