Эзотерическое понимание цели образования

Цель образования в педагогике рассматривается и с позиции эзотерическо­го подхода (греч. еsоtеrikos — внутренний, тайный). Этот взгляд на цель обра­зования начал складываться в конце XIX века в теософских сочинениях Е. Блаватской, эклектически объединивших оккультные учения Индии, учения Каб­балы и христианство. Ее последователи, русский художник и мыслитель Нико­лай Константинович Рерих (1874—1947) и его жена Елена Ивановна Рерих (1879— 1955) создали из набора идей теософии, буддизма и христианства некое всеобъемлющее учение «Живая этика» («Агни Йога»). Они восприняли основ­ные положения восточных религий: идеи рождения и гибели Вселенной, от­дельных миров, реинкарнации кармы как закона судьбы, представление об особых отношениях учителя (махатмы) и ученика в духовной жизни. Одной из основных идей учения Рерихов является представление о духовной иерархии как основе духовной жизни, где каждый человек должен занимать то место, которого он достоин, и с помощью перевоплощений передвигаться вперед.

В ряду важнейших постулатов «Живой этики» — утверждение того, что мыс­ли материальны: разумная сила царит в каждом феномене природы, и мысль человека действует на каждый материальный объект. Поэтому мыслящий че­ловек никогда не одинок, его мысли позволяют получать из «Беспредельно­сти» тождественный ответ. «Утонченное восприятие мысли даст вам возмож­ность проникнуть в тайники Пространства и откроет пути радости достижениям и непрерывному и бесконечному восхождению»[8].

В качестве цели образования Рерихи рассматривают развитие «открытого сознания», то есть освобождение от всех предрассудков, от навязанных пред­ставлений. Открытое сознание позволит родиться собственным мыслям, утон­ченное восприятие поможет преодолеть нецелостность мира природы и мира человека, откроет возможность «спонтанной самотрансформации мира».

Эзотерическое понимание цели образования отстаивал и Рудольф Штайнер (1861—1925). Антропософское учение Р. Штайнера широко известно прежде все­го, в связи с практической деятельностью вальдорфских школ. Ярко выражен­ная направленность вальдорфской педагогики на человека, на становление его личности, ее альтернатива государственному образованию нередко создает вок­руг нее ореол самой выдающейся гуманистической системы образования.

Попытка некоторых авторов строить цель образования в современной отече­ственной педагогике с эзотерических позиций рождается из стремления преодо­леть тоталитарные ориентиры образования и обратиться к чему-то высокоду­ховному, одновременно научному и мистическому. Антропософия и рерихианство создают иллюзию причастности к мировой культуре, к «высшим силам и зако­нам Вселенной», но (как всякая экзотика) малопригодны к основательному и глубокому совершенствованию нашего отечественного образования.

3.5. ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЗРАЩИВАНИЕ «САМОСТИ»

Представление об общечеловеческой цели образования в педагогике вто­рой половины XX века было значительно пересмотрено под влиянием идей западной «гуманистической психологии».Она обогатила педагогический словарь новыми терминами, начинающимися с корня «self» («само-»): самооценка, саморазвитие, самоопределение, самоактуализация и др.

Абрахам Маслоу (1908—1970), один из столпов гуманистической психоло­гии, описал механизм становления человеческих потребностей, использовав образную форму пирамиды. В основании его «пирамиды потребностей» — ба­зовые физиологические потребности, затем следуют потребности в безопас­ности и защите, потребности в принадлежности и любви, потребности в само­уважении, а на вершине пирамиды — потребности в самореализации.

В своей книге «Мотивация и личность» А. Маслоу дает качественный портрет такой самоактуализированной личности[9]. Этот идеальный «человек-самоактуализатор» обладает следующими качествами:

- принимает себя и окружающих такими, каковы они есть;

- побуждается к действию не дефицитом чего-либо, а стремлением к ро­сту и развитию;

- видит вокруг то, что есть, а не то, что ему хочется видеть, и не то, что ему навязывают;

- прост и непосредственен;

- в ладу с самим собой;

- испытывает чувство единения со всем человечеством и при этом спосо­бен наслаждаться одиночеством;

- демократичен;

- обладает философским и неагрессивным чувством юмора;

- продуктивен и творчески настроен;

- автономен и самостоятелен.

Воплощением идей гуманистической психологии в практике образования стала «гуманистическая педагогика»,возникшая в начале 60-х годов XX века в США. Гуманистическая педагогика открыто провозгласила целью образования самоактуализацию: реализацию личностью своих возможностей, способность к осознанному и ответственному выбору в разнообразных жизненных си­туациях.

Идеи гуманистической психологии и педагогики активно распространились в мире, особенно в США и Западной Европе, и легли в основу некоторых меж­дународных программ под эгидой ЮНЕСКО, например программы «Воспи­тание в духе мира». Они не могли не оказать влияния и на нашу, российскую, педагогику последних двух десятилетий XX века, которая пытается преодоле­вать рецидивы авторитаризма в образовании, стремится перестраивать его в соответствии с принципами гуманизма и демократии.

Наши рекомендации