О методах диагностики творческого развития личности
Администрация города Екатеринбурга
Комитет по молодежной политике
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Калейдоскоп»
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО
И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Материалы городской методической площадки
педагогов декоративно-прикладного профиля
учреждений молодежной политики Екатеринбурга
Екатеринбург
Диагностика творческого и личностного развития обучающихся.Материалы городской методической площадки педагогов декоративно-прикладного профиля учреждений молодежной политики Екатеринбурга. – Екатеринбург, Комитет по молодежной политике Администрации Екатеринбурга, МБУ ДО ДЮЦ «Калейдоскоп», 2016, 39 с.
Редакционная коллегия:
Смолина Л.С., зам. директора МБУ ДО ДЮЦ «Калейдоскоп»
Батуева Т.В., ПДО клуба «Ключ» МБУ ДО «Детско-юношеский центр»
Евсеева Н.Г., ПДО клуба «Юность» МАУ ДО ДЮЦ «Спутник»
Сборник включает материалы теоретического блока городской методической площадки 2015-2016 уч. года для педагогов декоративно-прикладного профиля учреждений молодежной политики Екатеринбурга. В сборнике представлены практические разработки педагогов, обобщенный опыт их деятельности по проблеме, вынесенной в название, а также некоторые общепринятые методики диагностики развития детей и подростков.
Адресат издания – педагоги клубов по месту жительства, работающие с детьми и подростками в студиях декоративно-прикладного и изобразительного творчества.
© Авторы материалов, 2016.
© МБУ ДО ДЮЦ «Калейдоскоп», 2016.
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение
Предлагаемый сборник является результатом работы городской методической площадки педагогов декоративно-прикладного профиля клубов по месту жительства Екатеринбурга. В 2015-16 учебном году площадка осуществляла свою деятельность на базе МБУ ДО Детско-юношеский центр «Калейдоскоп». Тема площадки – «Самодельная игрушка как средство формирования творческих и личностных качеств обучающихся» – стала поводом для разговора о диагностике развития детей и подростков, занимающихся в студиях декоративно-прикладного искусства клубов по месту жительства города.
Практическую часть методической площадки составляли творческие мастерские, представляющие большой интерес для педагогов-прикладников в плане ознакомления с техниками работы и материалами, которые могут использоваться для создания игрушек.
Теоретическая часть методической площадки была посвящена вопросу диагностики творческого развития обучающихся. Проблема является актуальной, ведь каждый педагог так или иначе отслеживает, что происходит с его учениками в процессе занятий, как они меняются, чему учатся, что получается хорошо, осваивается быстро, а что вызывает затруднения. В этой ситуации необходимо понять, что мешает ребенку, подростку освоить предлагаемый материал, в чем причина затруднений, чтобы найти пути преодоления трудностей и помочь добиться желаемого результата.
Педагогический опыт подсказывает, что причиной затруднений детей в освоении знаний, умений и навыков может быть не только недостаточное развитие тех или иных «ремесленных» качеств, но и некоторые личностные качества обучающихся, например, неумение работать в группе, завышенная или, наоборот, заниженная самооценка, высокий уровень агрессивности и др.
Таким образом, становится ясной необходимость регулярного контроля развития различных качеств детей и подростков. К сожалению, на сегодняшний день не существует общепринятой системы мониторинга развития детей, которая могла бы использоваться в дополнительном образовании, поэтому педагогам приходится самостоятельно заниматься этим вопросом: подбирать тестовые задания, разрабатывать собственные контрольно-измерительные материалы.
В сборнике представлен опты педагогов, работающих в учреждениях молодежной политики Екатеринбурга, который может использоваться для проведения такой диагностики. Это общепринятые тестовые задания, которые разработаны психологами и позволяют диагностировать уровень сформированности тех или иных качеств у детей. Это система диагностики, применяемая Н.Г. Евсеевой, сочетающая методы педагогического наблюдения, а также тестовые задания для детей и родителей. Это система контроля творческого развития детей и подростков, созданная Т.В. Батуевой и основанная на самом доступном и распространенном методе диагностики – педагогическом наблюдении.
Мы не даем готовых рецептов и систем, мы предлагаем каждому педагогу взять те элементы, которые ближе ему и актуальнее для его воспитанников, включиться в процесс педагогического творчества и создать свой вариант контрольных тестов, удовлетворяющий конкретные потребности конкретных людей. Обратите внимание, что готовые методики разделены по возрастам – для младшего возраста (имеется в виду младший школьный возраст) и для среднего и старшего. Младших детей не стоит тестировать слишком углубленно – они еще не готовы к такой форме общения с педагогом, здесь, видимо, будет очень уместным и актуальным то самое педагогическое наблюдение. А вот средние и старшие уже вполне сознательно могут ответить на самые разные вопросы, предлагаемые им в тестовых заданиях, да и круг качеств, формирование которых можно таким образом отследить, существенно расширяется, особенно к подростковому возрасту и педагогического наблюдения, вероятно, уже недостаточно. Здесь и пригодятся тестовые задания, разработанные психологами, которые подтвердят или скорректируют личные впечатления педагога некими количественными показателями.
В сборнике представлено не много тестов, в сравнении с тем, что предлагается специальной литературой. Но мы исходили из того, что некоторые предлагаемые задания могут анализироваться с целью формирования определенных выводов только узкими специалистами (психологами), о чем сообщалось в комментариях. Таким образом, вряд ли было бы уместно рекомендовать такие тесты для широкого использования.
Л.С. Смолина, зам. директора МБУ ДО ДЮЦ «Калейдоскоп»
О методах диагностики творческого развития личности
Разговор о диагностике творческого развития ребенка уместно начать, вспомнив этимологию самого слова. Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos «способный распознавать». В общем смысле диагностика – это особый вид познания, а точнее – распознавания.
Тестовые методики, несомненно, можно и нужно применять, так как с их помощью можно дополнить общую картину представлений об особенностях творческого развития ребенка.
Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой. Это осознают и теоретики, обращающиеся вновь и вновь к изучению творчества, его развития и диагностики этого развития, и практики, нуждающиеся в диагностическом инструментарии.
Предлагаемый материал ориентирован именно на нужды практиков – педагогов, занимающихся развитием творческой личности в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе, в клубах по месту жительства, а также на родителей, решающих те же задачи в условиях семейного воспитания.
Сегодня исследовательская культура педагогов находится уже на таком уровне, что каждый, прибегающий к использованию определенных методов изучения того или иного свойства, качества личности, понимает: прежде, чем выбирать определенный способ диагностики творческого развития, необходимо четко представлять себе, по крайней мере, следующее:
- что такое творческое развитие;
- по каким параметрам оно измеряется;
- с помощью какой шкалы измеряется каждый параметр;
- какую качественную характеристику данного феномена обозначают полученные значения.
Другими словами, эффективная диагностика невозможна без определенного уровня теоретических знаний и определения своей собственной позиции в понимании проблемы творческого развития личности.
Ниже предлагаются некоторые общепринятые, разработанные психологами методики, пригодные для изучения творческого развития ребенка, которые могут быть использованы педагогами для выявления уровня тех или иных качеств личности обучающихся, показывающего их творческое или социальное развитие.
Н.Г. Евсеева, ПДО МАУ ДО ДЮЦ «Спутник»