III. Знакомство с хрестоматией.
Познавательные УУД:осуществлениепоиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).
Учитель. Это ваша новая учебная книга. Прошу любить и жаловать. Рассмотрите обложку, полистайте, посмотрите на иллюстрации.
– Кто автор новой книги? Прочитайте.
Чуракова Наталия Александровна составила «Хрестоматию» из интересных рассказов, сказок, веселых стихов, загадок, считалок. На страницах «Хрестоматии» мы встретим наших друзей – Машу и Мишу. Они ждут нас, чтобы отправиться на поиски сокровищ, которые спрятаны в этой книге. Добыть их – наша главная задача.
– Рассмотрите форзац. Что написано на указателе?
– Как вы думаете, какую тропинку выбрали дети? Давайте это узнаем, прочитав текст (с. 3).
Читает учитель или хорошо читающий ученик.
– Отправятся они туда вместе с Мальвиной.
Показ иллюстрации куклы Мальвины.
Добрый день! А вот и я!
Все вы знаете меня –
Красавица Мальвина,
Так зовут меня друзья.
– Кто друзья Мальвины? Что это за книга?
Итак, в путь, в Лесную библиотеку.
Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. Ходьба на месте.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, Ходьба.
Руки поднимать, Руки вверх.
Приседать и вставать, Приседание 4–6 раз.
Прыгать и скакать. 10 прыжков.
Вот мы и на месте.
Снаружи смотреть – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай. (Библиотека.)
IV. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Библиотека – слово древнегреческое: biblion – книга + theke – хранилище. Сегодня мы скажем, что это слово означает учреждение, где хранятся книги для общественного пользования.
Ребята, вы должны знать, что в библиотеке существуют свои правила поведения:
По любому вопросу вы можете обратиться к библиотекарю.
В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, которые уже работают с литературой.
Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания.
Работать с книгами нужно чистыми руками. И никакой еды в зал не приносить.
Выгибать книги нельзя, пользуйтесь закладкой. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно.
2. Работа по хрестоматии.
Учитель. Знакомьтесь, это Главный Библиотекарь – Михаил Потапович (иллюстрация в хрестоматии, с. 4).
Хотите узнать, почему он выбрал такую профессию? Послушайте стихотворение:
ЛУЧШИЙ ДРУГ
Не сосчитать моих друзей!
Но есть любимый друг, –
Зимой и летом
Много дней
Я с ним делил досуг.
Мой верный друг бывал везде,
Объездил целый свет;
Он помогает мне в беде,
Всегда дает совет.
Бывало, я усядусь с ним
Под яблоней в саду,
Но кажется –
Шагаю в Крым
И в Грузию иду.
Как хороша моя земля!
И труд кипит вокруг!
На стройки, в шахты, на поля
Меня ведет мой друг.
Он в глубь морей меня зовет
И на седой Памир...
Сегодня мы ушли в поход
И обошли весь мир!
Я с ним и в тропики проплыл,
И за Полярный круг...
Навек я книгу полюбил,
Она – мой лучший друг.
Б. Раевский
– Как вы понимаете смысл этого стихотворения?
– Ребята, кто из вас уже записался в библиотеку? Расскажите, как это происходило. (Ответы детей.)
3. Работа по серии картинок «Откуда пришла книга».
– Прежде чем записать кого-то в свою Лесную библиотеку, Михаил Потапович спрашивает правила обращения с книгой. Как вы думаете, зачем он это делает?
Дети по серии картинок рассказывают «Откуда пришла книга».
Примерный рассказ
Все книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами – тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.
Река – самая просторная дорога для леса. Стволы проходят свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.
Книгу будет писать писатель. Он должен много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книжка была очень красочной, необходимо поработать еще профессионалам-художникам.
Книгу печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.
Типография– книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом – краски, и в каждом цехе – машины. Книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь – сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.
Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.
* * *
Я всех людей, что трудятся над книгой,
Люблю, и уважаю, и ценю.
А книги – у меня их много –
На книжной полке бережно храню.
Покамест книгой сделается книга,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она!
Пока бумагу сделают, ребята,
Положится большой, тяжелый труд.
Писатель на бумаге пишет книгу,
Потом ее в редакцию несут.
За книгой этой – столько дней рабочих,
Ночей бессонных, помыслов живых...
Писателям я очень благодарен,
За труд упорный уважаю их.
Вот рукопись готова. И редактор
Прочтет ее. Потом отдаст в печать.
За каждое словечко в этой книге
Перед народом надо отвечать!
Проворная печатная машина
И день и ночь печатает листы...
Но ведь листы – они еще не книга,
Ее такой читать не станешь ты!
Ее подклеить нужно и обрезать,
В хороший переплет переплести,
Упаковать, на поезде отправить
И по всей стране надо развести.
И станет жить в народе книга эта,
Беседуя с читателем своим.
Источник радости, источник жизни, знанья,
Люби ее! Читать давай другим!
К. Мухаммади
Вывод (делает учитель): вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу.
4. Правила бережного обращения с книгой.
Коммуникативные УУД:коллективная работа.
– Давайте же вспомним правила бережного обращения с книгой (см. конспект урока 1).
– Как вы думаете, ребята, бывает так, что в доме нет ни одной книги? Почему вы так думаете?
КАК БЫ ЖИЛИ МЫ БЕЗ КНИГ?
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
... Ей открыты все дороги;
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках...
– как бы мы жили без книг?
Значит, у каждого человека есть своя хотя бы маленькая библиотека. Расскажите о своей домашней библиотеке. (Рассказы детей.)
– Ребята, запомните: книги надо читать.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
5. Правила чтения:
Не берите книги грязными руками.
Читайте, сидя за удобным столом.
Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.
Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
Не читайте на ходу и при движении транспорта.
Не читайте до усталости. Через 20–30 минут делайте перерыв в чтении.
Физкультминутка
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
6. Работа по теме урока (хрестоматия, с. 4–5).
Разные книги тут живут:
Короткие и длинные,
Новые, старинные
И даже иностранные.
Серьезные, учебные,
Веселые, волшебные.
Про море и про лес,
С картинками и без.
Познавательные УУД:осуществлениепоиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями).
– Как же не потеряться в таком многообразии? Как найти ту книгу, которая нужна? Попробуйте определить это по иллюстрации в хрестоматии (с. 4–5).
Учитель знакомит детей с алфавитным каталогом.
Попробуйте определить, на какие полки Михаил Потапович поставит книги, которые возвратили в библиотеку Знайка и Мальвина. (Русские народные сказки – полка 4. Д. Биссет – полка 1. Г. Остёр – полка 4. Л. Толстой – полка 4. Мои любимые стихи – полка 3.)
Регулятивные УУД:умениесвободно ориентироваться в со-держании и заданиях хрестоматии.
– Откройте содержание хрестоматии. Обычно оно помещено в начале или в конце книги.
– Зачем печатают содержание? (Чтобы книгой было удобно пользоваться, быстро можно найти нужное произведение.)
7. Произведение Д. Биссета «Ш-ш-ш...».
– Миша выучил только буквы. Название какого произведения он сможет прочитать? («Ш-ш-ш...».)
– Кто автор этого произведения? (Д. Биссет.)
– На какой странице это произведение, определите по содержанию книги.
– Давайте «зайдем» в читальный зал библиотеки и прочитаем это произведение. В читальном зале должно быть тихо, поэтому вы будете читать самостоятельно.
Самостоятельное чтение рассказа Д. Биссета «Ш-ш-ш...».
– Что такое «ш-ш-ш...»? (Предположения учащихся.)
V. Итог урока.
Регулятивные УУД:контрольный итог деятельности.
– Ребята, давайте вспомним, как происходило наше знакомство с «Хрестоматией» и экскурсия в Лесную библиотеку.
Дети вспоминают план урока и получают памятки «Знакомство с новой книгой».
ПАМЯТКА
Знакомство с новой книгой
Рассмотри обложку книги.
Прочитай фамилию автора и название произведения.
Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.
Определи примерное содержание книги.
Самостоятельно прочитай рассказ, стихотворение, сказку и т. д.
Учитель. В нашей школе тоже есть библиотека. Она открыта и работает для вас. Если вам будет нужна помощь, хозяйка библиотеки (Ф. И. О. библиотекаря) с радостью поможет вам.
Наш праздник подошел к концу, а вы, ребята, помните, что:
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг!
Из нее узнаешь
Обо всем на свете,
На любой вопрос она
Без труда ответит.
Г. Ладонщиков
Урок 3
ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ.
«Сказка про белого бычка»
Страницы: (учебник) 6–7; (тетрадь) 5, задания № 1–2.
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования понятия «докучная сказка», развития умения находить сюжетно-композиционные особенности жанра докучной сказки; способствовать развитию артикуляционного аппарата, памяти.
Планируемые результаты: личностные УУД: познают основы для развития творческого воображения; метапредметные УУД: регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий; познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные – воспринимают мнение о прочитанном произведении сверстников; предметные УУД: научатся различать малые жанры фольклора, находить средства художественной выразительности в тексте (повторы), читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (докучная сказка) и инсценировать с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация), различать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки.
Образовательные ресурсы: условные знаки; предметные рисунки.
Сценарий урока