Описание модели организации внеурочной деятельности
Исходя из условий, традиций, приоритетов школы для организации внеурочной деятельности в школе используется оптимизационная модель.
Оптимизационная модель строится на основе оптимизации собственных ресурсов образовательного учреждения и предполагает:
- участие всех педагогических работников школы (учителя начальных классов, учителя физической культуры, учителя музыки, педагога дополнительного образования и других педагогов);
- координирующую роль классного руководителя, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-воспитательным персоналом учреждения, организуя в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива, строя систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе органы самоуправления; организуя социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели:
- использование собственных внутренних ресурсов учреждения;
- создание единого образовательного и методического пространства;
- содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений.
Для реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности в школе задействованы педагоги:
учителя-предметники и педагоги дополнительного образования – организуют и проводят занятия во внеурочное время;
Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личные качества.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность осуществляется через:
- план внеурочной деятельности;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство;
- деятельность иных педагогических работников.
Данная модель позволяет создать систему воспитательной деятельности, в которую включается все образовательное пространство школы: актовый зал, кабинеты, библиотека. Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты, в частности на воспитание и социализацию духовно-нравственной личности.
Из особенностей организации внеурочной деятельности применяется линейная модель организация внеурочной деятельности, так как часы равномерно распределены в течение года.
При составлении расписания занятий внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год учитывались основные валеологические требования к осуществлению внеурочной деятельности:
- форма проведения занятий отличная от урока;
- в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности в рамках работы группы продленного дня составляет не менее 40 минут;
- учли, чтобы проводились занятия разных видов деятельности.
Режим занятий в 1 классе: (сентябрь – октябрь)
1. Учебная деятельность – 9.00 – 12.25
2. Обед – 12.30 – 13.00
3. Сон – 13.00 – 14.00
4. Внеурочная деятельность – 14.00 – 14.35
Режим занятий в 1 классе: (ноябрь - май)
1. Учебная деятельность – 9.00 – 12.25
2. Обед – 12.30 – 13.00
3. Сон – 13.00 – 14.00
4. Внеурочная деятельность – 14.00 – 14.35
Режим занятий во 2 – 4 классах: (4 урока)
1. Учебная деятельность – 9.00 – 12.30
2. Антракт (обед, отдых) – 12.30 – 13.30
3. Внеурочная деятельность – 13.30 – 14.10
Режим занятий во 2 – 4 классах: (5 уроков)
1. Учебная деятельность – 9.00 – 13.20
2. Антракт (обед, отдых) – 13.20 – 14.20
3. Внеурочная деятельность – 14.20 – 15.00
Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, но не включается в учебный план.
Наряду с общими требованиями к организации внеурочной деятельности, обозначенными в нормативных документах федерального и краевого уровней, школа выработала свой перечень требований:
· Внеурочные занятия в классах проводятся в школе во второй половине дня, либо встроена в расписание учебных занятий.
· Внеурочные занятия проводятся преимущественно с классными группами детей, сформированными с учётом выбора учеников и родителей, по отдельно составленному расписанию
· Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть двух видов: авторские или разработанные педагогами школы в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий и утверждёнными педагогическим советом.