Предмет и задачи педагогики
Педагогика – это наука о воспитании и обучении, наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, и передачи социального опыта, от педагога к ученику
Педагогика изучает следующие проблемы:
• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности
• определение целей воспитания;
• разработка содержания воспитания;
• исследование и разработка методов воспитания.
Основные задачи педагогики
Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука решает несколько важных теоретических задач:
• выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
• внедрение результатов исследований в практику преподавания;
• планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.
Основные положения педагогики как науки
К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие , ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики:
• воспитание;
• развитие;
• образование;
• обучение.
Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду.
Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека.
Образование - это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека.
Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.
Основные методологические принципы:
1. Воспитание обусловлено потребностями общества.
2. Формирование личности происходит под влиянием общественной среды
3. Человек обладает богатыми возможностями улучшения своих природных и личностных качеств и свойств.
4. Определяющая роль в формировании личности принадлежит самому индивиду.
В настоящее время педагогика располагает множеством разнообразных научных методов. Основными из них являются:
· педагогическое наблюдение;
· исследовательская беседа;
· изучение документации и продуктов деятельности учащихся;
· педагогический эксперимент;
· социологические методы исследования
Тема. Образование
- Тенденции современной социокультурной ситуации в мире
- Мировые образовательные тенденции
- Образование и его основные функции
- Структура системы образования в Республике Беларусь
1. Мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране.
а) Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи-получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта. Данная тенденция может быть описана при помощи различных типов культур, введенных американским антропологом М. Мид. Она различает три основных типа культур – постфигуративную, где дети и взрослые учатся у своих предшественников; конфигуративную, где дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративную, где взрослые учатся также и у своих детей. Слабо развитые общества являлись, главным образом, постфигуративными, основывая свою власть на прошлом опыте и традициях. Передовые страны мира обращаются к определенным формам конфигуративного обучения, направленного на освоение инноваций и овладение способами инновационной деятельности в любой сфере человеческой практики. Современный этап развития общества является новым для истории, когда молодежь с ее префигуративным пониманием еще неизвестного будущего получает новые возможности познания и преобразования окружающего мира.
В конфигуративных и префигуративных культурах возникает феномен детской субкультуры. Он связан с социальными процессами, происходящими в современных урбанизированных странах. Резкое увеличение городского населения, переход к типичной для городских условий, так называемой, нуклеарной семье (родители проживают с детьми), разобщенность работающих взрослых и детей, которые большую часть времени проводят среди сверстников – в детском саду, школе, во дворе – все это нарушило характерную для прежних времен передачу опыта от взрослых к детям. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей» несмотря на мощное влияние школы и средств массовой коммуникации.
Действительно, общество стало изменяться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений предопределяла будущую жизнь; будущее мало отличалось от прошлого; детям предстояло во многом повторять образ жизнедеятельности своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен в общечеловеческих ценностях, образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах, что приводит людей к разнообразию личностных взглядов и общественных идеалов, укладов жизни и образов мышления, плюралистическому мировоззрению.
б) Тенденция смены установки при изучении действительности от научного познания к культуре.
Наука начинает рассматриваться в качестве не единственной и не универсальной деятельности человека по изучению и преобразованию окружающего мира, а научность выступает одной из форм человеческой жизнедеятельности, рассматривается как часть культуры. Внимание ученых все больше привлекает сфера культуры в целом. Сегодня нет убедительных оснований для преобладания научных способов познания (или научной рациональности) над другими способами освоения действительности: обыденным сознанием и здравым смыслом, мифом, религией, искусством, опытом проектно-технической деятельности
в) Тенденция глобализации. Глобализация – это интеграция рынков, финансов, технологий. Главной проблемой глобализации является скорость – в продвижении, передвижении, внедрении и т.д. Чаще рассматривают процесс глобализации как экономический.
Однако этот процесс становится значительно шире: небывалый рост знаний, идей в различных сферах жизни: от политики до культуры, области развлечений и т.д.
Что означает глобализация?
- Жизнь отдельных народов все в большей степени подвергается возрастающему воздействию идей, информации, знания.
- Знания, навыки и предприимчивость – залог успеха в условиях глобализации. В этих условиях возрастает роль образования.
- Повышается роль частного сектора в экономике, возрастает роль иностранных инвестиций.
- Один из самых болезненных аспектов глобализации – растущее экономическое неравенство в мире (как среди государств, так и среди людей в рамках одной страны).
г) Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы.
Развитие научно-технической революции (НТР) коренным образом изменило современное производство, а вместе с ним и все другие сферы социальной жизни. Одной из важнейших черт НТР стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.