Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Здравствуйте, люди добрые! Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам. Высока ли высота поднебесная, Глубока ли глубина океан-моря, Быстры-светлы реки русские, А и сильные, могучие, Богатыри на славной Руси | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Повторение изученного мате- риала | – Какой большой раздел мы с вами изучаем? – Кого на Руси называли богатырями? – Каких русских богатырей вы знаете? – Где мы можем прочитать о богатырях? – Мы читали богатырские сказки и былины. Кто может дать определение? – Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? – Что общего у былин и богатырских сказок? – С каким былинным героем мы познакомились на прошлом уроке? – Расскажите об Илье Муромце. – Мы узнали об Илье Муромце из былины или богатырской сказки? | Отвечают на вопросы, подтверждая примерами из текста. – Былины получили свое название от слов быль, было. В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно происходили: о сражениях с врагами, победах русских воинов. Но некоторые факты придумывали сами. – На праздниках, пирах сказители по памяти исполняли былины и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте. – И былины, и богатырские сказки: 1) основаны на исторических событиях; 2) в них действуют волшебные силы и персонажи; 3) есть троекратный повтор; 4) не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству. Пересказывают былину | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
Физкультминутка | Богатыри Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! | (Руки в стороны.) | Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, | (Поворот вправо.) | Оглядимся величаво, И налево надо тоже | (Поворот влево.) | Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще | (Поворот вправо.) | Через левое плечо Буквой «л» расставим ноги, Точно в танце – руки в боги, Наклонились влево, вправо, Получается на славу! | (Поворот вправо.) | | Выполняют движения по тексту | Действуют согласно инструкции |
III. Изучение нового материала | – О каких подвигах богатырей вы знаете? – С кем сражались богатыри? – Сегодня, ребята, я предлагаю вам прочитать самостоятельно небольшие отрывки из былин и богатырских сказок. В ходе чтения определите, какие черты присущи богатырям. Богатыри – это, в первую очередь, воины. И вооружены они как воины того времени. – Назовите доспехи и оружие богатырей. – Какие еще доспехи и оружие богатырей вы знаете? – Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило и оберегом. – Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие? | – Защищали родную землю от врагов, стерегли границу. – С врагами (Соловьем-разбойником, Тугарином и т. д.). Дети читают про себя или вполголоса. – Щит, шлем, меч, копье, топор, палица, лук и стрелы, кольчуга и т. д. Отвечают на вопросы | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
Физкультминутка | Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперед – Это мчится самолет... Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
IV. Обобщение изученного | – Слово былина означает «правдивое повествование». Раньше былины пелись под гусли. Известно более ста былин. Пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их со слов простых крестьян-сказителей. Главными героями былин являются богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай Иванович, Василий Казимирович, Сухман вызывают у нас восхищение, гордость, веру в силы народные. Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Самыми известными былинами являются «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри». Очень любил сказания о богатырях великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Два десятилетия работал он над картиной «Богатыри». Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины – Илья Муромец. Слева от него – Добрыня Никитич, справа – младший из богатырей – Алеша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее | Слушают учителя, участвуют в диалоге | Осуществляют осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск, выделение, извлечение необходимой информации. Высказывают свои мысли и доказывают свою точку зрения, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
V. Итог урока. Рефлексия | – Что мы читали сегодня на уроке? – К какому жанру относится это произведение? – Что вы узнали об Илье Муромце? – Какие новые слова услышали? – Скажите, чему нас учит эта былина? – Закончите предложения. • Я понял, что… • Было интересно… • Было трудно… • Мне захотелось… • У меня получилось… • На следующем уроке мы… А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю русскую. Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнется! А преданья старины забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне! | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Прочитать былину «Три поездки Ильи Муромца» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |