Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)
Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?» (см. рис. 5).
Критерии оценки:
4 балла - задания выполняются правильно;
3 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;
2 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;
1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;
О баллов - задание не выполняется.
Р
ебенку предлагается лист бумаги с изображением геометрических фигур (см. рис. 4).
Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда)
1) Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».
Критерии оценки:
4 балла - все задания выполняются правильно;
3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла - правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;
1 балл - эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;
0 баллов - стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.
Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга.
2
Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».
Предлагается выполнение сначала одноручных проб (экспериментатор постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рисунке 5.
После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.
При эхопраксиях для исключения зрительных образов то же задание предлагается выполнить по словесной инструкции: «Подними правую руку», «Возьми правой рукой левое ухо» и т.д.
Критерии оценки:
4 балла - задание выполняется правильно, в предложенном темпе;
3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла - правильно выполняются 5-7 заданий, после чего возникают эхопраксии, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;
1 балл - эхопраксии возникают после первого задания и удерживаются при выполнении последующих;
0 баллов - стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.