Внеурочные формы организации текущей учебной работы
Экскурсия – форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними | Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью. Виды экскурсий (по дидактической цели):вводные экскурсии (проводятся перед непосредственным изучением нового материала);текущие и итоговые (проводятся для контроля и закрепления изученного материала, итоговые экскурсии являются подготовкой для урока-защиты тематического задания). Виды экскурсий (по предметному содержанию): естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие, производственные, комплексные (одна экскурсия содержит информацию по нескольким учебным предметам) и др. Организация экскурсий: экскурсии (учебные экскурсии и внеучебные экскурсии, проводимые по планку классного руководителя) планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные дни, свободные от других занятий, на основе плана экскурсий. Длительность экскурсии от 40 - 45 мин. до 2 - 2,5 ч.без учета времени, затрачиваемого на дорогу (учитываются характер предмета экскурсии, содержание и сложность материала, возраст учащихся). Этапы проведения экскурсии: 1 этап. Предварительная подготовка к экскурсии на уроках. 2 этап. Выезд учащихся к изучаемому объекту и проведение запланированного объема учебной работы по теме (сбор природного материала, чертежи, записи и пр.). 3 этап. Работа с собранным материалом и подведение итогов экскурсии (например, итоговая беседа). Условия эффективности проведения экскурсии: ü тщательность подготовки учителя (учителей) (определение цели и задач экскурсии, отбор содержания материала и видов деятельности учащихся, выбор методики показа и рассмотрения объекта, способов активизации познавательной деятельности учащихся, способов привлечения к рассказу специалистов и пр.); ü подготовка учащихся к восприятию учебного материала (четкая постановка целей, которые должны быть достигнуты в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала, формулирование общих и индивидуальных заданий, обучение учащихся способам сбора материала (приемам ведения записей, основам фотографирования и т.д.), проведение вступительной беседы перед выходом на экскурсию; распределение творческих заданий (написать сочинение, подготовить доклад и т.п.); повторение правил поведения и основ техники безопасности); ü возвращение к содержанию проведенной экскурсии на последующих уроках(использование полученных в ходе экскурсии материалов и знаний учащихся, повторение и обобщение изученного на экскурсии материала). | ||||||||||||||
Домашняя работа– это самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков | Основные задачи:усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимися опыта самостоятельной работы. Виды домашней работы (по характеру познавательной деятельности):репродуктивная;творческая(выполнение творческих работ). Виды домашней работы (по учебным действиям):выполнение упражнений и решение задач;работа с учебником;наблюдения и опыты;чтение дополнительной литературы;подготовка докладов и сообщений. Время, выделяемое на выполнение домашнего задания по всем предметам, вместе взятым, прописано в Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2. – 576-96). Нормативы максимальных нагрузок
Правила выполнения домашних заданий (оптимальной организации умственного труда): 1-домашние задания необходимо выполнять в день их получения (учебный материал, закрепленный в день его восприятия с последующим повторением накануне очередного урока, дольше сохраняется в памяти); 2-выполнение письменных заданий нужно начинать с повторения теоретического материала, т.е. с работы над учебником; 3-приступая к выполнению практических заданий, следует просмотреть упражнения, которые выполнялись в классе; 4-домашнее задание лучше всего выполнять несколькими циклами (после выполнения заданий по всем предметам необходимо сделать перерыв на 10-15 мин, затем вернуться к решению сложного задания по тому или иному предмету, т.к. во время перерывов и выполнения других заданий условие сложной задачи продолжат осваиваться и осознаваться, что повышает вероятность решения задания); 5-для выполнения домашних заданий у учащегося должно быть свое постоянное место, на выполнение домашних заданий должно отводиться одно и то же время дня (это способствует быстрому сосредоточению внимания учащихся). | ||||||||||||||
Факультативные занятия– это сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимися, посещение осуществляется на добровольной основе | Задачи: удовлетворение запросов учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; развитие учебно-познавательных интересов, повышение познавательной активности учащихся; развитие творческих способностей и индивидуальных склонностей. Содержание: более глубокое изучение отдельных тем и разделов школьной программы; новые темы, не входящие в школьную программу, но связанные с ней (изучение курсов электро- и радиотехники, психологии, этики, античной истории, ботаники, второго иностранного языка, живописи, музыки и т.д.). | ||||||||||||||
дополнительные занятия– это сверхпрограммные занятия с одним учащимся или группой учащихся по дополнительной отработке пройденного на уроках материала | Дополнительные занятия проводятся для слабоуспевающих учащихся, их форма и время проведения (от 20 мин до 1 ч) жестко не регламентируются: занятие-консультация, на которой учитель еще раз излагает новый материал для тех, кто не понял его на уроке; беседа с 2-3 учащимися по тематике классной работы с выполнением письменных заданий; выполнение учащимися самостоятельной работы. | ||||||||||||||
Предметные кружки и научные общества | Создаются на добровольных началах из учащихся одной параллели или из учащихся соседних классов. Руководство кружковой работой осуществляют учителя-предметники. Кружковая работа включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов, интересующих учащихся (изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, моделирование и пр.), удовлетворяет потребность учащихся в расширении и обогащении своих знаний, способствует развитию склонностей к рисованию, техническому творчеству, к проведению опытной работы по биологии, химии, физике и т.д. В отличие от факультативных занятий тематика кружковой работы может меняться в зависимости от желаний и способностей учителя, учащихся. | ||||||||||||||
Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества | Цель: повышение познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам (математике, физике, химии, родному и иностранным языкам, литературе), развитие их творческих способностей, выявление одаренных учащихся, косвенная оценка работы учителя. Данные формы внеклассной работы проводятся в соответствии с планом проведения таких мероприятий по школе, предусматривают серию подготовительных мероприятий, выполнение учащимися заданий, открытое подведение итогов (выявление лучших школьников). |