М _ 7 дм _ 16 м 7 дм _ было в куске
Задание 400 выполняется самостоятельно в тетрадях
(пункт а)). Тот, кто испытывает затруднения, может восполь-
Зоваться рулеткой для проверки ответа, а затем выполнить
Запись решения в тетради.
4 м 20 см 5 м 70 см ?
М
М 8 м 7 дм
?
Методические рекомендации к урокам. III четверть
А К
Дм 120 см
Рекомендуем для записи решения задачи 401 воспользо-
Ваться схемой.
Для записи решения задачи ученики могут 17 см запи-
сать в виде 17 см _ 1 дм 7 см, а затем выполнить сложение:
1 дм 7 см _ 3 дм _ 4 дм 7 см. Возможна и такая запись:
Дм _ 30 см; 17 см _ 30 см _ 47 см; 47 см _ 4 дм 7 см.
Желательно записать на доске и обсудить оба варианта.
Рекомендуем включить в урок тест 54 и № 83 (1) ТПО
№ 2.
На дом: задания 577, 563, № 83 (2), 84 (1) ТПО № 2.
УРОК 37. Контрольная работа № 13
(в сборнике контрольных работ она дана в 4-й четверти)
Цели – проверить усвоение:
А) единиц длины (1 см, 1 дм, 1 м) и их соотношений;
Б) таблицы сложения и соответствующих случаев вычи-
Тания;
В) вычислительных умений (сложение и вычитание в
Пределах 100).
УРОКИ 38, 39, 40 _ резерв
К.
С.
З.
См
Дм
Методические рекомендации к урокам. III четверть
IV ЧЕТВЕРТЬ (28 ЧАСОВ)
УМНОЖЕНИЕ. ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ
СВОЙСТВО УМНОЖЕНИЯ.
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ С ЧИСЛОМ 9 (14 ЧАСОВ)
ЗАДАНИЯ 406_457
В результате изучения темы второклассники усваивают:
Смысл действия умножения как сложения одинаковых сла-
Гаемых; названия компонентов и результат умножения; слу-
Чаи умножения на 0 и на 1, случаи табличного умножения с
Числом 9, а также овладевают умением решать задачи, в ко-
Торых для ответа на вопрос нужно выполнить арифметичес-
Кое действие _ умножение. Усвоение новых вопросов тесно
Связано с повторением ранее изученного материала.
УРОК 1. (Задания 406–409)
Цель. Разъяснить второклассникам смысл действия
Умножения как сложения одинаковых слагаемых. Поз-
Накомить учащихся с названиями компонентов и резуль-
Тата умножения, с оформлением записи выражений и их
Чтением.
Задание 406 подготавливает учащихся к восприятию опреде-
Ления умножения. Дети самостоятельно выбирают основание
классификации: а) число слагаемых в выражении; б) выра-
Жения с одинаковыми слагаемыми или с разными. Пользу-
Ясь основанием а), второклассники разбивают выражения на
две группы:
1) 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 2) 7 _ 7 _ 7 _ 7
5 _ 5 _ 9 _ 5 _ 8 8 _ 7 _ 5 _ 8
8 _ 8 _ 8 _ 8 _ 8 9 _ 8 _ 8 _ 8
12 _ 12 _ 12 _ 12
18 _ 18 _ 18 _ 18
В первой группе в каждом выражении _ 5 слагаемых,
Во второй _ 4.
Пользуясь основанием б), выражения разбиваются на две
группы:
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
1) 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 2) 5 _ 5 _ 9 _ 5 _ 8
7 _ 7 _ 7 _ 7 8 _ 7 _ 5 _ 8
8 _ 8 _ 8 _ 8 _ 8 9 _ 8 _ 8 _ 8
12 _ 12 _ 12 _ 12
18 _ 18 _ 18 _ 18
В первой группе в каждом выражении одинаковые слага-
Емые, во второй группе _ разные. Задание выполняется кол-
Лективно. В записи выражений на доске и их чтении прини-
Мают участие все дети.
Ориентируясь на задание 407, педагог предлагает уча-
Щимся записать в тетрадях все суммы с одинаковыми слагае-
Мыми и показывает на доске, как можно эти суммы записать
иначе. Затем поясняет, что знак «.» обозначает действие ум-
Ножения.
9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9.5
7 _ 7 _ 7 _ 7 _ 7.4
8 _ 8 _ 8 _ 8 _ 8 _ 8.5
12 _ 12 _ 12 _ 12 _ 12.4
18 _ 18 _ 18 _ 18 _ 18.4
Учащиеся открывают учебник и читают определение ум-
Ножения на с. 125, знакомятся с названием выражений (про-
Изведение), чисел в них (множители), с образцами их чтения
и пытаются ответить на вопросы: «Что обозначает первый
множитель? Второй множитель?»
Практика показывает, что дети справляются самостоя-
Тельно с ответом на этот вопрос. Но если возникнут трудно-
Сти, педагог может воспользоваться высказыванием Маши,
Которое приведено на следующей странице. Затем обсужда-
Ются те равенства, которые записал Миша. Ученики устно
Проверяют их, повторяя 9 слагаемым пять раз (9.5) и вычис-
Ляя промежуточный результат (9 _ 9 _ 9 _ 9 _ 9).
Аналогично проверяются равенства: 7.4 _ 28, 8.5 _ 40.
Пользуясь образцами чтения записей на с. 125, учащиеся
по-разному читают эти равенства. Например: 7 умножить на
Взять 4 раза.
Цель заданий 408 и 409 _ разъяснить второклассникам
Конкретный (предметный) смысл умножения. Для этого
Используется способ, который применялся в первом классе,
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
Когда речь шла о смысле действий сложения и вычитания.
Дети выполняют упражнение на соотнесение рисунка и ма-