Механизм функционирования службы.
Реабилитационная служба региона может эффективно функционировать при наличии четкого понимания и реализации ее руководителями и участниками следующих узловых моментов:
—ведомственное взаимодействие в организации единого ре
абилитационного пространства;
—научно-методическое обеспечение реабилитационной де
ятельности;
- кадровое обеспечение реабилитационной службы;
—диагностика и отбор объектов реабилитации;
—согласованные действия субъектов реабилитационного про
цесса на уровне учреждения.
Перечисленные выше механизмы должны быть проработаны детально как на уровне региона, так и на уровне города (района) и всех учреждений общеобразовательного, специализированного и профильного типа.
Глава III
РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ
ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Итак, вы приступаете к работе с семьей. С чего начать? Мы не рекомендуем вам начинать с комплексных психодиагностических исследований, которые требуют длительного времени, серьезного практического опыта, анализа и интерпретации полученных данных. Начинающего психолога часто подстерегает опасность заблудиться в многочисленных личностных проблемах, «дойти» до каждой семьи нет никакой возможности. Более рациональный, на наш взгляд, путь — выделение двух больших групп семей: гармоничных (ваша поддержка и опора) и проблемных (ваш поиск и эксперимент).
Мы начали с диагностики семейного воспитания, которую проводили по всей школе, выделив три возрастные группы. Подобную диагностику вам помогут провести учителя и администрация школы. Для этой работы необходимо подготовить анкеты для родителей и провести консультацию для педагогов. Диагностика потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке
Целевая установка:
— выяснить, какие достижения есть в семейном воспитании; - выяснить, в какой помощи нуждаются родители.
Алгоритм поведения:
1. Сообщение целевой установки.
2. Деление родителей-участников на микрогруппы.
3. Консультация по заполнению диагностических анкет.
, Заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков
п.
5, Ознакомление групп с итогами диагностирования. Последующая деятельность: 1 Составление общей диагностической таблицы.
2. Планирование работы психологической службы школы на
основе диагностирования.
3. Проведение педконсилиумов на основании диагностики.
(Анкету родителей см. на с. 186.)
Получив общие данные, вы сможете спланировать работу психологического семинара и групповых консультаций для родителей. Причем есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей, которые заявили в своих анкетах об имеющемся положительном опыте воспитания тех или иных качеств. Желательно, чтобы данные подтвердились и учителями начальных классов, классными руководителями. С итогами диагностирования следует ознакомить совет школы (родительский комитет).
Часто к школьному психологу обращаются классные руководители, члены психолого-педагогического консилиума, родительский актив, испытывающие трудности в изучении семей, составлении их характеристик, особенно если это связано с проблемными семьями. Вы можете воспользоваться разработанной нами схемой.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ
И НЕДОСТАТКОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ
/. Общая характеристика семьи:
1. Состав семьи: полная, формально полная, неполная.
2. Характеристика семьи: гармоничная, проблемная (конф
ликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).
3. Типовое состояние семьи:
— эмоциональный комфорт;
- тревожность;
- эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-пси
хическое напряжение.
4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократиче
ский, авторитарный, неустойчивый.
5. Нарушения семейного воспитания:
- доминирующая гиперпротекция;
— потворствующая гиперпротекция;
— гипопротекция;
— эмоциональное отвержение;
- жестокое обращение;
— повышенная моральная ответственность.
6. Отношение к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.
//. Особенности семейного воспитания:
1. Родители создают условия для правильного развития ре
бенка:
— нормальные жилищно-бытовые условия;
— организация места для занятий;
— создание домашней библиотеки;
— наличие игровых уголков;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
2. Родители развивают познавательные интересы ребенка:
— вместе с детьми слушают радиопередачи;
- просматривают и обсуждают телепередачи;
— читают книги, беседуют о прочитанном;
- ходят с детьми в театр;
— ходят с детьми в кино;
- поощряют любимые занятия ребенка.
3. Родители оказывают помощь в учении, организации до
машнего учебного труда.
4. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
5. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспи
танию ребенка.
6. Родители видят недостатки в воспитании своих детей.
7. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспита
тельной работы.
8. Родители справляются с воспитанием ребенка.
III. Недостатки семейного воспитания (назвать).
IV. Причины недостатков (соответствующее подчеркнуть):
— неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье);
— отсутствие единых требований;
- незнание психологических особенностей своего ребенка;
- низкий образовательный, культурный, психолого-педаго
гический уровень родителей;
- отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депри-
вация ребенка;
\
-)- использование антипедагогических мер воздействия;
неправильная оценка ребенка, его идеализация;
невыполнение рекомендаций педагога; 4г неверие в возможности ребенка, в свои силы;
— переоценка воспитательных возможностей семьи;
— гиперпроекция;
— другие причины (указать какие).
Для уточнения суждений педагогов об отдельных семьях мож-ю использовать тесты для родителей и учащихся, раскрывающие их позиции по отношению к своим детям и характеризую-дие общую атмосферу семьи.
ТИПОВОЕ СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ
Каждый взрослый член семьи по специальной шкале-опрос-|нику оценивает эмоционально-психологическую атмосферу в (семье с помощью набора суждений. Ответ оценивается по каж-(дому из 10 вопросов слева направо от 1 до 7 баллов [134].
Инструкция:мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните I чувство, с которым вы открываете дверь дома. Припомните чувство, с которым вспоминаете домашние дела на работе. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь и ваши ощущения, связанные с I семьей.
Бланк для ответов
№ п/п | Суждения | Оценка в баллах | Суждения | Индекс состояния | |||||||
Доволен | Недоволен | У | |||||||||
Спокоен | Неспокоен | Т | |||||||||
Напряжен | Расслаблен | Н | |||||||||
Радостен | Огорчен | У | |||||||||
Нужен | Лишний | Т | |||||||||
Отдохнувший | Усталый | Н | |||||||||
Здоровый | Больной | У | |||||||||
Смелый | Робкий | т | |||||||||
Беззаботный | Озабоченный | Н | |||||||||
Плохой | Хороший | У | |||||||||
П | Ловкий | Неуклюжий | т | ||||||||
Свободный | Занятый | Н |
I
Обработка. Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна по У (общая неудовлетворенность) — 26 баллам; по Н (нервно-психическое напряжение) — 27 баллам, по Т (семейная тревожность) — 26 баллам.
*
КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Используя тхст КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.
Тест КРС состоит из двух частей/ рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Предложите: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».
Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи? 2) Где работают и учатся члены семьи? 3) Как в семье распределяются домаь. ние обязанности? 4) Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, сти-
ранйе всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: 1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); 2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не
рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях.
Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их
взаимоотношения. Например, важным показателем психологи
ческой близости является расстояние между отдельными чле
нами семьи. Иногда между ними рисуются различные объекты,
которые служат как бы преградой. Общая деятельность членов
семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных се
мейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь
нескольких членов семьи. Это указывает на наличие семейных
микрогрупп. Некоторые дети изображают себя на нижней час
ти листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ре
бенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На
некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего
мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ре
бенка.
2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего
рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи.
И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то
рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без
основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны,
тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто
использует штриховку в изображении того члена семьи, с кото
рым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных
случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.
Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисо-
вания. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.
Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.
Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникать паузы перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. Это в отдельных случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.
Для теста КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство неполноценности в семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации.
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи(КРС)
Симптомокомплекс | № | Симптом | Балл |
I. Благоприятная се- | Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 | |
мейная ситуация | Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
Изображение всех членов семьи | 0,2 | ||
Отсутствие изолированных членов | 0,2 | ||
семьи | |||
Отсутствие штриховки | 0,1 | ||
Хорошее качество линии | 0,1 | ||
Отсутствие показателей враждебности | 0,2 |
Продолжение
Адекватное распределение людей на ли- | 0.1 | ||
сте | |||
Другие возможные признаки | |||
П. Тревожность | Штриховка | ОД; 2,3 | |
Линия основания — пол | 0,1 | ||
Линия над рисунком | 0,1 | ||
Линия с сильным нажимом | 0,1 | ||
Стирание | 0,1;2 | ||
Преувеличенное внимание к деталям | 0,1 | ||
Преобладание вещей | 0,1 | ||
Двойные или прерывистые линии | 0,1 | ||
Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | |||
III. Конфликтность в | Барьеры между фигурами | 0,2 | |
семье | Стирание отдельных фигур | 0,1; 2 | |
Отсутствие основных частей тела у не- | 0,2 | ||
которых фигур | |||
Выделение отдельных фигур | 0,2 | ||
Изоляция отдельных фигур | 0,2 | ||
Неадекватная величина отдельных фигур | 0.2 | ||
Несоответствие вербального описания | 0,1 | ||
рисунка | |||
Преобладание вещей | 0.1 | ||
Отсутствие на рисунке некоторых чле- | 0,2 | ||
нов семьи | |||
Член семьи, стоящий спиной | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | |||
IV. Чувство неполно- | Автор рисунка непропорционально ма- | 0,2 | |
ценности в семейной | ленький | ||
ситуации | Расположение фигур на нижней части | 0,2 | |
листа | |||
Линия слабая, прерывистая | 0,1 | ||
Изоляция автора от других | 0.1 | ||
Маленькие фигуры | 0,1 | ||
Неподвижная по сравнению с другими | 0,1 | ||
фигура автора | |||
Отсутствие автора | 0,2 | ||
Автор стоит спиной | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | |||
V. Враждебность в се- | Одна фигурка на другом листе или на | 0,2 | |
мейной ситуации | другой стороне листа | ||
Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | ||
Зачеркнутая фигура | 0,2 | ||
Деформированная фигура | 0,2 | ||
Обратный профиль | 0,1 | ||
Руки раскинуты в стороны | 0,1 | ||
Пальцы длинные, подчеркнутые | -Л | ||
Другие возможные признаки |
Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия, имя ребенка__________________________
Дата рождения ___________
____________ Дата эксперимента