Подготовительные упражнения

Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата ученика. Он должен уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что именно ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя придти ему на помощь. Сам ученик часто бывает не в состоянии заметить напряжение.

Показывать приемы необходимо всегда в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве с помощью собственных ощущений. Характер и продолжительность упражнений для постановки руки, посадки за инструментом, координации движений зависят от предварительной подготовки ребенка. Вот несколько упражнений, которые помогут ученику правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги.

Раскрепощающие упражнения

Данные упражнения рекомендованы педагогом А.Шмидт-Шкловской для раскрепощения мышц шеи, рук, плечевого пояса:

1. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе с вздохом, поднимите напряженные руки вверх, кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные мышцы руки вниз. Голову также опустите. В таком положении предоставьте рукам возможность раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.

2 Свободные повороты головы (вправо, влево, вниз, вверх, вращение головы) для освобождения мышц шеи.

Другой педагог, А.Д.Артоболевская, советует выполнять следующие упражнения:

1.Разведите руки в стороны. Освободите мышцы спины, шеи и плеч, дайте всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого необходимо медленно выпрямиться, принимая прежнее положение.

2. Встаньте ровно, раздвиньте ноги на расстояние ступни. Опустите обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища. Начинайте раскачивать вначале одной, потом другой рукой взад-вперед, как маятник. Выше! Выше! – пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

Автор методики «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано» Т.И.Смирнова предлагает следующие расслабляющие упражнения в наиболее доступной для детей форме:

1. «Новая и сломанная кукла». Исходная позиция – «новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – кукла сломалась, кончился завод. ( Мальчики изображают солдатика или мягкого толстого медвежонка)

2 «Заводная кукла» или « Робот».Кукла стоит, подняв руки (все тело напряжено), завод кончился, руки постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти рук, туловище (ребенок наклоняется и качает расслабленными руками).

Упражнения на укрепление мышц пальцев рук

1. «Марширующие гномы»

Пальцы «шагают» по плоской поверхности, как гномы шагают ножками. Работают разные пары пальцев - 1-3, 2-3, 2-5, 3-5,2-5 и т. д.

Кисть остаётся в спокойном состоянии.

2. «Паучки пошли в поход». Расскажите ребенку, как паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками, осторожно отдаёт рюкзак второму паучку. Переносить «тяжесть» необходимо из пальца в палец, из руки в руку.

Упражнение на развитие цепкости пальцев

1.Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх

2.Отпуская мяч, сразу подхватывайте его той же рукой, не давая упасть

3.То же, но отпускать мяч одной рукой, а подхватывать другой

Упражнения для укрепления ладонных сгибателей и разгибателей

1. Проминайте ладонь, опираясь на нижнюю поверхность 2-5 пальцами, и отталкивайтесь пальцами от опоры пружинящими движениями

2. «Щеточка». «Отбрасывание соринки» с колен «открывающимися» легкими пальцами

и затем быстрое обратное движение к себе. Кисть в работе не участвует. Ладонь широкая.

Упражнение на растяжение межпальцевых перепонок

1. Положив руки на колени, веерообразно разводите и собирайте пальцы, как бы разглаживая платье

Упражнения на нахождение опоры в руках

1. «Вешалка» или «висячий мост».

Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями

2. Сядьте боком к клавиатуре, положив всю руку ладонью вниз на закрытую крышку рояля. Полулёжа, опирайтесь на плечо. Постепенно приподнимаясь, последовательно переносите опору с плеча на предплечье, с предплечья на ладонь и ладонную поверхность и оттуда в кончики пальцев.

***

Рекомендуемая литература:

1 А.Артоболевская « Первая встреча с музыкой» М.,1985

2. Т. Смирнова « Аллегро. Интенсивный курс. Методические рекомендации». М., 1994

3.А.Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков». Л., 1985

Упражнения донотного периода

1 «Капель» -исполняется на черной клавише. Для выполнения этого упражнения можно использовать следующие стихи С.Я.Маршака:

« Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

2 «Кукушка» - исполняется одним 3 пальцем на 2-х черных клавишах в разных октавах и разными руками

Подготовительные упражнения - student2.ru

3 « Лепешки»- исполняется 2-мя руками одновременно. Для выполнения этого упражнения можно использовать следующие стихи:

«Наберу мучицы, подолью водицы,

для детей хороших напеку лепешек»

Подготовительные упражнения - student2.ru

4 «Дождик»- симметричная игра двумя руками одновременно с использованием следующего текста:

«Дождик, дождик льет с утра, будет море у двора,

дождик, дождик льется, в руки не дается»

Подготовительные упражнения - student2.ru

5 « Колыбельная» - игра legatoдвумя руками в симметричном движении

« У кота - воркота колыбелька хороша»

Подготовительные упражнения - student2.ru

6 «Радуга» - Рисуем сначала в воздухе, а затем на клавиатуре «радугу-дугу», обозначая начало и конец:

«Ой, ты, радуга-дуга, под тобой лежат луга

в небе ты повисла, словно коромысло»

7 «Чижики - фасольки» - работа с простыми интервалами: терцией (ми-до) и секундой (фа - соль)

8 Играем гамму:

«До-ре-ми-фа-соль-ля-си - едет зайка на такси

До-си-ля-соль-фа-ми-ре - ест морковное пюре»

9 Ритмические упражнения:

левая рука правая рука

раз-два - острова

три-четыре - мы приплыли

пять-шесть - сходим здесь

семь- восемь - сколько сосен

девять-десять - я в пути

обеими руками вместе:

досчитал до десяти

10 Читаем ритмический рисунок:

Андрей - воробей I I П I

Не гоняй голубей П I П I

Гоняй галочек П I I I

Из - под палочек П I I I

***

Рекомендуемая литература:

1А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1971

2 И.Левин. «Основные принципы игры на фортепиано». М., 1978

3. М Москаленко. «Методика организации пианистического аппарата в первый год обучения». Новосибирская консерватория, 1989.

4. Е.Тимакин. «Воспитание пианиста». М., 1984.

5 А. Шмид- Шкловская. «О воспитании пианистических навыков». Л., 1985.

6. Т. Юдовина – Гальперина. «За роялем без слёз, или я – детский педагог». С.П.,1992

Наши рекомендации