Профессиональная подготовка бакалавров для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса
Дерябина А.Л, декан ФФК ЗабГГПУ, к.п.н, доцент
Стафеева А.В.,доцент кафедры ТОФВ НГПУ, к.п.н
Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя как основы модернизации процесса профессионального физкультурного образования состоит в переходе от традиционной (знание-информационной) к инновационной (личностно-ориентированной) системе образования; усилении культурологической направленности подготовки будущих педагогов; обновлении содержания образования путем изменения соотношения между знаниями и деятельностью; переориентации цели и критериев качества педагогической деятельности в направлении развития профессиональной компетентности и овладения совокупностью образовательных компетенций [1].
Сложившиеся в прошлом содержание и организационная структура системы высшего профессионального образования нацелены преимущественно на подготовку специалистов, результативность деятельности которых определяется готовностью добиваться у своих учеников наивысшего спортивного результата. Учебники по специализации преимущественно описывают вид спорта, его технологию, а в меньшей степени методику обучения двигательному действию. Авторы также подчеркивают, что будущую деятельность выпускника вуза физической культуры необходимо определять, как педагогическую или оздоровительно-педагогическую [4]. Исходя из этого, следует определять уровень профессиональной подготовленности выпускников этих вузов, а также составлять модель специалиста или разработанную на основе моделей квалификационную характеристику специалиста по физической культуре. При этом оценка подготовленности специалистов в области физической культуры, выпускников вуза физической культуры осуществляется с помощью педагогической компетентности, которая рассматривается как сложный симптомокомплекс свойств личности, аккумулирующий в себе педагогические знания, педагогические умения, практический опыт педагогической деятельности, позволяющий грамотно ориентироваться в профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, процесс профессиональной подготовки выпускников вуза физической культуры еще далек от совершенства, а пути повышения качества подготовки кроются в совершенствовании всех уровней преподавания: и практических и теоретических, и практико-педагогических, преимущественно связанных с расширением возможностей формирования Педагогических умений в процессе практической работы студентов.
В настоящее время необходимость ориентации профессионального образования в области физической культуры и спорта на сферу фитнесса и оздоровительно-досуговых технологий уже не вызывает сомнений. Однако в содержании высшего профессионального образования по физической культуре и спорту еще не просматривается система профессиональной подготовки бакалавров и магистров и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса [2]. Между тем, глубокие социально-экономические изменения в России, бурное развитие фитнесс-индустрии, постоянно растущая потребность в профессиональных кадрах в этой области обусловили большую востребованность специалистов для вовлечения различных возрастных групп в сферу оздоровительно-досуговых технологий.
Однако вузы физической культуры в настоящее время не успевают удовлетворять потребности рынка труда в специалистах для оздоровительного фитнесса. Кроме того, выпускники факультетов физической культуры физкультурных вузов не всегда и не вполне удовлетворяют современным требованиям организации физкультурно-оздоровительных услуг в фитнесс-клубах и фитнесс-центрах и не в достаточной мере владеют оздоровительно-досуговыми технологиями и поэтому требуют специального дополнительного профессионального обучения. Таким образом, в настоящее время в сфере высшего профессионального образования по физической культуре и спорту существует противоречие между современными требованиями, предъявляемыми к специалистам по физической культуре и спорту и уровнем сформированности у выпускников вузов физической культуры специальных профессиональных компетенций, необходимых для работы в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса.
Важное значение, в этой связи, приобретает внедрение в образовательный процесс вузов физической культуры образовательных программ профессионального образования, дающих возможность сформировать у будущих бакалавров специальные профессиональные компетенции в сфере оздоровительно-досуговых технологий в период получения ими высшего профессионального образования.
Включение дисциплины «Проектирование оздоровительно-досуговых технологий» в учебные планы бакалавров по направлению подготовки 034300 Физическая культура и 050100 Педагогическое образование на факультете физической культуры в ЗабГГПУ обуславливает дефицит научно- установленных, проверенных и обоснованных знаний о закономерностях и фактах, определяющих эффективность профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту в сфере оздоровительно-досуговых технологий и фитнесса. Разработка теоретико-методологических основ и содержательно-организационной модели их формирования на этапе вузовского обучения направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций для проектирования оздоровительно-досуговых технологий в профессиональной и практической деятельности.
Анализируя профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавров двух направлений (ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (22.10.2009 г)), можно заключить, что объектами профессиональной деятельности являются лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. В перечень же профессиональных компетенций входят способности выпускников к реализации программ оздоровительных занятий для различных контингентов занимающихся, используя коммуникативные и организаторские способности.
Особое значение при определении содержания программы «Проектирование оздоровительно-досуговых технологий» уделяется проектированию фитнесс-технологий с различными категориями населения. Наибольшее распространение получили фитнесс-программы, основанные на использовании видов двигательной активности аэробной направленности, такие как аэробика, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, фитнесс-программы на кардиотренажерах, спинбайк-аэробика.
Также для освоения студентам предлагаются фитнесс-программы, основанные на оздоровительных видах гимнастики. Проектирование фитнесс- программ без предметов и приспособлений (высокой и низкой интенсивности, для беременных, фанк, сити-джем, гидроаэробика); проектирование программ с использованием предметов и приспособлений (с утяжелителями, гантелями, амортизаторами, степ, слайд, фитбол и др.), а также смешанного типа (аэробоксинг, каратэбика, його-аэробика, фитнес, силовая аэробика).
Социально-ориентированными для современной молодежи, являются фитнесс-программы, основанные на видах двигательной активности силовой направленности, такие популярные системы упражнений, как слим-джим, бодистайлинг, бодиформинг, объединяющие элементы аэробики, калланетики, хореографии, бодибилдинга, целью которых являются разностороннее воздействие на организм занимающихся, коррекция массы и улучшение формы тела (слим-джим, бодиформинг), овладение новыми элементами хореографии (бодистайлинг).
В перечень формируемых профессиональных компетенций бакалавров входят также способности выпускников к реализации программ оздоровительных занятий аквафитнессом с различным контингентом занимающихся, так как оздоровительное воздействие средств аквафитнесса обусловлено активизацией важнейших функциональных систем организма, высокой энергетической стоимостью выполняемой работы, феноменом гравитационной разгрузки опорно-двигательного аппарата, наличием стойкого закаливающего эффекта, что, несомненно, актуально в период неуклонного снижения уровня здоровья населения России.
Таким образом, профессиональная деятельность бакалавра по профилю «Физическая культура» заключается в достижении и сохранении высокого уровня физического состояния у представителей различных возрастных и социальных групп населения путем организации и проведения комплексных мероприятий по формированию здорового образа жизни населения, внедрению физкультурно-оздоровительных технологий на предприятиях, по месту жительства и в зонах массового отдыха людей, разнообразных физкультурно-развлекательных праздников, шоу с учетом национальных традиций России.
Список литературы:
1. Анцыперов В.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов физической культуры//Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9 – С. 147-148.
2. Волков К.Д. Формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту специальных профессиональных компетенций для работы в оздоровительном фитнесе/ дис.. канд. пед. наук / К.Д. Волков, Москва, 2009. – 186 с.
3. Сиднева Л.В.Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания / Л.В. Сиднева Л.В., Гониянц С.А. Троицк.: «Тровант», 2000. – 73 с.