Развитие образования в 70-90-х гг XIX в.

Тема 13. Украинская культура ХIХ в.

Особенности развития украинской культуры

Основным содержанием процессов, в культуре этого периода, было становление современной украинской культуры. Этот процесс соотносился с украинским национальным возрождением. Отсутствие собственной государственности, национальное угнетение, имперские границы, игнорировали этническую украинскую территорию, имели негативное влияние на развитие культуры.

Культурные взаимоотношения между Украиной и Российской империей в XIX в. приобрели иной характер, чем в предыдущие времена. Выше по уровню развития украинских культура XVI-XVIII вв. положительно влияла на Российское государство и способствовала ее европеизации. Вследствие этого высшие по культурно-образовательному уровню украинские деятели осознавали себя представителями другой национальности, и в Российском государстве такими их считали. В XIX веке, с потерей своей государственности, Украина лишилась и своего культурного превосходства над Россией. Вследствие того, что империя целенаправленно превращала Приднепровье на заурядную провинцию, немало талантливых украинский чувствовали невозможность проявить свои способности на Родине и вынуждены были искать лучших возможностей в имперских столицах. Многих украинских культурных деятелей имперские идеологи совершенно безосновательно отнесли к представителям русской культуры. Однако большинство из них, даже вдали от родной земли оставалась представителями своего народа, продолжала своими трудом и творчеством служить Украине. Поэтому их достижения, хотя и осуществлены за пределами Родины, принадлежат к украинской культуре.

Пребывание под имперской властью повлекло изменения в содержании украинской культуры. Большинство достижений архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства потеряли национальные черты и отныне так или иначе помогали превозносить имперскую власть.

Положительное влияние Украины на культурное развитие России представители российской великодержавной идеологии пытались игнорировать. Олицетворением этих взглядов стало утверждение российского общественного деятеля, Виссариона Белинского, что «слившись навеки с единокровной ей Россией, Малороссия отворила к себе дверь цивилизации, просвещению, искусству, науке ... »Такие мысли, несмотря на их безосновательность, империя последовательно отстаивала, объясняя характер своей национально-культурной политики на украинских землях.

В очень тяжелых условиях развивалась культура на западноукраинских землях, подчиненных Габсбургам, где украинский страдали от онемечивания, которое сочеталось с полонизацией в Галиции, венгризация в Закарпатье и румынизацию на Буковине.

Австрийская империя рассматривала западноукраинские земли как отсталые провинции и целенаправленно хранила их второстепенное положение по отношению к центру. Вследствие этого западноукраинские культурные деятели, как и их братья-надднепрянцы, вынуждены были искать возможности проявления своих способностей за пределами родного края.

Наука и образование.

Более снисходительно российс­кий царизм относился к природоведчес­ким наукам, потому что понимал, что от их состояния зависит развитие произво­дительных сил народного хозяйства, научно-технический прогресс страны. Центрами научно-исследовательской де­ятельности были высшие учебные заве­дения, государственные общества.

В частности, для помощи сельс­кому хозяйству в предугадывании погод­ных изменений, засух, похолоданий, бурь и т.д. на Харьковщине и в Николаеве ос­новали метеорологические станции. Мно­голетние систематические наблюдения дали возможность разработать прогнозную карту погоды в Слободской и Юж­ной Украине. Составленная профессором Харьковского университета Н.Борисяком гидрогеологическая карта Харьковщины послужила делу налаживания водоснаб­жения городов.

Важным событием явилось от­крытие в 1828 году в селе Митчентси на Черниговщине первой в Украине, да и во всей Российской империи, школы пче­ловодства. Ее основатель Петр Прокопович в 1814 году первым в мире сконст­руировал рамочный улей, который дал возможность собирать мед без предва­рительного уничтожения пчел, как это делалось раньше (вспомните, как соби­рали мед наши предки еще до Киевской Руси).

В первой половине XIX ст. в связи с открытием университетов в Харькове (1805) и Киеве (1834), лицеев в Кремен­чуге (1805), Одессе (1817) и Нежине (1820), 19 гимназий в самых больших городах Украины, находящихся под вла­стью Российской империи, значительно расширились возможности получения среднего и высшего образования детям привилегированных сословий, прежде всего - дворянства. Но и в этих заведе­ниях наряду с консервативной, предан­ной царизму интеллигенцией формиро­валась и интеллигенция, которая прони­калась социальными интересами масс. Люди с высшим образованием работали в гимназиях, судебных учреждениях, гу­бернских и уездных управлениях, меди­цинских заведениях. В 1814 г. общеоб­разовательная киевская академия была реорганизована в высшее учебное заве­дение по подготовке кадров духовенства.

Значительный вклад в развитие высшего образования Украины и России сделали ученые украинцы из Закарпатья. В Харьковском университете ректором работал А.Дудрович, а деканом* юриди­ческого факультета - К.Павлович. В дол­жности директора Нежинского, а затем Одесского лицеев работал И.Орлай. Первым ректором Петербургского уни­верситета был М.Балудянский. Тамжепреподавали П.Лодий (философию) и В.Кукольник (правоведение). Выходец из Закарпатья Ю.Гуца-Венелин прославил русскую науку глубокими исследования­ми по славяноведению.

На западноукраинских землях, на­ходящихся под властью Австрийской империи, высшее образование давал са­мый давний в Украине - Львовский уни­верситет (открыт в 1661 г.) С 1817 года во Львове работали Реальная (торговая), а с 1844 года - Техническая академии. Но среди студентов всех этих учебных заведений украинцев было меньше всех. Большинство учебных предметов преподавалось на польском, немецком и латин­ском языках. Тоже самое было и в гим­назиях, где украинцы составляли мень­шинство. На Закарпатье вообще не бы­ло ни одного высшего учебного заведе­ния, а Черновицкий лицей специализи­ровался лишь на подготовке кадров для духовенства. Целиком подчиненной цер­ковным властям была и вся система на­чального образования, к которой от­носились на западноукраинских землях трехклассные школы.

После революции 1848-1849 годов они стали четырехклассными, потому что ученики изучали основы сельскохо­зяйственных практических знаний в об­ласти земледелия, садоводства, огород­ничества, пчеловодства и шелководст­ва. Сразу после революции во многих городах и селах начали работать воск­ресные школы-читальни для взрослых. Обучение в них, как и в начальных шко­лах, велось на украинском языке. Содер­жание воскресных и начальных школ пе­реложило правительство полностью на плечи - населения. Профессор универси­тета и ректор духовной семинарии Иван Лавривский не только составлял школь­ные учебники, но и учредил денежный фонд помощи украинским школам.

Наступление реакционных сил на завоевания украинской национальной революции в Галиции проявилось в 20-х годах. Украинский язык в Украи­не не применялся для обучения ни в начальных, ни в средних, ни в высших уче­бных заведениях. Да и вообще началь­ное образование получить простому че­ловеку было очень тяжело. Даже приходских школ, в которых дети "низших сословий" обучались грамоте, четырем действиям арифметики и основам пра­вославной веры, не хватало. Так, в 1844 году в Киевской, Волынской, Подольс­кой, Черниговской и Полтавской губер­ниях лишь на каждые 713 жителей при­ходился один ученик. В конце 50-х годов XIX ст. на всех украинских землях, вхо­дивших в состав Российской империи, работало лишь 1300 начальных школ, в которых училось 67 тысяч учеников. В ряде сел Левобережья и Правобережья продолжали действовать так называе­мые дьяковские школы, где нанятый кре­стьянами дьяк учил детей читать и пи­сать по часослову и псалтыри. Но и та­ких заведений было мало.

Всю систему народного образо­вания в Украине царское правительство держало под неослабимым контролем, издавало распоряжения, которые не да­вали возможности выходцам из широких народных масс поступать в средние и высшие учебные заведения. Не препят­ствовало царское правительство только тем, кто желал получить профессиональ­ное образование. Поэтому, уже в 1804 г. в Чернигове было открыто первое в Ук­раине ремесленное училище. Позднее в Полтаве и Херсоне открыли училища по подготовке служащих государственных учреждений. В Одессе открыли садо­водческое, в Харькове - земледельчес­кое, в Кременце - землемерное училища. Профессиональных моряков и судостро­ителей готовило Херсонское училище торгового мореплавания. В ряде городов действовали фельдшерские училища.

Эти учебные заведения обеспечивали профессиональными кадрами все необходимые потребности народного хозяйства и культуры. Содействовали этому общеобразовательные заве­дения: библиотеки, музеи, типографии, возникавшие и действовавшие в Украи­не. Но самый большой авторитет среди них приобрел "Оссолинеум" - научно-ис­следовательский институт, основанный в 1817 году во Львове польским ученым-просветителем Ю.Оссолинским. Основу института составляли библиотека и музей из редких коллекций памятников истории, культуры и искусства.

Развитие образования в 70-90-х гг XIX в.

Во второй половине XIX века, как и первое, развитие украинской культуры происходило в условиях колонизаторских политических режимов, которые господствовали в Украине. Больше всего они донимали народной образовании. Начальных и средних школ не хватало. До отмены крепостного права в Российской империи (1861 г.) образование в Украине, особенно начальное, упадок. Дворяне считали, что образование им не нужна. Царское правительство почти совсем устранился от материального содержания начальных школ.

В образовании изменения стали ощутимыми уже на рубеже 60-х гг Молодая интеллигенция, студенты, объединившиеся в общины, активно занимались созданием воскресных школ. В 1862 г. в Украина их было более 110. Преподавание во многих из них производилось Украинский языке, издано было буквари и учебники, в том числе «Букварь» Т. Шевченко. Но того же 1862 царское правительство решило закрыть воскресные школы, а многих организаторов и преподавателей этих школ были арестованы.

Положение стало улучшаться после проведения реформ. В 70-х гг XIX в. земства содействовали открытию новых школ, заботились содержанию и методике обучения. Они увеличивали ассигнования на содержание и строительство школ. С 1871 г. по 1895 г. ассигнования возросли в 6 раз. Внедрялось изучение истории, географии, математики.

На Правобережной Украине, где земств не было, система начального образования подчинялась Российской православной церкви. Указ 1881 отмечал, «что влияние духовенства должен распространяться на все виды элементарных училищ ». А 1884 вышло Положение о церковно-приходские школы.

Политика реформ проводилась царизмом одновременно с политикой репрессий против украинской культуры. Правительство не позволял учиться на украинском языке. Валуевский циркуляр и Эмский указ четко определили главное направление образовательной политики российского царизма в Украина: не допустить украинский язык в школу. Однако, благодаря распространению начального образования уровень грамотности в украинских селах в конце XIX в. составил около 20%, а в городах - 50%.

Определенные изменения в области образования не обошли и Западную Украину. В 1869 г. правительство Австро-Венгерской империи провозгласил всеобщее обязательное начальное обучение на западноукраинских землях. Но через материальные лишения много украинских детей не имели возможности посещать школу. К тому же в подавляющем большинстве школ обучение велось: Восточной Галиции - на польском языке, в Северной Буковине - немецком, румынском, в Закарпатье - венгерском. Это обусловило то, что уровень грамотности среди украинском населения едва достигал 40%, а в горных районах - 10%.

Значительно больше внимания правительства империй уделяли среднем образовании, ведь она считалась основой высшего образования, готовила специалистов государственного управления, народного хозяйства, культуры и науки.

В системе среднего образования Российской империи существовало несколько типов школ: классические гимназии, реальные, кадетские и духовные училища, семинарии. В одних (классических гимназиях) предпочтение отдавалось изучению греческого, латинского языков и логики, а их выпускники получали право поступать в университеты, в других (реальных) - современным европейским языкам, математике, естественным наукам. В 1859 г. в Киеве был открыт первую женскую гимназию.

На 1876 гимназии существовали во всех губернских, а также в некоторых уездных городах. В 90-х гг в Украина была примерно 150 мужских и женских гимназий.

Для разграничения реальной и классической среднего образования 1871 была проведена реформа средней образования. Реальные гимназии превратились в реальные училища. Они давали четко выраженную профессиональную специализацию, готовили учащихся к практической деятельности. Обучение в реальных училищах продолжалось 6 лет. Седьмой, дополнительный класс давал право поступать в технические вузы. На 1876 насчитывалось 19 реальных училищ. Их количество не менялась до конца века.

На западноукраинских землях основным учреждением среднего образования тоже была гимназия, преимущественно с польской языком обучения. В 1899 г. Украинский гимназии действовали только во Львове, Перемышле, а в Коломые, Тернополе и Черновцах - отдельные гимназические классы.

Специальное среднее образование с развитием промышленности получила значительное распространение. Промышленность, развивалась, нуждалась значительного количества специалистов из разных отраслей хозяйства. В 1888 г. были утверждены «Основные положения о промышленных училищах», согласно которым создавалась система промышленной технического образования. Училища обеспечивали квалифицированными кадрами железнодорожный транспорт, горнодобывающую, металлургическую, сахарную промышленность. Они же готовили специалистов для сельского хозяйства, торговли, флота.

В Российской империи подавляющее большинство средних учебных заведений, особенно специализированных, было закреплено за отдельными правительственными ведомствами: за министерством народного образования - учительские семинарии, министерством внутренних дел - ветеринарные училища, за военным ведомством - кадетские корпуса, военные училища и школы; синод основывал специальные богословские заведения. Немало средних учебных заведений удерживали земства (ремесленные училища) или частные лица. Из последних известной была коллегия Павла Галагана, основана 1871 в Киеве. Она работала по специальной программе и давала широкие знания по общим и украиноведческих гуманитарных дисциплин.

Высшими учебными заведениями на украинских землях были Киевский, Харьковский, Одесский, Львовский, Черновицкий университеты.

В Российской империи после относительной либерализации в 60-70-х, когда университеты пользовались правом внутренней автономии, начался период ограничения их прав. После убийства народниками царя Александра II в 1884 г. был принят новый университетский устав, согласно которому ликвидировались автономия университетов, выборность ректоров, деканов, профессуры отменялась. Весь преподавательский состав подлежал проверке на благонадежность.

Становление индустриального общества, развитие промышленности обусловили появление высших технических учебных заведений: политехнических институтов во Львове и Киеве; двух ветеринарных высшие учебных заведений в Харькове и Львове; других высших учебных заведений - технологического в Харькове, сельскохозяйственного в Одессе, горного в Екатеринославе. И все же, как и первое, высшие учебные заведения оставались учреждениями для узкого круга юношей.

Итак, во второй половине XIX в. в системе образования на украинских землях произошли положительные сдвиги, обусловленные потребностью времени в образованных специалистах. Был сделан шаг в развитию всеобщего начального образования. Однако имперские правительства Российской империи и Австро-Венгерской монархии не были заинтересованы в развивки украинский культуры, опасаясь роста национального сознания масс.

На всей территории Украины не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком преподавания.

4. М. Грушевский

Грушевский, Михаил Сергеевич

Михаил Сергеевич Грушевский до сегодня является самой выдающейся фигурой в украинской историографии. Он родился в городе Холм в Западной Украине, гимназию заканчивал в Тифлисе, учиться в университете приехал в Киев. В 1894 г. по рекомендации В. Антоновича Грушевский получил кафедру всемирной истории в Львовском университете. Здесь он принимает активное участие не только в педагогической, научной (в 1897 г. он возглавил Научное общество имени Шевченко — первую украинскую научную организацию академического типа), но и в общественной жизни. Грушевский — один из организаторов Национально-демократической партии Галичины, позже — «Общества украинских прогрессистов». Главные события политической судьбы Грушевского развернутся в ХХ веке: арест и ссылка в России во время Первой мировой войны, избрание председателем Центральной Рады в 1917 году, эмиграция, возвращение в СССР, работа в академических исследовательских институтах. Огромное научное наследие Н. С. Грушевского, которая с конца 30-х годов претерпело гонения и стало практически недоступным, вернулась к читателям уже наших дней и с конца 80-х годов существенным образом повлияло на современную украинскую историческую науку. Его многотомная «История Украины-Руси» — фундаментальный обобщающий систематический курс истории Украины, который базируется на собственной периодизации и концепции.

Украинская литература.

век - это эпоха становления национального самосознания. Поэтический сборник "Кобзарь" Тараса Шевченко, который вышел в 1840 году, по мнению Юрия Луцкого фактически стал провозглашением литературной и интеллектуальной независимости украинцев. Творчество Тараса Шевченко определило на десятилетия вперёд дальнейшее развитие украинской литературы - не только поэзии, но и прозы и драматургии. Шевченковская поэзия стала важным этапом в развитии украинского литературного языка. Шевченко продолжил процесс его формирования, начатый ещё его предшественниками (Котляревский, Квитка-Основьяненко, поэты-романтики и др.), осуществив её синтез с живым народным языком и обогатив изобразительные возможности украинского художественного слова. Имя Тараса Шевченко стало символом украинской культуры в мире.

Литературный процесс второй половины XIX века формировался под влиянием творчества целой плеяды талантливых писателей - Ивана Нечуй-Левицкого, Марко Вовчок, Панаса Мирного, Михаила Коцюбинского, Ивана Франко, Ольги Кобылянской, Бориса Гринченко и др. Для литературы того времени характерны разнообразие художественных направлений и индивидуальных стилей писательства, использование различных жанров - от эпический романов и повестей к новелл, фельетоны, рассказов и т.п. Значительная часть писателей этой эпохи вела активную политическую и просветительскую деятельность.

Примером универсальной личности в истории не только украинского, но и мировой культуры является фигура Ивана Франко - поэта, прозаика, драматурга, журналиста, литературного критика, теоретика и переводчика. Творческий задел Ивана Франко поражает своей необъятностью (более 50 томов). Писатель одним из первых начал переводить произведения мировой литературы на украинский язык (Гёте, Генрих Гейне, Байрон).

С появлением на рубеже веков нового поколения авторов украинская литература испытывает влияния европейского модернизма. Наиболее ярко этот подход сказался на творчестве двух ведущих литературных деятелей этого периода - поэтессы Леси Украинки и прозаика Михаила Коцюбинского.

Леся Украинка обогатила украинскую литературу образами мировой литературы и сюжетами из истории, мифологии различных эпох и различных народов мира. Наряду с собственным поэтическим творчеством Леся Украинка занималась переводами. Ей принадлежат замечательные переводы из произведений Гомера, Генриха Гейне, Шекспира, Байрона, Виктора Гюго, египетских и итальянских народных песен, индийский эпос.

Михаил Коцюбинский - автор получившей мировую известность повести "Тени забытых предков", в которой реалистичность в описании крестьянского быта сочетается с поэтическим восприятием жизни.

Т.Г. Шевченко

Тарас Григорьевич Шевченко (укр. Тарас Григорович Шевченко). 25 февраля (9 марта) 1814, село Моринцы, Звенигородский уезд Киевской губернии, Российская империя (ныне Черкасская область, Украина) - 26 февраля 1861, Санкт-Петербург, Российская империя) - украинский поэт. Известен также как художник, прозаик, этнограф и революционер-демократ.Годы с 1840 по 1846 стали лучшими в жизни Шевченко.

В этот период расцвело его поэтическое дарование. В 1840 году вышел под названием "Кобзарь" небольшой сборник его стихотворений; в 1842 году вышли "Гайдамаки" - самое крупное его поэтическое произведение. В 1843 году Шевченко получил степень свободного художника. В том же году, путешествуя по Украине, познакомился с дочерью малороссийского генерал-губернатора Н.Г. Репнина - Варварой, женщиной доброй и умной, испытывавшей впоследствии, во время ссылки Шевченко, самые тёплые чувства к нему [10]. В первой половине 1840-х годов вышли "Перебендя", "Тополя", "Катерина", "Наймичка", "Хусточка", "Кавказ" - крупные поэтические художественные произведения.

Петербургская критика и даже Белинский не понимали и осуждали украинскую национальную литературу вообще, Шевченко - в особенности, усматривая в его поэзии узкий провинциализм; но Украина быстро оценила Шевченко, что выразилось в тёплых приёмах Шевченко во время его путешествия в 1845-1847 гг. по Черниговской и Киевской губерниям. По поводу отзывов критики Шевченко писал: Нехай буду мужицький поет, аби тільки поет; то мені більше нічого і не треба.

В 1842 году была написана "Катери?на" - единственная сохранившаяся картина академического периода, написанная маслом. Картина создана на тему одноимённой поэмы художника. Шевченко стремился, чтобы картина была ясной и понятной, побуждала сочувствие. В 1844 году получил в академии звание свободного художника.

Шевченко в течение нескольких месяцев 1845-1846 гг. работал в качестве штатного художника археологических исследований киевской Археографической комиссии при Киевском университете, который впоследствии, в 1939 году получил его имя.

Изучением литературного наследия Шевченко занимаются шевченковеды. Своеобразным итогом деятельности советских шевченковедов стал "Шевченковский словарь", изданный в 1976 году в двух томах.

Первый и наиболее известный сборник стихов Шевченко, "Кобзарь", вырос из романтической традиции собирания народных песнопений (Оссиан, Кирша Данилов, "Песни западных славян").

От романтического упоения казацким прошлым Шевченко эволюционировал в сторону более трезвого взгляда на национальную историю, проявившегося в поэме "Гайдамаки" (1841), которая воспевает народное движение XVIII века.

В поэмах "Кавказ" и "Еретик" поэт развенчивает не только "тёмное царство" самодержавия, но и с общечеловеческих позиций ополчается против всякого насилия над человеческой личностью.

В позднем творчестве обращается к сюжетам из Библии и античной истории, создавая философско-исторические поэмы со структурой притчи, или параболы, построенные на персонализации тех или иных идей.

В Петербурге в последние годы жизни писателя был издан дозволенный цензурой букварь Тараса Шевченко. Тем не менее, впоследствии он был запрещён к использованию. Так известно, что в Черкасском уезде (Киевская губерния) помощник начальника каневской полиции писал киевскому губернатору об изъятии приставом 12 букварей Тараса Шевченко, привезённые в село Зеленок временно обязанным Осипом Устимовым, большую часть которых тот раздал управляющему Дорожинскому, экономам Матковскому и Болевскому, благочинному Грушецкому (священнику с. Зеленок, местному диакону) и питейным ревизорам Быстржаневскому и Пилецкому. Отобраны они были с целью недопущения распространения их по сельским приходским школам и в каневской воскресной школе. Хотя в донесении при этом упоминалось, что букварь Шевченко "ничего в себе противного законам не заключает"

М.М. Коцюбинский

Михаил Михайлович Коцюбинский (укр. Михайло Михайлович Коцюбинський; 17 сентября 1864, Винница - 25 апреля 1913, Чернигов) - украинский писатель, общественный деятель, классик украинской литературы. Отец украинского советского государственного и партийного деятеля Юрия Коцюбинского.

Коцюбинский был и остаётся одним из самых оригинальных украинских прозаиков. Он знал девять иностранных языков, среди которых греческий, крымско-татарский, цыганский; одним из первых в украинской литературе осознал потребность её реформирования в направлении современной европейской прозы. Его творчество всегда было предметом споров литературных критиков. До сих пор некоторые исследователи модернизма Коцюбинского осторожно называют его импрессионистом в литературе.

Коцюбинский начал пробовать свои силы в литературе рано, брался за поэзию, переводы, очерки, но вскоре главным полем его писательской деятельности, настоящим призванием становится художественная проза. Из первых опытов Коцюбинского-прозаика до нас дошли рассказы "Андрей Соловейко, или Учение свет, а неучение тьма" (1884), "21-го декабря, на введение" (1885), "Дядя и тётя" (1885).

Печататься Коцюбинский начал в 1890 г. - львовский детский журнал "Звонок" опубликовал его стихотворение "Наша хатка". В том же году побывал во Львове, установив творческие контакты с местными литераторами и издателями, в частности Франком. Поездка положила начало постоянному сотрудничеству Коцюбинского в западноукраинских изданиях. В начале 1891 г. он едет в с. Лопатинцы на Винничине, где совмещает работу домашнего учителя в семье местного служащего (бухгалтера сахарозавода) с углублённым изучением жизни села, народного языка, культуры и начинает серьёзную литературную работу. Только за 1891 год из-под его пера выходят рассказы "Харитя", "Ёлка", "Пятизлотник", повесть "На веру", стихотворная сказка "Завистливый брат". Произведения привлекли внимание литературной общественности, показали, что в украинскую прозу пришёл талантливый писатель.

В начале 1890-х гг. часть молодой украинской интеллигенции, захваченной либерально-просветительскими идеями, образует организацию "Братство тарасовцев", с участниками которой Коцюбинский некоторое время поддерживал связь. Эта связь отразилась на его творчестве. В сказке "Хо" (1894) Коцюбинский превозносит значение либерально-просветительской деятельности.

Годы пребывания Коцюбинского на правительственной службе в Молдавии и Крыму дали жизненный материал для его произведений "Для общего блага" (1895), "Посол чёрного царя" (1897), "Ведьма" (1898), "В узах шайтана" (1899), "Дорогой ценой" (1901), "На камне" (1902), "В грешный мир", "Под минаретами" (1904). Одним из свидетельств того, что Коцюбинский своими произведениями молдавско-крымского цикла выходил за пределы локальных проблем, является то, что его повесть "Для общего блага" была напечатана в переводе на русский язык в журнале "Жизнь"

Богатая творческими достижениями пятилетняя служба в филлоксерной комиссии стал периодом интенсивного роста писателя. Оставив работу в комиссии, он после безуспешной попытки устроиться на работу в Чернигове, где жила семья, едет в Житомир и занимает различные должности в редакции местной газеты "Волынь". В начале 1898 г. Коцюбинский наконец получает работу в черниговском земстве.

Важным моментом мировоззренческо-писательской эволюции Коцюбинского был рассказ "Куколка" (1901). В "Куколке" Коцюбинский предстаёт выдающимся мастером психологического анализа. Сосредоточение внимания на психологических коллизиях становится определяющей чертой его творчества. Несколько особняком в творчестве Коцюбинского стоят произведения на темы из прошлого украинского народа - "На крыльях песни" (1895) и "Дорогой ценой" (1901). Их объединяет романтично-возвышенная, героическая тональность.

Новелла "Цвет яблони" была в украинской литературе новаторской по теме: поднималась проблема отношения писателя к действительности, говорилось, что художник при любых обстоятельствах не может забывать о своём гражданско-профессиональном долге, должен болеть чужим горем, как собственным.

К теме "Цвета яблони" Коцюбинский возвращается не раз (цикл миниатюр "Из глубины", стихотворение в прозе "Память души", незавершённое произведение "Паутина", новеллы "Intermezzo" и "Сон"). Выраженное в этих произведениях идейно-художественное кредо декларируется и в письме-воззвании М. Коцюбинского и М. Чернявского 1903 г. к украинским писателям. Последующее развитие украинской литературы Коцюбинский видел в расширении её тематических и идейных горизонтов, поиска новых художественных форм.

В пятилетие перед революцией 1905-1907 гг. Коцюбинский написал и опубликовал рассказ "Fata Morgana" (Киевская старина, 1904). В нём он уловил те главные сдвиги в сознании крестьянства и новые тенденции в эволюции социальной психологии села, которые в полную силу проявились во время революции. Революция окончательно открыла миру новую деревню, а Коцюбинский без какого-либо вмешательства в текст рассказа продолжил его как вторую часть повести. Вторая часть повести "Fata morgana" (опубликована в апрельском номере "Литературно-научного вестника" за 1910 г.) принадлежит к наиболее выдающимся творческим достижениям Коцюбинского, связанным с событиями первой русской революции.

В 1906-1912 гг. кроме второй части "Fata morgana" Коцюбинский создаёт новеллы "Смех", "Он идёт" (1906), "Неизвестный", "Intermezzo", "В дороге" (1907), "Persona grata", "Как мы ездили к Колодцу" (1908), "Дебют" (1909), "Сон", "Письмо" (1911), "Подарок на именины", "Лошади не виноваты", этюды "Хвала жизни!", "На острове" (1912), а также повесть "Тени забытых предков" (1911).

Во время поездок на остров Капри писатель часто встречался с Горьким, зимой 1911-1912 гг. даже жил у него и написал там "Лошади не виноваты" и "Подарок на именины".

Художественные очерки "Хвала жизни!" и "На острове", написанные летом 1912 г., - последние произведения Коцюбинского. Пафосом торжества жизни над смертью пропитан очерк "Хвала жизни!". Лейтмотив очерка "На острове" - идея непрерывности, вечности человеческого бытия.

Языковая практика Коцюбинского - один из ярких примеров широкого подхода к развитию литературного языка. Не отрицая важности различных стилей русского литературного языка, слов-новообразований, оригинальных выражений, конструкций, главным источником обогащения языка литературы он считал общенародную речь.

Творчество Коцюбинского служит художественным примером уже не одному поколению украинских писателей. Его произведения переведены на многие языки мира, по ним созданы фильмы "Кровавый рассвет" (1957), "Лошади не виноваты" (1957), "Дорогой ценой" (1958), "Тени забытых предков" (1965).

И.Я. Франко

Иван Яковлевич Франко (укр. Іван Якович Франко; 27 августа 1856 - 28 мая 1916) - украинский писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в королевстве Галиции и Лодомерии.

Франко воспевает сильных, мужественных людей, утверждая, что, хотя такие люди погибают, кровь их "кровь человечества облагородит" ("Блажен муж, идущий на суд неправых"). Он призывает восстать против "плесени, сна и мертвоты" ("Ходит тоска по голой горе..."). В поэмах "Смерть Каина" и "Иван Вишенский" подчеркнута всепобеждающая сила гуманизма. Ценность личности определяется ее работой на благо человечества.

Украинский художник развивает лучшие традиции лиро-эпического жанра, его поэмам присущи морально-философская проблематика, субъективно-лирическое авторское начало, иногда сатирическая тональность. Франко переосмысливает многие мировые образы и темы, давая свою интерпретацию известных сюжетов и мотивов, вышивая, по его словам, "на чужой канве... свои собственные узоры".

В 1915 году был выдвинут на получение Нобелевской премии, но преждевременная смерть помешала рассмотрению его кандидатуры.

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов "З вершин і низин" ("С высот и долов", 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: "В поті чола" (1890); есть русский перевод "В поте лица", Санкт-Петербург, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен.

Кое-что он начал помещать в "Киевской Старине", под псевдонимом "Мирон"; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть "Миссія" ("Ватра", 1887). Её продолжение, "Чума" ("Зоря", 1889; 3-е изд. - "Вик", Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале "Правда" тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 году соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных русинов Галичины отделиться в совершенно особую партию.

6. Искусство.

В народных песнях, былинах и ле­гендах украинцы продолжали воспевать свое героическое прошлое, связанное с защитой Родины от иностранных зах­ватчиков и борьбой за национальное и социальное освобождение трудящихся. С песнями и думами предыдущих поко­лений знакомили современников кобза­ри, бандуристы, лирники. Среди них в первой половине XIX ст. были очень по­пулярными Андрей Шут, Иван Крюков­ский, Федор Гриценко (Холодный). Са­мый выдающийся кобзарь того времени Остап Вересай (1803-1890), родом из села Сокиринцы на Черниговщине, про­исходил из крепостных. Оставшись с четырех лет слепым, он свыше 70 лет путешествовал из села в село, пел под аккомпанемент кобзы народные песни, думы для простых людей. Вересай про­буждал в них благороднейшие чувства, призывал к борьбе против национально­го и социального угнетения.

На богатом украинском народно-песенном фольклоре развивалось музы­кальное искусство Украины. Именно на этой основе в первые десятилетия XIX столетия были написаны неизвестными авторами "Українська симфонія", песни "Виють вітри" и "Сонце низенько", вари­ации киевского педагога и композитора И.Витвицкого на тему народной песни "3ібралися всі бурлаки". Историк-наро­довед Николай Маркович тоже составил и издал два нотных сборника украин­ских народных мелодий.

Значительное распространение на западноукраинских землях приобрело хоровое искусство. Хоровые самодеятельные и профессиональные коллекти­вы действовали во всех больших куль­турных центрах Восточной Галиции, Се­верной Буковины и Закарпатья. Наибо­лее популярным был перемышльский хор, под руководством чешского музы­канта Алоиза Нанке. Участник польского освободительного движения в Галиции Жегота Паули на основе собственных записей из народных уст издал сборник украинско-галицких песен.

В начале XIX ст. наряду с домаш­ними театрами помещиков в больших го­родах начали строиться театральные по­мещения, возникать театральные труп­пы; В Полтаве в 1819 г. построено специ­альное театральное помещение, на сцене которого были поставлены спектакли по пьесам И.Котляревского "Наталка Полтавка" и "Москаль-чарЕвник1'. Полтав­ский театр гастролировал в Харькове, Киеве, Кременчуге, других городах.

Однако театральное искусство в то время развивалось главным образом за счет любительских трупп, созданных из крепостных в помещичьих усадьбах. Среди них прославились домашние те­атры в селах Качановка и Спиридонова Буда на Черниговщине и Романовна на Волыни. Они ставили балетные спек­такли, выезжали на гастроли в большие города Украины. Но, несмотря на то, что актеры-крепостные овладели театраль­ным искусством, они испытывали гру­бые издевательства помещиков, телес­ные наказания розгами.

Кроме домашних театров, широкую популярность приобрел любительский театр из села Кибинцы на Полтавщине, руководителем и режиссером которого был отец выдающегося писателя Нико­лая Гоголя - Василий Гоголь-Яновский.

Великий русский актер, друг Т.Шевченко, Михаил Щепкин тоже на­чинал театральную карьеру крепостным. И.Котляревский стал инициатором вы­купа из неволи этого непревзойденного исполнители ролей Выборного в "Наталці Полтавці" и Чупруна в "Москалі чарівнику". В этих ролях Щепкин выступал на сценах театров Москвы и Петер­бурга, знакомя с пьесами Котлярсвского русских зрителей.

Известный украинский актер Карп Соленик начинал свою деятельность на сцене профессионального харьковского театра, директором и режиссером кото­рого был Г.Квитка-Основьяненко. Как полтавский, так и харьковский театры знакомили зрителя не только с пьесами украинской классической драматургии, но и со спектаклями по произведениям Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Фонвизи­на, Крылова, с шедеврами мировой дра­матургии Шекспира, Шиллера, Гюго, Мольера.

Накануне революции 1848 года первые любительские труппы возникли и на западноукраинских землях. В их ре­пертуаре были пьесы И.Котляревского и Г.Квитки-Основьяненко, а также мест­ных авторов — Н.Устияновича, С.Петрушевича, А.Духновича. Даже при невы­соком художественном уровне драматур­гических произведений и исполнителей многих ролей они доносили до зрителей правду о социальном неравенстве в об­ществе, осуждали произвол и насилие властей, высмеивали тех, кто забыл язык и обычаи своего народа. Австрий­ская администрация нередко запрещала спектакли украинских театральных кол­лективов.

В больших городах Надднепрянской Украины для постоянного показа те­атральных спектаклей строились здания театров. Построенные в стиле классиче­ской античной архитектуры, они стали украшением Киева (арх. А.Меленский) и Одессы (арх. Тома де Томон). Замеча­тельные архитектурные сооружения воз­водились в связи с открытием учебных заведений (здания университета, инсти­тута благородных девиц в Киеве - арх. В.Беретти), культовых помещений (ко­локольня Киеве-Печерской лавры - арх. Е.Васильев и К.Тон; собор в Екатеринославе - арх. А.Захаров).

Лучших архитекторов привлека­ли также к строительству помещичьих дворцов - Разумовского в Батурине (арх. Ч.Камерон), Галагана в Сокиринцах (арх. П.Дубровский). Тяжелым трудом кре­постных создавались мировые шедевры ландшафтного архитектурного искусст­ва, в частности парки "Александрия" в Белой Церкви и "Софиевка" в Умани.

Скульптурное искусство первой половины XIX ст. уже не ограничива­лось украшением архитектурных строе­ний и сооружением надгробных памят­ников. Выполняя колонизаторские функ­ции, оно так или иначе помогало возве­личивать империи, под власть которых попала Украина. Так, в самом центре Полтавы к столетию победы Петра I по проекту Феодосия Щедрина была возд­вигнута десятиметровая чугунная колон­на, увенчанная бронзовым орлом, кото­рый символизировал силу и непобеди­мость Российской империи. В Киеве по проекту В.Демут-Малиновского воздвиг­ли памятник князю Владимиру - инициа­тору Крещения Киевской Руси - собы­тия, которое Русская православная цер­ковь истолковывала как начало своей истории. Колонизаторской политике рос­сийского царизма служили и высокота­лантливые произведения выдающегося украинского скульптора, уроженца Черниговщины, академика Петербургской академии искусств Ивана Мартоса: над­гробие гетьману Кириллу Разумовскому в Батурине, генерал-губернатору Малороссии Петру Румянцеву (Киев), памят­ник градоначальнику Одессы А.Э.Ришелье. Мартос является и автором извест­ного памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

В области живописи ведущим мастером в Украине был Тарас Шевчен­ко. Воспитанник известного русского ху­дожника Карла Брюллова он пошел са­мостоятельным путем в живописном ис­кусстве и достиг значительных вершин прежде всего в гравировании, за что был удостоен Петербургской Академией ис­кусств звания академика. Шевченко при­надлежит свыше 130 портретов. Его про­изведения проникнуты демократизмом, высоким гуманизмом, национально-освободительными мотивами. Социальные мотивы выразительно звучат в сериях "Притча про блудного сина", "Живопис­на Україна", а также в рисунках из жиз­ни казахского народа, среди 'которого жил поэт и художник в ссылке.

Друзья и коллеги Шевченко по ис­кусству - В.Штернберг, Я.Бальмен, М.Башилов с любовью иллюстрировали нес­колько изданий шевченковского "Кобза­ря", а художники Аполлон Мокрицкий и Иван Сошенко известны ныне как авто­ры реалистических портретов людей из народа, деятелей украинской и русской культуры. Известный художник Василий Тропинин почти 30 лет был крепостным помещика на Винничине. На его кар­тинах - прекрасные пейзажи Подолии, на портретах - украинские крестьяне и крестьянки.

Таким образом, повседневная жизнь народных масс, их борьба против национального угнетения находили свое отражение в лучших произведениях ли­тературы и искусства.

Да и само устное творчество сове­ршенствовалось в период первой поло­вины XIX ст. Лирическая поэзия Т.Шев­ченко воспринималась как лучшие про­изведения украинского фольклора. В фольклоре вскоре появились и новые те­мы, почерпнутые из современной жизни:

При сохранении традиционных форм (пе­сня, былина, рассказ, пословица и т.д.) фольклорные произведения наполнялись новым содержанием. Крепостничество, батрачество, рекрутство, чумацтво - все эти и другие исторические явления та­лантливо изображены и в украинском фольклоре. Свою нестерпимую жизнь в условиях крепостнической действитель­ности первой половины XIX ст. народ собственными устами обобщил в песне:

Ой, як тяжко жити стало,

Бо ті прокляті пани

Із нас шкуру поздирали

Та пошили жупани.

Фольклор.

Для литературы XIX в. характерно широкое обращение к устному народному творчеству. В связи с выходом былин, записанных Киршей Даниловым, и в связи с расширением знакомства с русским фольклором вообще появились обработки былинных сюжетов. В 1804 г. Н. А. Львов выпустил поэму «Добрыня», Г. Р. Державин написал оперу на тот же сюжет, использовав былинную поэтику. Кроме того, Державин пытался писать песни в русском духе, например «Царь-Девица» (1812). Не прошел мимо фольклора и сентименталист Н. М. Карамзин. Он написал «богатырскую сказку» в стихах «Илья Муромец». Песни сочинял и И. И. Дмитриев («Стонет сизый голубочек», «Ах, когда б я прежде знала»). Песни в народном духе писали Ю. А. Нелединский-Мелецкий («Выйду я на реченьку»), А. Ф. Мерзляков («Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый»). Популярной стала песня Н. М. Ибрагимова «Во поле березонька С10яла».
В начале XIX в. наблюдается широкое вхождение литературных песен в народный репертуар: «Вниз по Волге-реке» А. А. Шаховского, «Что затуманилась зоренька ясная» А. Ф. Вельтмана, «ямщицкие песни»: «Тройка» Ф.Н. Глинки («Вот мчится тройка удалая»), «Тройка» П. А. Вяземского («Тройка мчится, тройка скачет»). Эти произведения создавались на народно-поэтической основе. Таковы же песни А. А. Дельвига, Н. Г. Цыганова.
С формированием в русской литературе XIX в. литературных направлений обращение к фольклору и его использование регулировалось основными эстетическими принципами этих направлений, что особенно наглядно проявилось в творчестве писателей-романтиков. Русский романтизм был тесно связан с большими социально-историческими явлениями; с Отечественной войной 1812 года, с нарастанием народного недовольства крепостническими порядками. В это время значительно углубилось самосознание русских людей, разгромивших войска Наполеона и освободивших Европу от тяжелого гнета. Писатели-романтики стали гораздо более, чем это делалось раньше, собирать и издавать произведения фольклора. В творчестве прогрессивных писателей-романтиков получили верное и глубокое толкование основные принципы романтизма — народность и национальная самобытность литературы, смысл которых они видели прежде всего в демократизме искусства. Воплощение этих принципов романтики связывали с использованием народного творчества как образца национальной самобытности. О. М. Сомов в трактате «О романтической поэзии» (1823) определил основные принципы гражданского романтизма: национальную самобытность, патриотизм, усвоение художественного опыта фольклора, использование народного языка.

Эти принципы были осуществлены в творчестве декабристов, Пушкина, П. А. Катенина, Н. М. Языкова. Создавались сказочные поэмы («Руслан и Людмила» А. С. Пушкина), баллады и песни (эти жанры, сложившиеся в народной поэзии, широко вошли в литературу). Н. В. Гоголь ярко воплотил эти принципы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». В его повестях положительное начало представляет молодежь — жизнерадостная, веселая, остроумная, певучая. Повести в народном духе писал и О. М. Сомов («Русалка»).

Обращение к фольклору обогатило литературу. Романтики широко культивировали такие формы, как сказка, баллада, песня, повесть из народной жизни, историческая повесть (с использованием фольклорных мотивов и средств). Они создали немало ярких и ценных произведений. Примером могут быть баллады В. А. Жуковского («Светлана»), П. А. Катенина («Леший», «Убийца», «Наташа»), А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Развитие русской литературы принесло углубление творческого использования фольклора. Пушкин создает повесть «Капитанская дочка», в которой использует в роли эпиграфов к главам народные песни, пословицы («Береги честь смолоду»), подчеркивая ими идейный смысл произведения. Он создает свои замечательные сказки, в которых проявилось глубокое понимание социальной сущности фольклора, в частности сатиры народных сказок. Пушкин перевел прозаические сюжеты в стихи и создал много оригинального в этой области, например своеобразный стих сказки о попе и работнике Балде. Лермонтов написал поэму о купце Калашникове, используя песню о Кострюке. Гоголь добивается большого успеха в создании героической, патриотической повести с использованием украинского фольклора («Тарас Бульба»). Новым явлением были песни А. В. Кольцова, который великолепно синтезировал особенности формы и стиля народной песни и достижения книжной поэзии. Творчество А. В. Кольцова продолжало традиции А. Ф. Мерзлякова, А. А. Дельвига, Н. Г. Цыганова и других поэтов, создавших в начале XIX в. песни в народном духе. Но он более органично усвоил фольклорную поэтику, а главное, самый дух народной поэзии, о чем свидетельствуют такие яркие образы, как герой стихотворения «Косарь».
Глубоко реалистически использован фольклор в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт с детства знал народные песни, сказки и легенды. Как революционный демократ, он подчинил использование фольклора в своих произведениях идее крестьянской революции. Образ Савелия — богатыря святорусского, — как и другие персонажи поэмы «Кому на Руси жить хорошо», показывают прекрасное знание поэтом народной жизни и творчества. Фольклор помог поэту правдиво показать тяжелое положение народных масс, их духовный мир, их высокие моральные качества. В своей поэме Некрасов создал образ человека, любящего народ и его творчество,—Павлуши Веретенникова, в котором узнаются черты известного фольклориста П. И. Якушкина:
Пел складно песни русские И слушать их любил...
Некрасову принадлежат и такая прекрасная песня, как «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу»), и легенды (о Кудеяре). Используя народные мотивы, поэт создает образы русских женщин—Матрены Тимофеевны и Дарьи. Он широко обращается к разным фольклорным жанрам; песням, пословицам, загадкам.

Яркий пример использования фольклорных произведений дает творчество А. Н. Островского. Ставя перед собой задачу создать национальный репертуар русского театра, Островский считал необходимым писать народным языком. Его пьесы нередко имеют в качестве названий пословицы: «Свои люди — сочтемся», «Правда хорошо, а счастье лучше»; «На всякого мудреца довольно простоты». В ряде пьес, например «Бедность не порок», он показал народные обычаи и обряды. Образы и речь многих его героев и героинь проникнуты песенными интонациями (Катерина в пьесе «Гроза»). В замечательной сказочной пьесе «Снегурочка» Островский использовал знакомый всем народный сюжет и создал поэтический образ Снегурочки.

Лучшие достижения творчества писателей-реалистов легли в основу прогрессивных традиций русской литературы. Под их влиянием формировались писатели и последующих поколений. Песенные традиции продолжали поэты, часто не очень талантливые и крупные, но близкие к народному творчеству, что позволило им создать произведения, любимые народом. Это И. 3. Суриков, автор песни «Рябина» («Что стоишь, качаясь...»), Д. Н. Садовников, известный собиратель фольклора, автор песни «Из-за острова на стрежень».

Каждый последующий этап истории русской литературы давал много нового в осмыслении ценностей народного творчества. Новая ступень в развитии реализма в конце XIX —начале XX в. внесла своеобразие и во взаимоотношения литературы и фольклора.

Так, прозаики часто использовали форму народной сказки, причем все более усиливался ее сатирический характер. Самый яркий пример дают «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки С. М. Степняка-Кравчинского приняли агитационный характер («Сказка о копейке»). Более нравоучительными были сказки В. М. Гаршина, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова. Все эти произведения предназначались не для детей, как сказки писателей первой половины XIX в. (С.Т.Аксакова, В.Ф.Одоевского и др.), а были подчинены решению важных социальных вопросов.
Использовали писатели и форму легенды. Н. С.Лесков написал легенды «Несмертельный голован» — о человеке, владеющем предметом с магической силой. В. Г. Короленко в рассказе «В пустынных местах» обработал легенду о невидимом граде Китеже.

Многие прозаики конца XIX —начала XX в. на основе фольклорных традиций, образов и сюжетов создавали произведения большой идейно-художественной значимости. Можно назвать «Левшу» Лескова — оригинальное произведение, насыщенное едкой критикой в адрес царского самоуправства и безжалостной бюрократии, погубивших талантливого русского мастерового. Пользуясь фольклорными выразительными средствами, Короленко создает образы сильных, отважных людей, как, например, Тюлин в рассказе «Река играет». Нередко писатели изображают характеры людей из народа народно-поэтическими средствами (Платов в «Левше», Платон Каратаев и Тихон Щербатый в «Войне и мире»).
Широко проявилось обращение к фольклору у писателей, разрабатывавших форму очерка. К очерку стали обращаться в шестидесятых годах: В.А.Слепцов, Ф.М.Решетников, А.И.Левитов и др., но блеска он достиг позднее в творчестве Г.И.Успенского. Рисуя картины народного быта, эти писатели принуждены были обращаться к народному творчеству и как к элементу народного быта, и как к арсеналу таких художественных средств, которые помогли бы изображать народный быт.

Наши рекомендации