Творческое изложение текста-описания картины
Известно, что одним из самых трудных видов сочинений в начальной школе является сочинение-описание картины. Поэтому в качестве подготовки к такому виду сочинений можно использовать творческое изложение текста, в котором дается описание картины. Элемент творчества будет заключаться в более развернутом описании указанных объектов: лицо, фигура, поза, одежда (в портрете); небо, вода, деревья и т.п. (в пейзаже). Анализ готового текста в данном случае будет способствовать формированию следующих речевых умений:
·умение соотносить картину и текст, ее описывающий;
·умение читать картину, видеть пространственную перспективу в ее описании;
·умение использовать особую лексику, связанную с цветовой гаммой, специальную лексику (портрет, пейзаж, живописец, колорит, репродукция), а также слова и обороты со значением места (в центре картины, рядом с ..., на заднем плане и т.п.)
·умение высказывать свое впечатление о картине.
Рассмотрим ход работы на примере следующего текста:
Илья Ефимович Репин – выдающийся мастер портрета. Его портреты написаны с большой душевной теплотой. Одной из своих картин художник дал название «Стрекоза». На ней изображена дочь художника Вера. Девочка сидит на перекладине забора-плетня и с любопытством смотрит на нас. Кажется, в следующую минуту, как стрекоза-непоседа, она побежит играть и резвиться. Картина наполнена солнечным светом, она передает радостное настроение девочки.
1.Первое знакомство с картиной. Рассматривание. Обмен впечатлениями.
Для речевой мотивации можно использовать прием несоответствия. Учитель говорит название картины «Стрекоза», дети делают предположение, кто на ней может быть изображен. После этого «появляется» картина, и дети видят, кто это на самом деле. При рассматривании дети могут сделать предположения: кто это девочка? Почему художник решил ее изобразить? Что она делала до этого момента?
2.Чтение и анализ текста в учебнике.
У.: Что вы узнали из текста?
Д.: Репин рисовал потрет; на этом портрете он нарисовал свою дочь Веру; наверно, девочка бегала по поляне и решила передохнуть.
У.: Почему картина названа «Стрекоза»?
Д.: Автор текста называет девочку стрекозой-непоседой: наверное, она очень любит бегать, порхать, резвиться, как стрекоза.
У.: В толковом словаре слово «непоседливый» означает очень подвижный, суетливый, беспокойный. Сколько частей можно выделить в тексте?
Д.: Три: 1) вступление о художнике; 2) описание девочки и 3) заключение о настроении картины.
Учитель фиксирует на доске план:
1)И.Е. Репин — известный портретист.
2)Стрекоза-непоседа.
3)Радостное настроение.
3.Конструирование фрагментов текста.
стрекоза-непоседа |
лицо |
поза |
фигура |
одежда |
На доске схема-кластер:
Дети выбирают любой из объектов, обозначенных на схеме и составляют 1-2 предложения. Например: «Девочку можно назвать модницей. Шляпка подобрана в тон к платью, на ногах чулки и туфли»; «Взгляд слегка прищуренный, наверное, это из-за солнечного света. Она задумалась, чем бы ей сейчас заняться. Думает и ногой болтает».
Выслушав все варианты, учитель обращает внимание на место их вставки в тексте: после фразы «... и с любопытством смотрит на нас».
У.: Как бы вы выразили свое отношение к картине, дополнив заключение текста.
Д.: «Хочется оказаться рядом с девочкой и вместе с ней порезвиться». «Наверное, художник очень любил свою дочь-непоседу».
4.Речевая и орфографическая подготовка:
·выписывание опорных слов из второй части текста: изображена, на перекладине, с любопытством, развиться
·составление мини-словарика: прищуренный, задумчивый (взгляд), худенькая (фигура), ярко-синее (небо) и др.
5.Самостоятельная запись текста.
Предлагаются задания на выбор: 1) изложение с дополнениями к основной и заключительной части; 2) изложение по плану без дополнений.
6.Чтение работ, их общая оценка: получилось — не получилось; удалось — не удалось.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Составьте таблицу «Типовая структура урока написания изложения» по следующей схеме: этап, задачи, методические приемы.
2. Составьте сообщение на одну из тем: «Методические условия эффективной работы над изложением», «Изложение: трудности учеников и способы их преодоления», «Методические недочеты учителей при проведении изложений», «Особенности работы над выборочным (кратким) изложением. (объем текста – 2 страницы).