Духовно-нравственного воспитания младших школьников

Преобразования, происходящие в социальной жизни нашей страны, и изменения в области просвещения делают актуальными проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Постепенно восстанавливается важнейшее предназначение школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная функции. В обучение переносятся акценты с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие обучающегося. Все это способствует формированию духовного мира школьника, его приобщению к ценностям национальной и мировой культуры.

Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование уважительного отношения ребенка к Родине, ее истории, к самому себе. Оно ведет к развитию личностных качеств: патриотизма, толерантности, уважения к истории своей Родины.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всех знаний и открытий, непосредственностью в поведении. Эти особенности дают возможность учителю достичь поставленных целей в патриотическом воспитании. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы. Пережитое и усвоенное в детстве отличаются большой психологической устойчивостью.

Музыка – это искусство, которое выражает человеческие переживания, чувства и идеи посредством музыкальных звуков, творчески отражает и воспроизводит действительность. Только музыкальное искусство может помочь ребенку понять действительность посредством музыкальных и художественных образов.

Главная цель учителя – зажечь «светоч духа» в сердцах детей. «Прекрасное, – по Н.К.Рериху, – это благородный водитель всей нашей жизни».

На уроках музыки обучающиеся изучают музыкальную культуру башкирского, русского и других народов страны и мира. Они узнают о сходстве музыкальных жанров и различиях музыкальных традиций народов, населяющих Республику Башкортостан и Российскую Федерацию. Музыка может вызвать эмоции у детей, пробудить соответствующие эмоциям мысли, воздействовать на сознание и поступки.

Один из уроков музыки в третьем классе посвящен изучению исторических песен башкирского и русского народов, знакомству с героями Отечественной войны 1812 года. Важным условием того, чтобы основная идея урока затронула души обучающихся младших школьников, необходимо подобрать выразительное и яркое исполнение музыкального произведения. Только удачно подобранная музыка может помочь достичь главную идею урока – познакомить с историческими песнями башкирского и русского народов в национально-историческом контексте.

В начале урока звучит запись башкирской народной песни «Любезники-любизар», в исполнении фольклорно-эстрадной группы «Караван сарай». Эта песня заинтересовывает обучающихся и создает настрой на изучение исторических песен.

Далее учитель в доступной форме рассказывает о великом русском полководце М.И.Кутузове, о том, как он высоко оценил подвиг башкирских воинов, сказав знаменитую фразу: «Любезные вы мои башкиры, хорошо деретесь, молодцы!» Эти слова запали в душу башкир, и вскоре родилась башкирская песня «Любезники-любизар».

Следующий рассказ ведется о башкирском военачальнике Касиме Мурзашеве (Кахым Туря). Его уважали и ценили за смелость и мудрость не только башкирские воины, но и русские офицеры. Завистники отравили Кахым Туря, но не смогли убить память об этом великом человеке.

Кульминацией урока становится знакомство с оперой З.Г.Исмагилова «Кахым Туря». Эта опера была последним крупным произведением талантливого башкирского композитора. Премьера спектакля состоялась в 2002 году. В 2004 году в престижном театральном конкурсе опера завоевала приз «Золотая маска» в городе Москва.

В конце урока обучающиеся разучивают песню «Бородино» на слова М.Ю.Лермонтова. Учитель напоминает школьникам о русском поэте М.Ю.Лермонтове и о его стихах, посвященных войне 1812 года.

Домашнее задание состоит из ряда вопросов, ответив на которые, обучающиеся смогут выразить свое отношение к героям Отечественной войны и их ратным подвигам.

На уроке применяются традиционные формы работы: устно-слуховое усвоение песенного репертуара, слушание музыкального фольклора по фонограмме, освоение элементов народных танцевальных и маршевых движений, закрепление музыкальных понятий и терминов. Освоив различные виды музыкальной деятельности, школьники начальных классов узнают много интересного о героическом прошлом своей Родины, о многовековой дружбе двух народов, об их борьбе против общего врага.

В скором времени обучающиеся покинут стены школы, но есть уверенность, что они не забудут о героическом прошлом своей Родины, и будут строить свою жизнь на добрых, толерантных отношениях друг к другу.

И.Р.Гафаров,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 88 (г. Уфа)

Наши рекомендации