Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения
Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизартрии дифференцируют по степени поражения (табл. 2.11, 2,12).
Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речевых нарушений.
Таблица 2.11
Этиология (причины) | Дизартрия III степени (легкая) | Дизартрия II степени (средней тяжести) | Дизартрия 1 степени (тяжелая) |
Одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины | Одностороннее поражение моры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах коры головного мозга (к.г.м.) | При односторонних поражениях в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга | |
Неврологический статус | 1. Возникает избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата чаще языка, что приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений, особенно затруднен подъем кончика языка вверх. 2. Избирательно повышается мышечный тонус, что чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка. 3. В легких случаях нарушаются темп и плавность произношения | 1. Недостаточность кинетического праксиса. 2. Поиск нужного артикуляционного уклада, что замедляет темп, затрудняет плавность речи. 3. Испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. 4. Недостаточность лицевого гнозиса, особенно в области артикуляционного аппарата. Ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, что является отличным симптомом для диагностика | 1. Отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. 2. Недостаточность кинетического динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем, особенно слов со стечением согласных |
Речевой статус | Нарушаются темп, плавность речи. | Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. | Речь напряженная из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. |
Произношение замедленное. | Нарушения звукопроизношения неоднозначны, непостоянны. | Аффрикаты распадаются на части: Ц=ТС, Ч= ТЬШ. | |
Какуминальные согласные: Ш, Ж,Р – отсутствуют уют или заменяются дорсальными С, 3, СВ, ЗВ, Т, Д, Н. | Наиболее часто страдают шипящие (Ш, Ж, Щ) и аффрикаты (Ч, Ц). | Щелевые звуки заменяются на смычные: С = Г, 3 = Д и т. д. (разлитой тетизм). При стечении согласных звуки опускаются. | |
Часто страдает Л, ЛЬ | Автоматизируются звуки с трудом. Речь долго остается нечеткой, смазанной | Возможна избирательность оглушения звонких согласных, преимущественно смычных |
Таблица 2.12