Особенности тренинга в психотерапевтической и учебной практике
№ п/п | Признак | Тренинг | |
в психологической практике | в учебном процессе | ||
Организация тренинга | Основан на добровольном участии каждого, включает право выхода из ситуации по желанию клиента | Является обязательным учебным занятием, обучающийся не может его прервать преждевременно | |
Количество участников | Группа состоит из 12–15 человек | Количество учащихся класса 25–30 человек | |
Комплектование группы, состав участников | Гомогенная группа (группа людей, имеющих общую или схожую психологическую проблему) | Гетерогенная группа по целому ряду признаков (пол, интеллект, эмоциональная устойчивость, успеваемость, мотивация и т. д.) | |
Ведущий | Психотерапевт – специалист, выполняющий только профессиональные функции в связи с оказанием психологической помощи; клиент вправе самостоятельно принимать решение, с каким из тренеров ему комфортнее работать | Педагог (учитель, преподаватель) включён в разнообразные контексты совместной деятельности с обучающимися, что затрудняет выстраивание адекватных отношений в процессе тренинга; обучающиеся, как правило, не выбирают себе педагога | |
Оценка результата | Эффективность тренинга оценивается субъективно самим участником (клиентом) | Выполнение учебных заданий подлежит оцениванию и может повлиять на итоговую оценку результатов обучения | |
Время и продолжительность | Проводится методом “погружения” и требует специфической пространственно-временной организации | Учебные занятия проводятся по расписанию в сочетании с другими видами работ в течение дня и недели |
Как видим, тренинг в качестве метода обучения имеет весьма существенные особенности, которые в значительной мере ограничивают его применение. Только в случае успешного преодоления педагогом указанных трудностей в организации и проведении тренинга он может использоваться в учебном процессе.
Метод проектов
Этот метод возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Американский педагог У.Х. Килпатрик (ученик Дж. Дьюи) считал, что основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Ни государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную программу, она создается детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности. При таком построении учебного процесса учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их для достижения учебной цели. Метод проектов основан на теоретической концепции прагматической педагогики, провозглашающей “обучение посредством делания” (Дж. Дьюи).
У.Х. Килпатрик различал четыре вида проектов: созидательный (производительный), потребительский, проект решения проблемы, проект-упражнение. Основная задача проектов – вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Выполняя постепенно усложняющиеся практические задания – проекты, учащиеся приобретают знания и умения.
В 20-х годах XX в. метод проектов был признан близким целям построения социализма и начал применяться в отечественных школах с целью обеспечения развития творческой инициативы и самостоятельности учащихся, осуществления связи между приобретением знаний, умений и применением их в решении практических задач, включения школьников в выполнение общественно полезных дел. Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и метод проектов был исключен из школы вместе с его преимуществами.
Сегодня в стране происходит его возрождение. Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта.
Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.
К организации проекта предъявляются следующие требования:
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Его тема для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения одноклассников, родителей, знакомых.
3. Работа по проекту носит исследовательский характер.
4. Проект имеет педагогическую ценность, т. к. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя, цели сужены до решаемой задачи.
7. Проект реалистичен, учитывает имеющиеся ресурсы.
Тематика образовательных проектов разнообразна: экспериментальное изучение и использование природных явлений (дождь, изменение температуры, воздуха); исследование технических процессов (очистка выхлопных газов); сборка электрической конструкции с заданными параметрами (например, средства сигнализации); создание теоретических моделей, фантастических и социальных разработок; конструирование объектов с заданными свойствами; а также литературные, культурные, исторические темы и т. д.
Образовательный проект имеет традиционную структуру:
· название проекта;
· цитата, лозунг или иная форма представления проекта;
· основная идея;
· цели и задачи;
· участники проекта;
· условия регистрации в проекте;
· сроки реализации;
· этапы проведения;
· условия участия в проекте (организационные, технические и др.);
· виды деятельности участников;
· формы взаимодействия участников проекта с другими субъектами;
· критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта;
· диагностическая и оценочная группы;
· результаты проекта, их оценка, призы и награды;
· возможное продолжение и развитие проекта;
· авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.
Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач. Стиль оформления проекта может соответствовать его основной идее. Так, описание проекта, посвященного историческим событиям, может иметь, например, форму “Вверительной грамоты” [8, с. 567–568;12, с. 337–341].