Детям в кризисной ситуации
Ребенок, ставший свидетелем чрезвычайной ситуации, либо ее участником, нуждается в психологической помощи. Проявление и развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми. Это связано в первую очередь с особенностями детской психики. Так, при работе с ребенком необходимо помнить, что дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы. У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему человеку это очевидно. Нарушения в познавательной сфере у детей порой достигают такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются и это может вызвать дополнительные болезненные переживания.
Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживаются тема или аспекты травмы. Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катартические элементы, то есть дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.
У детей имеют место тревожные мысли неосознаваемого содержания, вызванные травматическими переживаниями. Часто ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д. Острота реакции ПТСР может зависеть от нескольких факторов:
― степени вовлеченности в травмирующую ситуацию (находился в эпицентре события, сам попал в заложники, среди заложников были родные и близкие, следил за событиями по телевизору);
― индивидуальных особенностей личности (чувствительность, наличие навыков управлять своим поведением и др.);
― наличия предшествующего травматического опыта (потеря близких,был в роли жертвы или свидетеля катастрофы и пр.).
Рассмотрим общие для всех возрастов реакции на травмирующее событие.
Физические реакции: возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывисты сон, слишком долгий сон или, напротив, короткий), головные и другие боли, необычные жалобы, обострение хронических заболеваний.
Поведенческие реакции: поведенческая регрессия, изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о произошедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).
Когнитивные реакции: трудности с концентрацией и переключением внимания, принятия любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется), снижение академической успеваемости.
Личностные реакции:изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей, как физиологических (вода, питание), так и потребностей в безопасности, защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам доверия, открытости, безопасности. Сужение перспективы будущего. Ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказался опасным и несправедливым.
Эмоциональные реакции: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло. Злость.