Логическая помощь при выходе из кризисной ситуации.

Мы в данной книге рассмотрели огромное количество подходов и технологий, которые применимы при работе с кризисными состояниями личности. Как это ни грустно, при всей их красоте в реальной социальной работе они применяются достаточно редко. Основной метод остается разговорный - метод беседы и часто, простраивая выход из кризисной ситуации, приходится убеждать людей. В связи с этим возрастает значимость навыка убеждать, то есть таким образом выстроить диалог, чтобы профессиональные взгляды социального работника были интроецированы в систему планов, внутренних ценностей, мотивацию клиентов.

Поэтому мы решили в конце этого методического пособия привести некоторые рекомендации по логическому конструированию диалога между социальным работником и клиентом:

1). Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями.

2). Ведите аргументацию корректно по отношению к клиенту:

- открыто и сразу признавайте правоту клиента, если он прав;

- продолжайте оперировать только теми понятиями и аргументами, которые уже приняты вашим клиентом;

- сначала ответьте на аргументы клиента, а уж затем приводите свои собственные;

- в любой ситуации сохраняйте вежливость.

3). Учитывайте личностные особенности клиента:

- старайтесь избегать простого перечисления фактов или аргументов, лучше покажите их преимуществ;

- употребляйте только понятную клиенту терминологию;

- соизмеряйте темп и насыщенность вашей аргументации с особенностями ее восприятия клиентом.

4). Старайтесь как можно нагляднее изложить клиенту идеи, соображения, доказательства, не забывая при этом о его модальности.

5). Помните о том, что излишне подробная аргументация, «разжевывание» вашей идеи может вызвать резкое неприятие с его стороны, а пара ярких доводов порой достигает большего эффекта.

6). Используйте специальные приемы и методы аргументации и контраргументации:

-фундаментальный метод: заключается в том, что Вы сразу знакомите клиента с фактами, сведениями, которые являются основой вашего доказательства;

-метод поиска противоречия: состоит в том, что Вы выявляете противоречия в доводах и аргументах клиента;

-метод достижения последовательных выводов: в этом случае Вы постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приводите клиента к желательному выводу;

-прием образного сравнения: Вы придаете яркость, образность, наглядность своим доводам;

-метод «да…, но»: состоит в том, что Вы соглашаетесь с одной стороной аргументов клиента, а потом указываете другую их сторону;

-прием деления: Вы делите все имеющиеся аргументы на точные, противоречивые и ошибочные. Начинать обсуждение лучше с ошибочных аргументов;

-Метод игнорирования: Вы временно откладываете, не обсуждаете какой-либо аргумент, довод, если он не может быть не принят, ни опровергнут;

-метод акцентирования: акцент делается на те доводы, которые интересуют одного из собеседников;

-метод видимой поддержки: Вы, выслушав доводы собеседника, приводите новые доказательства в пользу его решения, а потом следуют ваши аргументы, которые опровергают все доводы собеседника;

-постепенная перелицовка: метод заключается в том, что Вы постепенно подводите клиента к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания процедуры решения проблемы вместе с ним;

-обращение к формальной структуре: В данном случае Вы для поддержки или опровержения какого-либо решения обращаетесь к предписаниям, формальным обязанностям, нормам, закону и т. д.

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Перевод с немецкого, - М; Фонд «За экономическую грамотность», 1995 - 296 с.

2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М, 1993г. 399 с.

3. Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на Дону, 1996г. , с. 9, 18-20.

4. Алешина Ю. Е. , Гозман Л. Я. , Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М, 1987г. , 126с.

5. Алмазов Б.Н. «Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися» - Уч. Метод. Пособие, ВНМУ, 1991, стр. 51-52.

6. Аминов Н., Молоканов М. «К вопросу о психотерапевтическом применении Свободного Дыхания». Сб. «Свободное Дыхание, еще один шаг» под ред. В.Козлова, Ярославль, 1992, стр. 75.

7. Антипин П. О. , Кокнаева Н. В. Экзистенциальная психология и психотерапия. Методическое пособие. Новосибирск, 1996г. , с. 2.

8. Асмолов А. Г. Психология личности. М. , 1990г. , 302с.

9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая теория и конструирование миров. – М: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

10. Р.Ассаджиоли. Психосинтез: теория и практика.- М.: PEFL- book, 1994 - 314 с.

11. Басин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии //Вопросы психологии .- 1971 .- N 4.- с.101-113.

12. Басин Ф.В. К современному пониманию психологической травмы

общих принципов ее психотерапии //Руководство по психотерапии.-

М.,1974.- 115 с.

13. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПБ, 1992 - 400 с.

14. Бесков И.А. О природе трансперсонального опыта // Вопросы

философии .- 1994.- N 2 .- с.35-42.

15. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека.- Л.,1988 .-338 с.

16. Бехтерева Н.П.,Вартанян И.Л. Механизмы деятельности мозга

человека.- Л.,1988.- 667 с.

17. Бихевиоральная терапия. Учебно –методическое пособие. - Новосибирск, 1996.

18. Блатнер Г.А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. Пермь, 1993 - 105 с. 9 Блонский П.П. Память и мышление // Избранные педагогические и психологические сочинения .- М.,1979.Т.2.-с.118- 340.

19. Бозененкова М. Психологическая защита, образ "Я" и развитие личности ребенка. //Гештальт в работе с детьми. Материалы к конференции. /Ред. Шуварикова Е. , М. , 1996г. , с. 27-28.

20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском воз- расте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.

21. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упраж-нение. – СПб, 1994.

22. Бородкин Ю.С. Антифеины .- М.,1966.-232 с.

23. Бочарова С.П. Память как базовая функциональная система в

структуре деятельности человека // Психологический журнал.- 1981.Т2.N3.- с.3-9.

24. Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал .- 1984 .Т.5.N1.- с.18-25.

25. Бреслав И.С. Паттерны дыхания. - Л.: Наука, 1984. - 206 с.

26. Бреслав И.С., Глебовский В.Д. Регуляция дыхания. Л.: Наука, 1981. 280 с.

27. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: ме- тодология практических занятий.- М.: МГУ, 1990.- 224 с.

28. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи)// Вестн.

Моск. ун-та, сер.14, Психология, 1995, 2, с.53-616.

29. Буддизм: Словарь/ Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др.; под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. - М.,1992 ,287 с.

30. Василюк Ф.Е. Психология переживания:анализ преодоления

критических ситуаций //Вестник Московского университета.- 1984

31. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы

психологической помощи // Вопросы психологии.-1988 .- N5.- с.27-37.

32. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ

критических ситуаций //Психологический журнал .- 1995 .- N4.- с.90-115.

33. Вейн А. М., Биниауришвили Р. Г., Яхно Н. Н., Евстратова И.В. Характеристики ЭЭГ бодрствования у больных с генерализованными судорожными приступами // Физиология человека, 1980. Т.6, № 5. С. 790-798.

34. Вилюнас В.К.. Вестник Московского уневерситета №1 , 1997 г.

с .1- 10

35. Всехсвятский С. Интеграция через дыхание // Путь к себе. 1991а, N 12, С. 17-19.

36. Всехсвятский С. Отнеситесь к своему чувству как к самому любимому человеку // Путь к себе.- 1991б, N 16, С. 2-6.

37. Всехсвятский С. Апология Свободному Дыханию // Свободное Дыхание. Еще один шаг /Ред. В.В.Козлов.- М.-Ярославль, 1992.- С. 3-14.

38. Всехсвятский С. Модели и методы эволюционно-ориентированной терапии /Этюды о новой психотерапии. Под ред. Козлова В.В. - Мн. 1995

39. Газенко О.Г., Малкин В.Б., Гора Е.П. // Физиология человека. -1981. - Т. 7, N 1. - С. 98

40. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.: МГУ, 1988.- 320 с.

41 . Ж. Годжфруа. Что такое психология. Т.1 - М.: “Мир”, 1992.

42. Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М. , 1995г., 44с.

43. Гора Е.П. Влияние произвольного управления дыханием на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у подростков и юношей // Гигиена и санитария. 1989. N 2. С. 92-93.

44. Гордон Д. Психотерапевтические метафоры.- Пер. с англ.- Подольск: Изд-во "С.Е.Т.", 1994.- 221с.

45. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.:Политиздат, 1987. - 286 с.

46. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в

гипнозе.-М.,1978. 270 с.

47. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. – СПб: Белый Кролик, 1996.

48. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы.-М.,1980.

270 с.

49. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД.- М.:ИНИОН, 1992. 312.

50. Гроф С. Приключения в самосознании.- М.: ИНИОН, 1991.- 80 с.

51. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и транс-ценденция в психотерапии.- М.: Центр "Соцветие", 1992.- 336 с.

52. Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.,1994

53. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. – Пер. с англ. А.И. Неклесса. – М: Трансперсональный институт, 1996.

54. Групповая психотерапия./ Под. ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера,- М.: Медицина, 1990.- 384с.

55. Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. - К.: "Преса Украjни", 1992. - 176 с.

56. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993

57. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М.: СП "Соваминко", 1989. - 280 с.

58. Жизнь после смерти. Сборник. - М.: Советский писа- тель. Олимп., 1991. - 319 с.

59. Зайцев Ю.В.,Лосев С.С. Влияние этимозола на долгосрочную

память // Физиология человека .-1979 .Т5.-с.175-177.

60. Зенков Л.Р., Ронкин М.А. Функциональная диагностика нервных болезней: (Руководство для врачей). - 2-е изд., перераб. и доп.- М.:

Медицина. - 1991.-640 с.:ил.

61. Ф.Зимбардо. Застенчивость. - СПБ.: Питерпресс, 1996 - 384с.

62. Из Хаоса в Космос.- Сб. по материалам международного фестиваля "Тело. дыхание. Дух."/Под ред. В.В.Козлова.- М.1995.-172с.

63. Илюхина В.А.Нейрофизиология функциональных состояний

человека.-Л.,1986 .-156 с.

64. Ильясов Ф.Н. Информационная специализация и функциональная ассиметрия мозга // Психологический журнал.- 1987. - N6 1987.-с.27-33.

65. Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестанского мо- дернизма. - М.: Политиздат, 1991. - 236 с.

66. Кабанов М.М. Психотерапия и реабилитация в современной клинической медицине // Руководство по психотерапии/ Ред. В.Е.Рожнов.- Ташкент: Медицина, 1979, С. 76-85.

67. Калмыкова Е.С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы // Психологический журнал, 1992, N 6, С. 54-62.

68. Капустин С.А. Проблема образования невротических симптомов // Вестник Московского университета.- 1993.- N1.

69. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии .- 1993 .- N5.-с.50-56.

69. Карсавский Б.Д. Медицинская психология .- 1978.-386 с.

70. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- М.: Медицина, 1985.- 304 с.

71. Ковалев В.В. «Клиническая динамика неврозов и психопатии», Москва, «Медицина», 1967, стр. 152-182.

72. Ковалев В.В. с соавторами «Нарушение поведения у детей с умственной отсталостью». Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, вып. 10, 1986, Москва, Медицина, стр. 1511-1514.

73. Козлов В.В. Дао трансформации. М., МАПН, 1998 – 101 с.

74. Козлов В. Свободное Дыхание. Методические указания.- рославль-М.: Центр "Соцветие", 1992.- 62 с.

75. Козлов В. Практика Свободного Дыхания. Ярославль, 1992.-24 с.

76. Козлов В. Психология Свободного Дыхания. Феноменология расширенных состояний сознания. Ярославль, 1992-50 с.

77. Козлов В.В.. И.С.Шемет. Применение интегративных психотех-нологий в социальной работе. Ярославль: ЯрГУ., 1996 - 136 с.

78. Козлов В.В. Чарующее пространство внутренней целостности. Методическое пособие. Ярославль, 1996 - 52 с.

79. Козлов В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий/В.В. Козлов; Междунар. акад. психолог. наук.- Мн., 1995.-304с

80. Козлов В.В. Анализ феноменов расширенных состояний сознания //Этюды о новой психотерапии./ Под ред. Козлова В.В. - Мн. 1995

81. Козлов В. Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе/ Сб. по материалам Костромской конференции. Ред. Козлов В.В. Кострома,1996 - С.20-29.

82. Козлов В. К определению понятия"интеграция". //Из Хаоса в Космос. /Ред. Козлов В., М. , 1995г. , с. 149.

83. Козлов В.В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания.- М., 1994.- 131с.

84. Козлов В.В. Целостный подход в социальной работе. // Социальная работа: история, теория и технологии./Под ред. Албеговой И., Козлова В. Ярославль: ЯрГУ 1997

85. Козлов В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе. //Психотехнологии в социальной работе. /Ред. Козлов В. В. ,Ярославль, 1997г. , с. 12-13.

86. Козлов В. , Бубеев Ю. Измененные состояния сознания : психология и физиология. М. , 1997г. , 197с.

87. Козлов В. Духовное сердце трансформации. //Творчество воли. /Ред. Козлов В. В.М. , 1997г. , с. 8-19.

88. Козлов В. Настройки на тренингах по интегративным психотехнологиям. //Творчество воли. /Ред. Козлов В. М. , 1997г. , с. 204-213.

89. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Тео-рия.Практика.Наблюдения.-Переславль-Залесский: Гелиос, 1992.- 52 с.

90. Кондратенко С. В. Проблемы диагностики, профилактики и коррекции психического здоровья педагогов. Дипломная работа. Барнаул, 1996г. , 70с.

91. Кондратенко С. В. Проблемы диагностики и профилактики психического здоровья педагогов. //Проблемы взаимодействия психолога с работниками образовательных учреждений. Тезисы докладов краевой научно-практической конференции 5-6 мая 1997г. Барнаул, 1997г. , с. 29-30.

92. Кондратенко С. В. Применение интенсивных интегративных психотехнологий для личностной самоактуализации пациентов с невротическими расстройствами. //Творчество воли. /Ред. Козлов В. В. , М. , 1997. , с. 110-114.

93. Кондрашенко В.Т.,Донской Д.И. Общая психотерапия.- Минск,1993.-478 с.

94. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. – 2е изд., перераб. и доп. – Мн: Выш. шк., 1997.

95.. О’Коннор Дж., Сеймур Д. Введение в нейролингвистическое программирование./Пер. с англ. – Челябинск: Версия, 1997.

96.Корвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб: Питер Ком, 1998.

97. Короленко Ц. П. Мифология пола. Канск, 1994г. , с. 47-72.

98. Коробов М.Г. Изучение влияния эмпирически-ориентированной групповой психотерапии на личностные изменения.- Ярославль: Дипломная работа, 1996.- 52с. 25 Костандов Э.А. Восприятие и эмоции.- Л.,1978.- 312 с.

99. Костюк П.Г. Кальций и клеточная возбудимость .- М.,1986 .- 189

Купалов П.С. Механизмы замыкания временной связи в норме и патологии .-М.,1978.- 273 с.

100. Кочетов А. К. Изучение гипервентиляционного синдрома у кандидатов в летное училище. Автореф. дис....канд. мед. наук. М., 1967. 17 с.

101. Краткий психологический словарь. - М., 1992 - 390с.

102. Крыжановский Г.Н. Детерминантные структуры в деятельности нервной системы //Физиология человека.- 1976.- Т.2.- с.891-906.

103. Крыжановский Г.Н. Новые представления о механизме

нейропатологических синдромов и принципы ациональной патогенетической терапии //Принципы и механизмы деятельности мозга человека.- Л.,1985.- с.46-49.

104. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии. Теория.Практика.Эксперимент. М., 1988 – 427 с.

105. Лаберж С., Рейнголд Х. Исследование мира осознанных сновидений. М., 1995, 290 с.

106. Лабиринты одиночества: перевод с английского./Сост.и общ. ред. и предисловия Н.Е.Покровского - М.: Прогресс, 1989 - 624стр.

107. Лебедев А.Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти// Психологический журнал.- 1992 .- N2.-с.30-41.

108. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

109. Левашов М.И. Исследования общего, внутрилегочного газообмена и отдельных показателей гомеостазиса при моделировании гипервентиляционных состояний: Автореф. дис.... канд. мед. наук Казань, 1984. 22 с.

110. Ледер С. Теоретическая концепция клиники неврозов инс- титута психиатрии и неврологии в Варшаве // Групповая психотерапия/ Ред. Б.Д.Карвасарский, С.Ледер.- М.: Медицина, 1990, С 57-64.

111. Ледер С., Т.Высокиньска-Гонсер. Исторический очерк развития групповой психотерапии и основные теоретические направления//Групповая психотерапия/ Ред. Б.Д.Карвасарский, С.Ледер.- М.: Медицина, 1990, С. 12-45.

112. Леонард Дж. , Лаут Ф. Ребефинг, или как познать и использовать всю полноту жизни. С-Пб. , 1993г. , 192с.

113. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М, 1977.

114. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия./ ред. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

115. Лейнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидения наяву. Семинар: Пер. с нем. – М: Эйдос, 1996.

116. Либих С.С. Коллективная и групповая психотерапии // Ру- ководство по психотерапии/ Ред. В.Е.Рожнов.-Ташкент: Медицина, 1979, С. 205-231.

117. Лисовская Е. Б. Самоактуализирующаяся личность. / Научно-техническая революция и социальная психология. М. , 1981г. , с. 76-84.

118. Личко А.Е. «Подростковая психиатрия». Ленинград, Медицина, 1985, стр. 77, 221-270, 380-381.

119. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. (Справочное пособие для врачей).- Л.: Медицина, 1986.- 280с

120. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М: Наука, 1984.

121. Ломов Б.Ф. Системность в психологии./Под. ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. – М: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

122. Лукин-Григорьев В. Опыт организации и проведения терапевтических групп трансперсональной ориентации в Хабаровском городском психотерапевтическом центре. //Этюды о новой психотерапии. /Ред. Козлов В. В. , Минск, 1995г.

123. Лукин-Григорьев В. В. Особенности феноменологии процессов холотропного дыхания в клинике пограничных состояний. //Психотехнологии в социальной работе. /Ред. Козлов В. , Ярославль, 1997г. , с. 106-122. .

125. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древ ний Китай и Индия). - Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: ИНСАН,РМФК, 1992. - 208 с.

126. Ляудис В.Я. Память как хронотопическая основа личностной

самоорганизации// Вестник Московского университета.- 1991.- с.25-33

127. Мазур Е. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии//Гештальт-95/Ред. Хломов Д. Н. , Долгополов Н. Б. , Кедрова Н, Б. , М. , 1996г. , с. 38-45.

128. Малвер А. Наука и религия. С-Пб: “Вестник знания”, 1907, 80 с.

129. Майерс Д. Социальная психология. Перевод с английского. - СПб.: “Питер” 1996.

130. Майков В.В., Петрова А.В. Пневмосинтез: путь к интег- рации. Методическое руководство. М., 1989.-62 с.

131. Малкин В. Б., Кочетов А. К., Асямолова Н. М. Гипервентиляция как функциональная проба // Проблемы космической медицины. М.: 1966. С. 42-44

132. Малкин В.Б. // Произвольное управление дыханием человека: Тез.программных докладов симпозиума. - Л.,1975. - С. 10.

133.. Малкин В.Б., Гиппенрейтер Е.Б. Острая и хроническая гипоксия. М.: Наука, 1977. 320 с.

134. В.Б.Малкин, Е.П.Гора Гипервентиляция (Проблемы космической биологии. Т.70) М., "Наука", 1990, 184 c.

135. Маслоу А. Самоактуализация. //Психология личности. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А. , М. , 1982г. , с. 108-117.

136. Менегетти А. Психология жизни. - С.Петербург.,1992. - 82 с.

137. Минделл А. Самостоятельная (уединенная) работа над собой. 1987

138. Миникес Л. Р. , Шилина Н. Б. Групповая динамика и групповая психотерапия. Методическое пособие. Новосибирск, 1996г. , 34с.

139. Митрохин Л.Н. Мистицизм как историко-культурный феномен // Мистицизм: проблемы анализа и критики. Вопросы научного атеизма. Вып. 38.- М.:Мысль, 1989, С. 3-50.

140. Мифологический словарь./ Гл.ред. Е.М.Мелетинский. - М.: Сов.Энциклопедия,1991. - 736 с.

141. Мишлов Дж. Корни сознания. М., 1993 –480 с.

142. Молоканов М.В. Свободное Дыхание как путь профессионала. (Свод: переводы. Творчество. Исследования. Выпуск 2). - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994.- 208с.

143. Молоканов М.В. О когнитивном подходе к альтернативной психотерапии // Международный Форум Информатизации (МФИ-92). Конгресс N 1. Секция: Информатизация в здравохранении. Тезисы докладов. 24-28 ноября 1992 г.- М., С. 20-21.

144. Молоканов М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с ПВК практического психолога.//Психологический журнал, №1, 1995.

145. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М. , 1994г. , 144с.

146. Мясищев В.Н. К вопросу теории психотерапии // Руководс тво по психотерапии/ Ред. В.Е.Рожнов.- Ташкент: Медицина, 1979, С. 12-24.

147. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная тео рия смыслов и смысловая архитектоника личности.- М.: Прометей, 1989.- 288 с.

148. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Трансперсональное движение: возникновение и перспектива развития.// “Психологический журнал” 3/1992

149. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США.- М.: Прогресс, 1984.- 303 с.

150. Р.С. Немов Психология. Т. 1. - М.: Просвящение., 1997 - 547с.

151. Низовцев В.П., Левашов М.И. Исследование функциональных сдвигов в состоянии организма при проведении дозированных гипервентиляционных нагрузок на фоне нормоксии и гипоксии // Космическая биология и авиакосмическая медицина: Тез. докл. VII Всесоюз. конф. по космич. биологии и авиакосмич. медицине. М.; Калуга, 1982. С. 181-182.

152. Никифорова Б.З. Социально-психологические функции нетрадиционной религиозности// Мистицизм: проблемы анализа и критики. Вопросы научного атеизма. Вып. 38.- М.: Мысль, 1989, С. 296-315.

153. Николаевский Б.С. Опыт гипервентиляции над школьниками нормальной школы I ступени // Казан. мед. журн. 1930. Т. 26, N 1. С. 72-77.

154. Новиков В.В. Слово материалиста об интенсивных психотехно-логиях.//Творчество воли./ред. Козлов В.В. – М: МАПИ, 1997.

155. Новиков В.В. Социальная психология. Феномен и наука. М., 1998 – 487 с.

156. Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. С-Пб. , 1995г. , 232с.

157. Перлз Ф. С. Гештальт-терапия дословно. //Гештальт-96. /Ред. Хломов Д. Н. , Немеринский О. В. , Кедрова Н. Б. , М. , 1997г. , с. 9-11.

158. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М. , 1996г. , 240 с.

159. Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М.: МГУ, 1989.- 216 с.

160. Петровский А., Ярошевский М. История психологии. Учебное пособие для высшей школы. - М.: РГГУ, 1994, 448 с.

161. Пиз А. Язык телодвижений. - "АЙ КЬЮ", 1992 - 262 с.

162. Попова Л.М. 22 года непрерывной искусственной вентиляции легких в случае паралича дыхательных мыщц // Анестезиология и реаниматология. 1980. N 6. С. 3-7.

163. Популярная психология. Хрестоматия. - М.: 1990 - 339стр.

164. Потапов А.В. О возможности возникновения гипервентиля-ционного апноэ и потери сознания. Военно-мед. журнал, 1996, N 9, с. 46-48.

165. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиа-гностические методы. - М.: МГУ, 1989 - 176 с.

166. Психологические аспекты буддизма./ Отв. ред. Абаев Н.В. - Новосибирск.: "Наука", 1991 - 180 с.

167. Психологический словарь. /под ред. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд.- М., 1997- 440 с.

168. Психологический словарь. /Ред. Петровский А. В. , Ярошевский М, Г. , М. , 1990г. , с. 91.

169. Психологический словарь./Под. ред. В.В Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М: Педагогика, 1983.

170. Психология. Словарь./Общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.

171. Психотехнологии в социальной работе/ Сб. по материалам Костромской конференции. Ред. Козлов В.В. - Кострома, 1996 - 77 с.

172. Психотехнологии в социальной работе/ Ред. Козлов В.В. - Яролавль, 1997 - 164 с.

173. Pаевский В.С.,Соболева Р.Е.,Ащеулова Е.Н., Архангельская Н.В. Функциональные и морфологические изменения при гипер-вентиляционной гипоксии // Материалы IV конф. патологоанатомов Латвии. Рига, 1966. С. 287-289.

174. Резник Р. Гештальт-терапия: принципы, точки зрения и перспективы. //Гештальт-95. /Ред. Д. Н. Хломов-старший, Долгополов Н, Б., Кедрова Н. Б., М. ,1996г. , с. 6-12.

175. Робин Ж. -М. Фигуры гештальта. //Московский психотера-певтический журнал, 1994г. , Выпуск 3, с. 25-52.

176. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека.- Пер. с англ.- М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.- 480с.

177. Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная терапия- перевод с английского - М.: «Рефл- бук», К: «Ваклер» 1997 - 320с.

178. Рожнов В.Е. Медицинская деонтология и психотерапия // Руководство по психотерапии/ Ред. В.Е. Рожнов.- Ташкент: Медицина, 1979б, С. 43-55.

179. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1993.- 386с

180. Сазерленд Р. Восток, Запад и психотерапия // Вопросы саморазвития человека. Междисциплинарный теоретико-методологический сборник. Выпуск второй/ Ред. В.Данченко. - Киев, 1990, С. 89-93.

181. Сандомирский М. Как справиться со стрессом.- М., 1995.- 147с.

182. Свободное Дыхание. еще один шаг./Под ред. В.В.Козлова.- М., 1992.- 116с.

183. Свободное Дыхание. Первые пять лет./Под ред. В.В.Козлова.- М., 1994.- 184с.

184. Свядощ А.М. Неврозы. М.,1982

185. Селье Г. Стресс без дистресса. Перевод с английского.- М: «Прогресс», 1979 - 124с.

186. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: МГУ, 1983.- 284 с.

187. Сознание и Дыхание. / Ред. В.В. Козлов. - М., 1993 - 153 с.

188. Семинар с доктором Медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза)/ Ред. и комментарии Дж.К.Зейга; Пер. с англ.- М.: Независимая фирма "Класс", 1994.- 336с.

189. Семке В.Я., Пологий Б.С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск,1990

190. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб. , 1996. , 352с

191. Словарь - справочник по психологической диагностике./Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - Киев., 1989 - 200с.

192. Снежневский А.В. Руководство по психиатрии в 2-х томах. М.,1983

193. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири. из серии "Методы психологической диагностики" вып.3.- М.,1990.- 48с.

194. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Выпуск 1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. М. , 1990г. , 76с.

195. Социальная работа: история, теория и технологии./Под ред. Албеговой И.Ф., Козлова В.В. Ярославль: ЯрГУ 1997

196. Так говорил Будда. С-Пб. ,»Илона» – 1991

197. Тарт Ч. Системный подход к сознанию // Пути за пределы "эго". Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. М., 1996, с. 50-54.

198. Теории личности. /Хьелл Л., Зиглер Д. - СПб: Питер. Пресс, 1997 - 608с.

199. Творчество воли. /под ред. Козлова В.В.- М,МАПН, 1997 - 223с.

200. Тейлор К. Практический семинар по голотропному дыханию. Руководство для подготовленных ведущих.- М.,1992. - 78 с.

201. Тибетская Книга мертвых. - М.: “Подиум”, 1992, 94 с.

202. Тибетский буддизм: теория и практика. Сборник. - М., 1996

203. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. - РПА, 1992. - 158 с.

204. ФанталоваВ.Л. Характеристика вазомоторных изменений при короткой произвольной гипервентиляции по данным реографического и плетизмографического исследования // Бюл. экперим. физиологии. М., 1990.

205. Фельденкрайз. Осознавание через движение. - М.,1992. - 143 с.

206. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. Том 1,2. - М.: “Три Л”,1996. 420 с.

207. Флоренская Т.А. Проблема психологии катарсиса как преобразования личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения/ Ред. М.И.Боблева, Е.В.Шорохова.- М.: Наука, 1979.- С. 151-174.

208. Франк С. Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания. М., 1995

209. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- 368 с.

210. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М.: Наука, 1991.- 456 с.

211. Фрейд З. Толкование сновидений.- Киев: Здоровья, 1991, С. 5-24.

212. Фромм Э. Психоанализ и религия// Сумерки богов.- М.: Политиздат, 1990, С. 143-221.

213. Фромм Э. Душа человека. - М.: "Республика", 1992. - 430 с.

214. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993 - 415с.

215. Хаббард Л.Рон Дианетика-современная наука душевного здо-ровья. М.,1993.- 562 с.

216. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - СПб.: “Лань”, 1997 - 240с.

217. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Само-анализ.М, 1993г. , 486с.

218. Хохлов А. О возможности использования Свободного Дыхания для лечения больных, перенесших ревматизм. //Из Хаоса в Космос . / Ред. Козлов В., М. , 1995г. , с. 89-94.

219. Хочачка П., Сомеро Дж. Биохимическая адаптация. М., Мир, 1988, 568 с.. биологии и медицины. 1973. Т. 75, N 1. С. 9-14

220. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. Баскаков В. - М., 1992 - 105 с.

221. Хэнзел Ч. Парапсихология. - М.:"Мир", 1970. - 320 с.

222. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал, 1992, N 2, С. 5-40.

223. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М. “Логос”, 1996, - 320 с.

224. Шик Л.Л. Вентиляция легких // Физиология дыхания. Л.: Наука, 1973. С. 44-68. (Руководство по физиологии ноября 1992 г.- М., С. 6.

225. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизне-деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс,1996.

226. Шеррер Ж. Физиология труда (Эргономия) М.,Медицина, 1973, 497 с.

227. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992г. , 128с.

228. Щербаков М. Теория сверхценного экрана или Прекрасные дамы, Священный Грааль и козлы отпущения /Этюды о новой психотерапии. Под ред. Козлова В.В. - Мн. 1995

229. Этюды о новой психотерапии. /ред. В.В.Козлов- Мн., 1995.

230. Эйдемиллер Э.Р., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.- Л.: Медицина, 1989.- 192с.

231. Юнг К.Г. Подход к бессознательному // К.Г.Юнг. Архетип и символ.- М.: Ренессанс, 1991а, С. 23-94.

232. Юнг К-Г. Аналитическая психология.Тэвистокские лекции.С-Пб.,1994г,с. 126.

233. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994

234. Юнг К.Г. Психология и религия // К.Г.Юнг. Архетип и символ.- М.: Ренессанс, 1991б, С. 129-202.

235. Ярошевский М.Г. Комментарии// З.Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции.- М.: Наука, 1991, С. 439-449.

[1] Г. Лейтц “Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама” с 84.

[2] К. Рудестам “Групповая психотерапия” с 147

[3] К. Рудестам “Групповая психотерапия” с 149

[4] Там же с 149

[5] Там же с 150

[6]К. Рудестам “Групповая психотерапия” с 156

[К1]

Наши рекомендации