Чемпионат Союза по многоборью
(валеологическое направление)
В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.
Здоровье человека – проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это делают сами люди.
Цель направления - воспитание у ребенка ответственности за свое здоровье.
Задачи:
- формирование элементарных знаний о здоровьесберегающих технологиях;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;
- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей;
- воспитание уважения к труду.
Предлагаемые проекты:
Модуль личностного развития | Модуль развития школьной детской организации | Модуль развития городской/ районной детской организации | Модуль развития сотрудничества между территориаль-ными детскими организациями | Модуль развития Союза детских организаций Тамбовской области |
Проект «Делай, как я – выбирай спорт!» | Акция единых действий «Моя альтернатива» | Спортивный марафон «ЗАбег!» | Проект «Маршрут построен» | Спартакиада детских организаций |
Ожидаемые результаты:
Уровень результатов | Личные результаты | Общегрупповые результаты | Результаты для общества | Результаты для ТРОО СДО |
Первый уровень результатов | Приобретение подростком социальных знаний о здоровом образе жизни | Возможность обмена и принятие опыта сверстников по ведению здорового образа жизни | Повышение качества работы по сохранению и укреплению здоровья, физи-ческому развитию активистов | Возможность подросткам выбирать интересную для них форму здорового досуга |
Второй уровень результатов | Повышение уровня информи-рованности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости и способах борьбы с ними | Формирование навыков сотрудничества | Обеспечение поддерживающе-го и конструктив-ного взаимодей-ствия с семьей по вопросам сбережения здоровья ребенка в семье и школе | Сформиро-ванные знания, умения и навыки организации здоровой жизнедеятель-ности |
Третий уровень результатов | Повышение потребности в здоровом образе жизни | Формирование групп с учётом интересов, индивидуальных особенностей, личных симпатий и распределение заданий и обязанностей внутри группы | Профилактика негативных явлений в детской и молодежной среде | Активная пропаганда здорового образа жизни как приоритетно-го направления молодежной политики |
Проект «Делай как я – выбирай спорт!»
Процесс формирования здорового образа жизни в рамках проекта «Делай как я – выбирай спорт!» осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям:
· формирование валеологической грамотности;
· внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;
· организация оздоровительной работы в учебное и внеурочное время.
Участникам детской организации предлагается пройти обучение в личной Школе красоты и здоровья по следующему учебному плану (форма обучения – самообразование):
Дисциплина «Основы здоровья и здоровый образ жизни» | |
Теория | Практика |
Начальная школа | |
Знать: определение здоровья, ЗОЖ; факторы, благоприятно воздействующие на здоровье; о необходимости заботиться о своем здоровье; о значении здоровья для успешной учебной деятельности. | Уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его. Овладеть: приемами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, саморегуляции. |
5-8 классы | |
Знать: об ответственности человека за свое здоровье; о здоровье как необходимом условии высокой работоспособности в любом виде деятельности; возрастные особенности физического и психического развития и их влияние на здоровье человека; определение иммунитета, способы повышения иммунитета; о самонаблюдении, самоанализе как способах познания себя и других; о взаимосвязи самооценки и здоровья; методы самовоспитания. | Уметь: использовать отдельные компоненты ЗОЖ в соответствии с индивидуальными особенностями; использовать способы повышения иммунитета. Осуществлять: саморегуляцию в различных видах деятельности. |
9-11 классы | |
Знать: комплекс факторов, отрицательно влияющих на здоровье; о значении здоровья для реализации себя как личности в обществе, в коллективе, для семейного благополучия; об ответственности человека за свое здоровье и здоровье окружающих; о рефлексии как способе познания себя. | Уметь: составлять индивидуальный план ЗОЖ и реализовывать его. Пропагандировать ЗОЖ. |
Дисциплина «Физическое здоровье» | |
Теория | Практика |
Двигательная активность и физическое состояние Начальные классы | |
Знать: о значении физических упражнений, физических качеств (гибкость, выносливость, ловкость, быстрота) для здоровья человека; упражнения для развития физических качеств; простейшие способы самоконтроля физического состояния; простейшие средства профилактики умственного и физического утомления. | Уметь: выполнять физические упражнения для развития физических качеств; осуществлять простейшие приемы самоконтроля физического состояния; выполнять комплекс утренней гимнастики. |
5-8 классы | |
Знать: определение физического здоровья; что такое физическая подготовленность и физическое развитие, уровни и факторы, влияющие на них; о значении физических качеств (силы, выносливости) для здоровья человека; упражнения для развития силы, выносливости; что такое "работоспособ-ность", "утомляемость"; средства повышения работоспособности; о значении физкультуры и спорта для здоровья человека. | Уметь: осуществлять самоконтроль физического развития и подготовленности; определять степень утомления по объективным и субъективным показателям; использовать средства повышения работоспособности в режиме дня; выполнять физические упражнения для развития физических качеств (силы, выносливости); подбирать вид спорта для самостоятельных занятий. |
9-11 классы | |
Знать: о значении резервных возможностей организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем) для развития здоровья человека. | Уметь: оценивать уровень резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; подбирать средства для укрепления физического здоровья и комплексно применять их в зависимости от индивидуальных особенностей. |
ЗакаливаниеНачальная школа | |
Знать: о значении закаливания для здоровья человека; простейшие закаливающие процедуры и правила их выполнения. | Уметь: выполнять простейшие закаливающие процедуры. |
5-8 классы | |
Знать: виды и принципы закаливания; признаки переохлаждения и перегревания; методы оценки степени закаленности. | Уметь: регулировать холодовую нагрузку в процессе закаливания; выполнять различные виды закаливания и применять их в режиме дня; осуществлять самоконтроль и степень закаленности; составлять индивидуальный план закаливания. |
9-11 классы | |
Знать: о значении бани для здоровья человека; правила выполнения контрастных закаливающих процедур. | Уметь: разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу закаливания в процессе организации ЗОЖ. |
Питание Начальные классы | |
Знать: всё о питательных веществах; о пользе основных пищевых продуктов, о "полезных" и "вредных" продуктах; значение режима питания; правила приема пищи. | Уметь: различать "полезные" и "вредные" продукты. |
5-8 классы | |
Знать: значение основных пищевых продуктов для здоровья человека; о влиянии технологии приготовления пищи на здоровье человека. | Уметь: соблюдать правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранность полезных веществ; использовать способы приготовления блюд, обеспечивающие сохранность витаминов. |
Физическое здоровье и окружающая среда Начальные классы | |
Знать: о влиянии окружающей среды, о влиянии объектов природы на здоровье человека; об ответственности человека за здоровье природы. | Уметь: в доступной форме пропагандировать знания о природе, об ответственности за здоровье природы. |
5-8 классы | |
Знать: об особенностях адаптации человека к различным климатическим условиям; об использовании естественных ландшафтов для оздоровления человека; об антропогенном воздействии на природу и его значении для здоровья человека; о способах сохранения здоровья и жизни в экстремальных условиях. | Уметь: определять благоприятные для здоровья природные зоны. |
9-11 классы | |
Знать: о биологической функции химических элементов, простых и сложных веществ, содержащих эти элементы, об их влиянии на организм человека; о биологическом действии некоторых физических явлений; о способах защиты от негативного воздействия некоторых физических явлений на здоровье человека. | Уметь: грамотно использовать различные вещества, применяемые в быту, не подвергая опасности свое здоровье и здоровье окружающих. |
Профилактика заболеванийНачальные классы | |
Знать: о причинах возникновения и способах профилактики простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), о причинах нарушения зрения, о заболевании зубов; о наследственной предрасположенности к заболеваниям. | Уметь: использовать средства профилактики наиболее распространенных заболеваний. |
5-8 классы | |
Знать: о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека. | Уметь: убеждать окружающих в необходимости отказа от вредных привычек. |
Акция единых действий «Моя альтернатива»
Ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка могут только здоровые люди.
Тамбовская городская детская Дума – руководящий орган Тамбовской городской детской организации «Юные россы» предлагает всем активистам области включиться в акцию единых действий. Депутаты ежемесячно будут снимать короткометражные видео-уроки, которые могут быть использованы детскими организациями на местах.
Примерные темы уроков:
-Урок школьной моды.
-Урок разрешения конфликтных ситуаций. Правила и методы.
-Урок уборки и поддержания порядка на личной территории.
- Кулинарные хитрости.
- Уход за телом и лицом.
- Секреты фотогеничности.
- Организация мотивационной зарядки.
- Активный отдых. Необычные способы как провести досуг.
- Культура здорового образа жизни.
- Повышение двигательной активности.
Туристический поход «Маршрут построен»
Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности детской организации и семьи. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
В связи с тем, что данный проект предполагает сотрудничество между соседними детскими организациями, участникам предлагается на выбор два возможных способа реализации:
- форма «в гости» (детские организации идут в гости к другой детской организации);
- форма «встреча на нейтральной территории» (соседними детскими организациями определяется конкретное место на пересечении их туристических маршрутов в качестве места совместной стоянки, задача детских организаций после начала движения встретиться в назначенное время в назначенном месте).
Важным условием в реализации проекта становится разработка фирменной карты маршрута.
Разработка маршрута включает в себя выбор «нитки маршрута», варианты заброски и выброски с маршрута. Подробное изучение препятствий, встречающихся на маршруте и наиболее сложных участков. Их описания, ориентиры, характер и элементы каждого конкретного препятствия, варианты прохождения и обхода (обноса).
Намечая маршрут, имеет смысл сразу же обращать внимание на ориентиры, а также топографические знаки - ручьи, родники или болота, шоссе, проселки или просеки. Стоит помнить, что прямой путь далеко не всегда самый быстрый. Иногда лучше несколько отклониться от цели, но идти вдоль надежных линейных ориентиров - по просеке или дороге, чем по сильно заросшей лесной тропе, которая вот-вот исчезнет, или напрямую ломиться через буреломы.
Составляя график движения по маршруту, стоит заранее прикинуть предположительные места стоянок и дневок.
Необходимо так же предусмотреть запасные варианты маршрута - на случай трудностей с транспортом, медленного движения, усталости, а также аварийные варианты - для более короткого выхода к людям и транспорту в случае болезни или травмы участника, потери снаряжения и т.д.
Спортивный марафон «ЗАбег»
Бег – наиболее доступный и популярный вид спорта, позволяющий поддерживать себя в хорошей физической форме, сохранять активность на долгие годы и без особых усилий вести здоровый образ жизни. Бегать могут почти все – для беговой дорожки неважно, сколько тебе лет, какого ты пола и какой у тебя социальный статус.
Проект «ЗАбег» предполагает проведение городскими/районными детскими организациями цикла спортивных забегов, приуроченных к Всемирному дню здоровья (6 апреля), Международному Олимпийскому дню (23 июня), Всероссийскому дня гимнастики (29 октября) и т.д.
Забеги детских организаций регламентируются следующими требованиями:
- испытание заключается в преодолении дистанций в 500 метров для девушек и 2000 метров для юношей на стадионе или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий);
- участники должны быть одеты в легкоатлетические трусы, майки, заправленные в трусы или в легкоатлетические комбинезоны;
- обувь должна защищать ноги и обеспечивать прочный контакт с поверхностью беговой дорожки;
- каждый участник получает 2 одинаковых номера, которые должны быть аккуратно прикреплены на груди и спине майки.
Состав забегов формируется секретариатом. В одном туре забега не должно принимать участие более 12 участников. Для подготовки к старту участнику отводится не более 20 сек. Участник, не успевший подготовиться к старту, получает предупреждение (фальстарт). Повторное нарушение приводит к отстранению участника от испытания.