Часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям

Глава 5 СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Строевые упражнения представляют собой совместные или оди­ночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания кол­лективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и орга­низованности. Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека. Это хорошо иллюстрируется вы­правкой кадровых военнослужащих.

Организация занятий гимнастикой немыслима без использова­ния строевых упражнений. Применение их позволяет быстро и целе­сообразно размещать группу в зале или на площадке.

Благодаря возможности управления большими массами зани­мающихся с помощью многообразных по форме строевых упражне-

       
    часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru
 
  часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

ний их включают практически в любое массовое гимнастическое выступление. Большая группа строевых действий и команд взята из Строевого устава Во­оруженных Сил, другая группа создава­лась в процессе работы по гимнастике.

В главе описаны наиболее часто встречающиеся и необходимые в заня­тиях гимнастикой строевые упражне­ния. Для удобства пользования строе­выми упражнениями в гимнастическом зале устанавливаются условные точки — центр, середина и углы (рис. 26).

Они определяются по правой границе зала. Это одна из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий, обычно — напротив входной двери. Ес-

ли по длинной стороне зала расположены окна, то группа строит­ся спиной к ним.

Классифицируют строевые упражнения на следующие четыре группы:

I— строевые приемы; II — построения и перестроения;

III — передвижения;

IV — размыкания и смыкания.

Основные понятия для пользования строевыми упражнениями показаны на рис. 27.

Строй — установленное размещение занимающихся для сов­местных действий.

Управление втроем осуществляется посредством команд и рас­поряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.

Основные наименования строя и его расположения

Сомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся располо­жены в шеренгах s интервалом, равным ширине ладони (между

локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.

Разомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся распо­ложены в шеренгах с интервалом в один шаг или о интервалом, указанным преподавателем.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Строевые приемы

1. Команда «Становись!». По этой команде занимающийся встает в строй, принимая строевую (основную) стойку.

2. Команда «Смирно!». По этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке».

3. Команды «Равняйсь!», «Налево — равняйсь!», «На середи­ну — равняйсь!».

4. Команда «Отставить!». По этой команде принимается пред­шествующее ей положение.

5. Команда «Вольно!». По этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене и встает свободно.

6. Команда «Правой (левой) — вольно!». Занимающийся от­ставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тя­жесть тела на обеих ногах и кладет руки за спину. Применяется в разомкнутом строю.

7. Команда «Разойдись!». Занимающиеся действуют произ­вольно.

8. Расчет. Команды «По порядку — РАССЧИТАЙСЫ», «На пер­вый и второй — РАССЧИТАЙСЫ», «По три (четыре, пять и т. д.) — РАССЧИТАЙСЫ» и др.; расчет начинается с правого фланга.

Называя свой номер, занимающийся быстро поворачивает го­лову к стоящему слева от него и быстро принимает и п.

9. Повороты на месте (команды «Напра-BOl», «Нале-ВО!», «Кру-
ГОМ!», «Пол-оборота нале-ВО!»).

В отдельных случаях команды могут заменяться распоряже­ниями.

Построения и перестроения

Построения — действия занимающихся после команды препода­вателя для принятия (первоначально) того или иного строя.

Развернутый строй группы перед началом занятий, как прави­ло, одношереножный, реже двухшереножный.

Для построения подается команда «В одну (две, три и т. д.) шеренгу — СТАНОВИСЬ!» Одновременно с подачей команды ста­роста или дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.

Перед докладом о готовности к занятиям староста (дежурный) выравнивает группу, рассчитывает ее, затем подает команду «СМИРНО! Равнение НАПРАВО (НАЛЕВО, НА СЕРЕДИНУ!)».

Не доходя строевым шагом 2—3 шага до преподавателя, староста

«7

       
    часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru
 
  часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

(дежурный) останавливается и рапортует: «Товарищ преподаватель! На занятии присутствует . . . группа . . . курса факультета . . . По списку . . . человек, присутствует . . . человек. Староста (де­журный) . . .». Затем, кратчайшим путем пройдя на линию распо­ложения преподавателя, встает лицом к строю. После приветствия преподавателя и ответа группы староста (дежурный) дублирует команду преподавателя «ВОЛЬНО!» и встает на правый фланг строя.

Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одному (по два, по три и т. д.) — СТАНОВИСЬ!» Группа выстраи­вается за преподавателем.

Построение в шеренги, колонны, круги и т. д. по распоряже­нию. Например: «Встаньте в круг», «Встаньте в две шеренги».

Перестроения — переходы из одного строя в другой.

Перестроение из одной шеренги в две. После предварительного расчета на 1-й и 2-й подается команда «В две шеренги — СТРОЙ­СЯ!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»); правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счет «три»).

Перестроение из одной шеренги в три. После предварительного расчета подается команда «В три шеренги — СТРОЙСЯ!» По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подается команда «В одну шеренгу — СТРОЙСЯ!». Перестроение проводится в порядке, обратном по­строению.

Перестроение из шеренги уступом. После предварительного рас­чета по заданию («6—3 — на месте», «6—4—2 — на месте» и т. д.) подается команда «По расчету шагом — МАРШ!». Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и пристав­ляют ногу. Преподаватель ведет подсчет до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчете «6—3 — на месте» — до 7; «9—6—3 — на месте» — до 10.

Для обратного перестроения подается команда «На свои места шагом — МАРШ!». Все выходившие из строя делают поворот кру­гом, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом.

Преподаватель ведет подсчет «раз-два» до тех пор, пока послед­ние, вошедшие в строй, не сделают поворот кругом (рис. 28).

Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений пле­чом. После предварительного расчета по 3—4 и т. д. подается коман­да «Отделениями в колонну по 3 (по 4 и т. д.) левые (правые) плечи вперед шагом — МАРШ!».

По этой команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение^ плечом до образования колонны. Вторая команда «Группа — СТОЙ!».

Для обратного перестроения подаются команды:

1. «Кру-ГОМ!»

2. «Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперед, шагом — МАРШ!»

3. «Группа — СТОЙ!»

Последняя команда подается в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге.

Перестроение из одной колонны в три уступом. После предвари­тельного расчета по три подается команда «Первые номера — два (три, четыре и т. д.) шага вправо, третьи номера — два (три, че­тыре и т. д.) шага влево шагом — МАРШ!». Для обратного пере­строения подается команда «На свои места шагом — МАРШ!». Перестроение выполняется приставными шагами (рис. 29).

Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход* подается команда «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево — МАРШ!» (как правило, команда подается, когда направляющий ; находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указание об интервале и дистан­ции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально (рис. 30).

Для обратного перестроения подаются команды:

1. «Напра-ВО!»

2. «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом — МАРШ!»

При обучении целесообразно показать перестроение на несколь­ких занимающихся, останавливая их в тех местах, где должны подаваться соответствующие команды.

Перестроение колонны по одному в колонны по 2, 4, 8 дробле­нием и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команды:

1. «Через центр — МАРШ!» (как правило, подается на одной из середин).

2. «В колонны по одному направо и налево в обход — МАРШ!»

* Под движением группы «в обход» следует понимать передвижение вдоль границ зала или площадки.

       
    часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru
 
  часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru
часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

Подается на противопо­ложной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые но­мера — налево в обход.

3. «В колонну по два через центр — МАРШ!)». Подается при встрече ко­лонн в той середине зала, откуда начиналось перест­роение (рис. 31).

Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по че­тыре, восемь и т. д. (рис.32).

Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, из колонны по два в колонну по одному. Команды:

1. «В колонну по одному направо и налево в обход шагом — МАРШ!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая — налево. При встрече колонн на противоположной сере­дине подается команда:

2. «В колонну по одному через центр — МАРШ!»

Передвижения

К этой группе относятся упражнения, связанные е передвиже ниями различного характера.

Виды передвижений

Строевой шаг — шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15—20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню); движения руками выполняются вперед (сгибать в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки. Команда: «Строевым шагом — МАРШ!».

В практике встречается разновидность строевого шага, которая заключается в том, что движения руками выполняются с большой амплитудой — вперед до высоты плеча, назад — до отказа и слегка наружу (движения ногами остаются те же). Эта разновидность имеет широкое применение во время массовых гимнастических вы­ступлений и торжественных прохождений спортсменов.

Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений. Команды:

1. «Шагом — МАРШ!» — подается для всякого движения ша­гом с места (даже на один шаг).

2. «Обычным шагом (бегом) — МАРШ!» — применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений

So

в движении. Исполнительная команда подается под левую ногу. Движение на месте выполняется по команде:

1. «На месте шагом (бегом) — МАРШ!»

2. «Направляющий, на месте!» — подается тогда, когда пере­двигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, большая.

Переход с движения на месте к передви­жению. Команды:

1. «Прямо!» (подается под левую ногу) — выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед.

2. «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, вправо, влево) — МАРШ!»

Прекращение движения по команде «Груп­па — СТОЙ!» — подается под левую ногу (выполняется шаг пра­вой и приставляется левая нога).

Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!» (после такой команды необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой).

Для изменения длины шага и темпа движения подаются команды «ШИРЕ ШАГ!», «КОРОЧЕ ШАГ!», «ЧАЩЕ ШАГ!», «РЕ-ЖЕ!» (команда подается под левую ногу через счет), «ПОЛНЫЙ ШАГ!», «ПОЛШАГА!»,

Движение бегом. Команда: «Бегом — МАРШ!» При пе­реходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подается под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг пра­вой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега на шаг под музыку по команде «Шагом — МАРШ!» Если музыкаль­ного сопровождения нет, команда «МАРШ!» подается под правую ногу (см. Строевой устав).

Повороты в движении. Команды те же, что и для поворотов на месте, за исключением команды для поворота кру­гом. Исполнительная команда для поворота направо подается под правую ногу, после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в новом направлении. При ходьбе на месте после исполнительной команды поворот также осуществляется после постановки левой ноги.

Исполнительная команда для поворота налево подается под ле­вую ногу; поворот выполняется на правом носке.

Для выполнения поворота кругом подается команда «Кругом — МАРШ!». Исполнительная команда «МАРШ!» подается под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперед, полшага правой вперед, поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.

При выполнении поворотов в движении (особенно поворота кругом) целесообразно после подачи исполнительной команды вести подсчет, чтобы сохранить ритм движения.

Обучать повороту кругом надо по разделениям, после того, как освоены повороты направо и налево.

       
  часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru
    часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru
 
 
    часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru
  часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru
 

часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru
часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru

Перемена направления фронта захожде­нием плечом. Команды:

1. «Правое (левое) плечо вперед шагом — МАРШ!» (при движе­нии слово «шагом» опускается). По этой команде группа, не нарушая шереножного строя, движется вокруг левофлангового, который, обозначая шаг на месте, поворачивается вместе со всей шеренгой, соблюдая равнение.

2. «Прямо!» (подается под левую ногу), «На месте!» или «Груп­па — СТОЙ!»

Движение в обход. Команда «Налево (направо) в обход шагом — МАРШ!». Если команда подается во время пере­движения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть по­дана у угла зала или площадки (рис. 33), а слово «шагом» исключа­ется.

Движение по диагонали. Команда «По диагонали — МАРШ!».

Передвижение противоходом — движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда «Противоходом направо (налево) шагом -— МАРШ!» (рис. 34). Интервал между встречными колоннами — один шаг. Может исполняться по прямым и косым направлениям.

Движение змейкой — несколько противоходов под­ряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды:

1. «Противоходом налево (направо) шагом — МАРШ!»

2. «Змейкой — МАРШ!» (рис. 35).

Движение по кругу. Команда «По кругу — МАРШ!». Исполнительная команда подается на середине одной из границ зала или площадки, после чего указывается дистанция, для того чтобы определить размер круга.

Размыкания и смыкания

Размыкания — способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания — приемы уплотнения разомкнутого строя. 1. Размыкание по Уставу Советской Армии. Команда «Вправо

(влево, от середины) на столько-то шагов разом-КИИСЫ». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.

Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние между ними и стоящими рядом сзади составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель ведет подсчет по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания по­дается команда «Влево (вправо, к середине) сом-КНИСЫ», и все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание и смыкание может быть выполнено бегом. При подаче команды до­бавляется слово «бегом».

2. Размыкание приставными шагами производится по фронту.
Команда «От середины (вправо, влево) на два (три и т. д.) шага
приставными шагами разом-КНИСЫ».

После подачи команды преподаватель начинает подсчет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние в шеренге (шеренгах), затем последовательно, через каж­дые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается коман­да «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом-КНИСЫ». Смыкание все начинают одновременно. Преподаватель ведет под­счет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на вытянутые руки» и т. д.

4. Размыкание по направляющим в колоннах, которых препода­ватель ставит на необходимый интервал.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Команды, как правило, разделяются на предварительные и испольнительные («Шагом — МАРШ!», «КруТОМ!»и т. д.).

Есть команды только исполнительные («РАВНЯЙСЫ», «СМИР­НО!» и пр.), но при необходимости перед их подачей преподаватель может добавить слова «отделение», «группа», «внимание», «колонна» и т. д., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде. Например: «Группа — СМИРНО!», «Колонна — СТОЙ!»

Предварительная команда подается отчетливо, громко и не­сколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что пред­стоит сделать, и приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы отрывисто и энергично.

Голос при подаче команд и пауза между предварительной и ис­полнительной командами должны быть соразмерны величине строя: чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и боль­ше пауза между предварительной и исполнительной командами и громче подача последней.

Исполнительная команда, являющаяся сигналом к началу ра­боты, по произношению должна соответствовать характеру выпол­нения последующих действий. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то

S3

часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru часть ii основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям - student2.ru для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно. Следует помнить, что команда долж­на подаваться с твердой и повелительной интонацией. Нужно пра­вильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса.

Громкость подачи команды надо соразмерять с ее необходи­мостью. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.

Подавая команды, преподаватель должен находиться в положе­нии основной стойки.

2. По предварительной команде занимающийся принимает по­ложение стойки «смирно», поэтому подачей этой команды злоупот­реблять не следует (в особенности при проведении общеразвиваю-щих' упражнений). Если же команда «СМИРНО!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения.

3. В некоторых случаях целесообразно заменять команды рас­поряжениями. Если команда определяет собой одновременно дей­ствие из определенного и. п. определенным способом, то распоря­жение допускает выполнение действий, не уложенных в счет, и несколько иными способами. Например: вместо того чтобы группе, сидящей на полу, подать команду «Нале-ВО!», лучше отдать рас­поряжение «Повернитесь налево».

4. При подаче команд на перестроение надо соблюдать последо­вательность ее частей: а) название строя; б) направление движе­ния; в) способ исполнения. Например, при перестроении из колон­ны по одному в колонну по четыре команда должна быть подана так: «В колонну по четыре налево (направо) шагом — МАРШ!» При движении, если способ передвижения не меняется, его не ука­зывают. В приведенном примере, если команда на перестроение подается для идущей группы, слово «шагом» опускается.

При размыкании последовательность частей команды будет та­кой: а) направление; б) величина интервала; в) способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЫ»

5. Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» («направо») — движе­ние в указанную сторону с одновременным поворотом в самом дви­жении; «влево» («вправо») — движение в указанную сторону без поворота, т. е. боком*.

6. При обучении строевым упражнениям пользуются в основ­ном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделе­ниям).

Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упраж­нениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, и затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Более сложные строевые упражнения надо разучивать по разде­лениям. В данном случае для выполнения каждого действия пода­ется отдельная команда. Так, например, при перестроении из од-

* Исключение составляет размыкание по Строевому уставу Вооруженных Сил СССР.

ной шеренги в две вторые номера выполняют следующие команды:

1) «Шаг левой назад, делай РАЗ!» 2) «Шаг правой в сторону, делай ДВА!» 3) «Приставить левую, делай ТРИ!»

При обучении по разделениям ученик осознает и запоминает свои действия, а преподаватель до подачи очередной команды может исправить ошибки занимающихся. Можно рекомендовать разучи­вать по разделениям такие упражнения, как повороты на месте и в движении, перестроение из одной колонны или шеренги в две, строевой шаг и другие разновидности передвижения, размыкание приставными шагами.

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, одновременно из всех групп, начиная с построения, строевых приемов, передвижения и кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи в каждом уроке.

Для более успешного овладения строевыми упражнениями це­лесообразно с первых же уроков проводить учебную практику по их проведению в составе учебных отделений. Некоторые строевые приемы можно проводить в парах, когда один подает команду, а второй ее выполняет.

Наши рекомендации