Специализированные органы прокуратуры РФ.
Организация и деятельность специализированных прокуратур обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.
Функционирование специализированных прокуратур – одна из оптимальных форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов прокуратуры в специфических сферах правовых отношений. С их помощью наилучшим образом решаются задачи обеспечения законности, которые территориальными прокуратурами не могут быть должным образом решены.
Организация специализированных прокуратур должна отвечать требованиям системного подхода. Все они – элементы единой системы органов прокуратуры. Соответственно на каждую из них распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратуры. Военная и транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) представляют собой целостные подсистемы единой системы прокуратуры. Природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы относятся к смешанным подсистемам, включающим деятельность территориальных прокуратур в сфере экологии и законности в исправительных учреждениях.
Транспортные прокуратуры создаются применительно к организационной структуре управления железнодорожным транспортом и других транспортных систем. Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения; соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура (ГВП), которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ.
Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил и Военно-морского Флота РФ и включают:
1. Главную военную прокуратуру;
2. Прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московскую городскую военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;
3. Военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Все перечисленные органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.
Компетенция военных прокуроров распространяется на:
· органы военного управления; воинские части, учреждения; военные комиссариаты,
· военно-учебные заведения;
· предприятия, организации, подразделения Министерства обороны;
· Федеральную службу охраны;
· Службу внешней разведки;
· внутренние войска МВД РФ;
· Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
· органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также в других войсках, воинских формированиях и органах.
Структура отрасли оборонного комплекса в силу его общефедерального характера не совпадает с административно-территориальным делением страны, что и предопределяет необходимость создания соответствующих организаций и специализированных прокуратур. Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляют надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина на режимных объектах и объектах оборонно-промышленного комплекса, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях.
Крайне неблагоприятная экологическая обстановка в стране, существенное обновление экологического законодательства, разработка многочисленных государственных федеральных, региональных и межрегиональных экологических программ предопределяют необходимость совершенствования всех направлений природоохранной деятельности прокуратуры, осуществляемой территориальными и специализированными прокуратурами.
Природоохранные прокуратуры создаются там и тогда, где и когда только территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют природоохранные прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранная прокуратура, Московская природоохранная прокуратура). В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.
Повышение эффективности деятельности прокуратуры в учреждениях уголовно-исполнительной системы может быть обеспечено путем согласованной деятельности специализированных и территориальных прокуратур ввиду ее однотипности.
Прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.