Функции процесса обучения, нх сущность, взаимосвязь. Противоречия - движущие силы процесса обучения
Обучение(любое определение)
Функции процесса обучения и их.
а)образовательная(вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков и использование их на практике); — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентации и отношений;
б)воспитательная(воспитание качеств личности ученика, дисциплина, формирование мотивов учебной деятельности); — формирование определенных качеств, свойств и отношений человека;
в)развивающая (развитие личности как целостной психической системы: речи, мышления, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сферы). — формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
Главной целью реализации функций обучения является полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности.
Все три функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития (Л.С.Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие); воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создаёт благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.
На уроке все функции реализуются взаимосвязано:
-при объяснении нового материала;
-при организации дисциплины;
-при дозировании нагрузки
4) Противоречия процесса обучения (несоответствие):
внутренние (между объемом общественно-исторических знаний и знаний, усваиваемых
учеником; между индивидуальной познавательной деятельностью ученика и общественно-историческим познанием, т.е. тем, которым он должен овладеть; между выдвигаемой учебной задачей и достигнутым
уровнем ученика)
внешние (между учебным предметом и соответствующей наукой, между знаниями, которыми владеет учитель и тем, как он объясняет учебный материал; между знаниями
педагогики и умением их применять, между способом овладения знаниями учеником и способами изложения в учебнике или объяснения на уроке).
5).Противоречия при определенных условиях могут стать двигателем процесса обучения.( если учитель сумел заинтересовать детей, показал , какое значение имеет знание для общества и для самих учащихся, знает их познавательные возможности и ставит посильные задачи, умеет концентрировать внимание детей и организовывать их познавательную деятельность, заинтересован в успехе детей)
6). Преодолевая противоречия, ученик будет расти в своем развитии.
Вывод: Противоречия - движущие силы процесса обучения, обеспечивающие его развитие и развитие ученика, учителю необходимо строить процесс обучения, опираясь на знание об этом.
8. Понятие о содержании процесса обучения. Компоненты содержания обучения. Условия, определяющие динамику содержания образования.
1. Под содержанием образования понимают точно очерченный круг систематизированных знаний, умений, навыков, которые необходимы для всестороннего развития
учащихся, формирования у них взглядов мировоззрения.
Являясь средством воплощения в жизни целей обучения(образования), содержание отражает как текущие , так и перспективные потребности общества и отдельных людей. Именно личные и общественные потребности в наибольшей степени формируют содержание образования.
Среди причин, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания образования выделяются:
- цели образования;
- социальные и научные достижения;
- личные потребности;
- педагогические возможности и др.
2. Историческое развитие:
чему учили в рабовладельческом строе (не грамоте, а трудовым навыкам);
феодальный строй: детям угнетенного класса вообще запрещалось поступать в привилегированные учебные заведения;
буржуазное общество: принят закон об обязательном образовании, но с системой ограниченных барьеров;
в годы Советской власти - ликбез;
современная школа направляет свои усилия на всестороннее развитие личности.
Общие требования к содержанию образования отражены в законе РФ «Об образовании» (ст.14): обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, формирование человека – гражданина, интегрированного в современное ему общество и др.